Найти в Дзене
Иван Бронзов

Меч и Колдун. Средневековый эпос от создателя Киборга и Немезиды

Альберт Пьюн режиссёр специфический. Настолько что все без исключения его фильмы - продукт боевики категории Б. Нет ни одного фильма где оценка на КП была бы 7 или более баллов, но тем не менее у него много поклонников особенно у нас. Так как не искушенный тогда западом наш зритель в 90е с удовольствие залипал на разные боевики и его не волновало происхождение фильма. Главное экшн и процесс.

А снимал Пьюн разные жанры и эпохи и на заре карьеры. Если Киборг и Немезида это мрачное будущее, то фильм о котором пойдёт речь сегодня освещает светлое Средневековье. Имя ему - Меч и колдун (банальное название впрочем не тогда). Данный фильм я посмотрел не так давно и поэтому у меня скопилось много мыслей по поводу сего творения и хочу поделиться с вами. Усаживайтесь поудобнее...

ВЫшел фильм в 1982 году да очень давно и кроме того в один год с другим историческим боевиком - Конаном. С ним кстати будет много перекликаний хоть Конан принадлежит вымышленной Хайборийской эре, что была очень давно. Заметные факты о прорывном фильме Шварца здесь.

И так начало в начале фильма мы видим как узурпатор Титус Кромвель вознамерившийся на захват трона воскрешает колдуна демона Ксули (взято из произведения Конан - Час дракона), что бы тот помог ему захватит трон Короля Ричарда. И тут идёт первый тупой момент фильма. Спустя минут 5 Титус без ведомой на то причины решил убить Колдуна даже не достигнув цели. Зачем? Да фильм категории Б, но даже тут не допустимы подобные промахи с сюжетом. Впрочем Пьюн никогда не был мэтром, но так вот лажать...

Другой отличительной фишкой фильмов Пьюна является то что он не показывают подробности убийства того или иного персонажа оставляя это за кадром. Видимо рассчитывая сделать фильм помягче, однако все равно всем его фильмам достаётся взрослый рейтинг R. Ну хотя здесь он не использует этот приём так часто.

Вот и тут он показывает как кому то собираются рубить голову и тут же смена плана и мы показываем лицо свидетеля, который пытается выражать эмоции. Именно пытается, потому что хорошая игра с фильмами Пьюна не соседствует.

Нам с тобой делить нечего. Прочь с дороги!
Нам с тобой делить нечего. Прочь с дороги!

Момент со смертью родителей героя не получается воспринимать серьёзно, то ли из за неуместной музыки, то ли из за уже упомянутого приема скрытой смерти режиссёра, хотя и мальчик играющий героя тоже тот ещё актеришка. Вроде бы это должна была быть самая сильная сцена фильма, но осадочек остался.

Да не могу не упомянуть стреляющий меч героя у которого свои секреты. У него стреляют лезвия и в рукоятке спрятан секрет, который откроется ближе к концу.

Итак проходит 11 лет. Кромвель на троне принц Талон (герой) возмужал и вместе с пиратами бороздит моря. Играет его Ли Хорсли - актёр у которого весьма яркая внешность (ибо он потом коренных американцев), а фильмография сплошь второплановые роли в проходных фильмах и сериалах. Справедливости ради он играл в двух фильмах Тарантино, но опять же на дальнем плане, так что вы его вряд ли заметите. Другие актеры фильма тоже заметных ролей не играли.

Минутка commercial:
https://boosty.to/jb183
https://vk.com/id375030502

Дальнейшие 30 минут сюжета ничем не примечательны, батальные сцены слишком коротки из за чего возникает желание промотать. Узурпатор Титус активно гасит мятежы, которые не успевают толком и разрастись с целью захватит беглую сестру Талона принцессу Алану, чтобы взять её в жёны. И ему это удаётся весьма быстро.

Комедийные моменты в фильме просто присутствуют и не более. Никакого дополнения к повествованию они не несут и лишь служат некой разрядкой. Забавно смотрится момент с агрессивными крысами, которые расправляются с парой персонажей. Серьёзно даже в Рэмбо они так не усердствовали.

И кстати Ксулия-колдун то оказывается не убит и строит план чтобы уничтожить Кромвеля. Тот об этом знает, поэтому у него возникает чувство паранойи он видит врага чуть ли не в каждом. И встретив повзрослевшего Талона принимает его за демона и вступает в бой, который по законам жанра прерывают и захватывают в плен принца.

Забавно выглядит сцена где разбойники Талона решают освободить предводителя, а в следующей сцене нам показывают что они уже сидят в темнице. Видимо режиссёр решил не париться со съемками сводящих сцен.

Впрочем тут в тюрьме случается пожалуй одна поистине сильная сцена. Палач приходит колоть узников угрожая зарезать красивую девушку (кстати самую красивую в фильме, на её фоне исполнительница роли Аланы теряется). Здесь действительно чувствуется какое-никакое напряжение. К сожалению принцесса для сюжета важнее так что красавица отправляется на тот свет. А вместе с ней ещё один мятежник и без того замученный и окровавленный. Впрочем палач спустя минут 5 к ним присоединиться жестким образом.

-4

Распятие принца Талона в тронном зале выглядит гротескно. Особенно то что Ли Хорсли не такой крупный как Арнольд исполнивший Конана. Но в Конане это смотрелось круче. При этом нам не показали как его ноги зафиксированы. А знаете как он освобождается? Очень просто вытаскивая руки с камней, именно с камней, а не гвоздей, короче говоря просто превозмогая.

В том же тронном зале монархи из провинций решаются на спонтанный заговор против Кромвеля, который решил жениться на Алане прямо перед распятым Талоном. Правильно зачем всё заранее оговаривать, если можно сделать в последний момент. И что забавно это действительно сработало. А тут ещё и товарищи Талона освобождены неведом кем из темницы присоединяются к разборке.

И то как смонтирована и поставлена это разборка просто произведение искусства. Герои машут мечами под слоу-мо и эпичную музыку с постоянно меняющимися кадрами. Создаётся ощущение что я смотрю видеоклип, а не кино. Пьюн видимо тоже пришёл в кино из клипмейкинга как и Майкл Бэй.

То что герой глава пиратов тоже взято из книг о Конане, который бороздил моря
То что герой глава пиратов тоже взято из книг о Конане, который бороздил моря

В подземелье происходит развязка и пожалуй самая отвратительная сцена с тем как колдун показывает свою истинную личину в прямом смысле сбрасывая кожу. Зрелище не для слабонервных. Не менее стрёмно выглядит и то как Талон видит пытку колдуном своего заклятого врага и собирается прервать экзекуцию. Зачем? Так видимо честь семьи требует чтобы отец был отомщён мечом в поединке. Но разве злодей заслужил честной расправы за свои злодеяния? В остальном сцена тоже сильная сцена фильма и тут хоть как то проявляются эмоции, а не простое кривляние.

Да сюжет вторичен, глуповат и плохо реализован. Сейчас бы его заклеймили за клише и скупость, но у него не отнять достоинств. Он очень атмосферен, персонажи хорошо одеты, ну и харизма главного героя, в старые времена сполна компенсировала отсутствие актёрской игры. За первое фильму досталось от критиков и зрителей сейчас бы такое никто не стал смотреть, но в ту пору было немного иначе.

Колдун напоминает зеленого гоблина из Марвел
Колдун напоминает зеленого гоблина из Марвел

Но несмотря на такое зрелище фильм стал кассово успешным. При бюджете в 3 миллион и лишенным рекламной поддержки он смог собрать почти 40 миллионов только в США. Конан-варвар с мощной поддержкой и созданный на крупной студии заработал аналогичную кассу, да еще и с бюджет был в 3 раза больше Колдуна. Впрочем Пьюну на заре карьеры с кассой очень даже везло и его имя обсуждали в широких кругах. Вон тот же Киборг с Ван Даммом собрал 10 миллионов при бюджете в 1.

В 90-е с кинотеатрами у Альберта не заладится, но видеоформат будет тут как нельзя кстати. Увы не так давно постановщика не стало но его фильмы по прежнему с нами и они куда лучше многих современных, пускай и не лишенные косяков.