Семья является первичным социальным окружением для растущего ребенка. Ребенок в этой системе похож на иммигранта в чужой стране - он не понимает язык и не может быть понят. Пока ребенок не выучит язык и не освоит соответствующее поведение, он будет чувствовать себя беспомощным и некомпетентным. Родители, братья и сестры, сверстники, общественные институты и культура влияют на ребенка, способствуя его социализации.
Один из важных вкладов Альфред Адлера в психологию - описание связи между порядком рождения ребенка и развитием его личности. Он показал, что характер детей различается в зависимости от их места в семье.
Адлер выделял следующие "порядковые позиции" ребенка:
- единственный ребенок;
- старший ребенок;
- средний ребенок;
- младший из двух или трех и более детей.
Единственный ребенок.
Для единственного ребенка важно понимать взрослых, что развивает его способность понимать других людей. Таким детям характерны обостренное чувство добра и зла, высокая мотивация достижений, любовь к решению проблем. Единственные дети чувствуют свою уникальность, много требуют от жизни и стремятся оправдать надежды родителей, у них высокий уровень самоуважения. Из-за отсутствия борьбы за внимание родителей, они имеют больше возможностей для интеллектуального развития.
Однако существует риск "привязывания" и "выученной беспомощности" из-за чрезмерной родительской опеки и недостатка самостоятельности в построении отношений с окружающими.
Старший ребенок.
Адлер характеризуют старших детей как соблюдающих правила, стремящихся к совершенству и успеху, и чаще всего его достигающих. Если же они не достигают успеха, то бросают начатое. Это "хорошие" дети, послушные, действующие в соответствии с правилами. Они добросовестны, серьезны, упрямы, ответственны. Иногда чувство ответственности у них может быть слишком высоким, что превращает старшего ребенка в тревожную личность. Кроме того, старшие дети консервативны и часто становятся хранителями семейных традиций и морали, которые пытаются распространить на окружающий мир.
Для старшего ребенка характерны три стадии развития:
- Он является единственным, уникальным, находится в центре внимания и в привилегированном положении родителей.
- Рождение младшего ребенка резко меняет ситуацию. Если старшему ребенку на момент рождения младшего нет 5-6 лет, то это может вызвать у него сильный стресс. Родители переключают свое внимание на малыша, а старший ребенок теряет власть над ними. Он еще слишком мал, чтобы понять, что произошло. Это может стать причиной зависти и соперничества между детьми, особенно если младший ребенок одного с ним пола.
- На третьей стадии старший ребенок находит выход из сложившейся ситуации. Он понимает, что может делать что-то лучше, так как он умнее и старше. Родители, в свою очередь, осознают, что уделяют старшему ребенку недостаточно времени и внимания, и начинают говорить ему, что он уже достаточно взрослый, чтобы справляться со многим самостоятельно, без помощи взрослых.
Старшие дети нетерпимы к чужим ошибкам, но в то же время очень чувствительны к замечаниям других и изменениям отношений. У них обычно низкие показатели по фактору "социальный интерес" (идентификация с другими, эмпатия, склонность к кооперативному поведению, альтруизм), причем чем больше семья, тем эти показатели ниже. Старшие дети существенно ориентированы на родителей, что, по мнению многих исследователей, является причиной более выраженной совестливости. Чаще всего они ориентированы на занятия науками.
Немаловажное значение имеет разница в возрасте между детьми. Считается, что основные характеристики личности человека закладываются до 6 лет. Поэтому первенец, старший остальных детей более чем на 6-7 лет, может сохранить характеристики единственного ребенка.
Также старшие дети могут начать руководить младшими, а могут стать беспрекословными исполнителями желаний малышей. Кроме того, старший ребенок может попытаться идентифицировать себя с одним из родителей, создавая таким образом иллюзию близости с ним.
Средний ребенок.
Позиция среднего по порядку рождения ребенка является наименее изученной. У этих детей чаще возникают проблемы с самоопределением, так как они одновременно являются и старшими, и младшими, сочетая в себе черты обеих категорий.
Исследования показывают, что основное внимание в семье уделяется старшим детям, которых считают "надеждой семьи" - "самыми умными" и "умелыми", а также младшим, как "самым беспомощным". Недостаток родительского внимания часто приводит к тому, что средний ребенок чувствует себя брошенным и иногда приобретает назойливые, привлекающие внимание привычки. Некоторые ученые считают, что средние дети учатся жить в гармонии со всеми, становясь дружелюбными и тактичным.
Концепция А. Адлера же говорит, что средние дети, завоевывая свое "место под солнцем", должны становиться не дружелюбными, а скорее агрессивными.
Младший ребенок.
Третий ребенок в семье, младший из двух детей, является полной противоположностью старшему. Ему присущи независимость, оптимизм и склонность перекладывать ответственность на других. В отношениях с людьми он манипулятивен. Поскольку ему трудно угнаться за старшим, который ориентирован на академическую деятельность, младший ребенок стремится преуспеть в других сферах, таких как спорт или искусство.
Младшие дети часто более импульсивны, эмоционально неконтролируемы, враждебны и склонны к конфликтам. Они больше ориентированы на себя, чем на окружающих, и не стремятся соответствовать ожиданиям.
Младшие дети нередко становятся "любимчиками" родителей, возможно, поэтому они эмоционально более стабильны, в отличие от старших, которые склонны к тревожности и эмоциональной неустойчивости.
Они обычно более общительны, доминантны, беспечны и практичны. На них, как правило, возлагается меньше обязанностей, особенно в детстве.
Младший из трех или большего числа детей.
Младший из нескольких детей в семье часто имеет особенности в развитии отношений с окружающими, в первую очередь с братьями и сестрами. У него есть два основных пути: либо всю жизнь оставаться ребенком, либо найти способ обойти старших. Эти дети могут быть самыми успешными из всех. Они творческие и необычные, их взгляд устремлен в будущее, многие из них становятся хорошими лидерами.
К моменту рождения младшего ребенка у родителей уже сформировался определенный подход к воспитанию. Поэтому стиль воспитания младшего будет более последовательным, чем по отношению к старшим детям, на которых обрушивается множество зачастую противоречивых воспитательных воздействий, ведущих к их эмоциональной нестабильности.
Кроме того, эмоциональная нестабильность старших детей может быть связана с потерей родительского внимания после рождения следующего ребенка и неспособностью адекватно оценить сложившуюся ситуацию и найти конструктивный способ реагирования на нее.
Дети одного возраста.
Сиблинги оказывают значительное влияние друг на друга в различных аспектах своей жизни. В большинстве случаев они поддерживают друг друга эмоционально, служат примером для подражания, укрепляют поведение друг друга и вместе участвуют в играх, требующих сотрудничества. Между ними также складывается система эмоциональных отношений, которые либо поощряют просоциальное и доброжелательное поведение, либо, напротив, провоцируют агрессивные реакции.
Сиблинги — термин, используемый в этнологии, социальной антропологии и других науках, который обозначает детей одних родителей (родственников второй степени родства).
Таким образом, взаимодействие между братьями и сестрами играет важную роль в формировании их личности и социального поведения. Они оказывают друг на друга как позитивное, так и негативное влияние, что зависит от характера их взаимоотношений.
Важно помнить, что порядок рождения ребенка в семье влияет на формирование его личности, однако эти тенденции не являются жесткими закономерностями. Знание о влиянии порядка рождения может помочь родителям выстраивать более конструктивные отношения со своими детьми. Любите детей.