Из-за жесткого политического режима Советского Союза видеоарт появился в России только в конце 80-х — начале 90-х годов, в отличие от Европы и США, где видеоарт начал расцветать в середине 1960-х годов. Российский видеоарт в основном определяется нарративностью как характеристикой, основанной на сюжетной линии. Московские концептуалисты стали пионерами видеоарта в России, поскольку они хотели рассказывать зрителям истории через свои действия, которые они документировали на камеру.
С кого все началось?
Видео стало новым медиа для московских концептуалистов в 1985 году, когда в СССР приехала немецкий куратор Сабина Хансген, чтобы снимать выступления и творческий процесс художественной группы «Коллективные действия», основанной Монастриским. Андрей взял у Сабины фотоаппарат и сделал первый видеоработу «Разговор с лампой».
На протяжении всего видео он рассказывал о том, как ему некомфортно перед камерой. Он пытался осознать то, что было перед ним, создавая прямой диалог с камерой. Через некоторое время художник начал рисовать на своем теле. В конце видео он показал лампу, которая на протяжении всего видео находилась за камерой. Зритель понимает, почему видео называется «Разговор с лампой».
Через некоторое время «Коллективные действия» начали документировать свою деятельность, и в результате в их перформативную практику было интегрировано видео. Это стало важной вехой для видеоарта в России.
Первые публичные выставки видеоинсталляций прошли в СССР в 1990 году в Казани и в 1993 году в Москве. Огромное участие в этом принял Булат Галеев (1940-2009), мастер визуальной музыки, один из пионеров медиаискусства. Первые видеоинсталляции под его художественным руководством создали студенты конструкторского бюро «Прометей» Казанского авиационного института. Бюро провело первые в стране масштабные световые концерты, создало абстрактные светомузыкальные фильмы. Появление новых технологий позволило перейти от организационно болезненных киноэкспериментов к абстрактным световым и музыкальным клипам.
До конца 1980-х годов советское телевидение было скорее идеологическим инструментом политики и функционировало в жестких рамках. Однако начало 90-х годов – время распада Советского Союза – было временем демократизации общества и телевещания. В России альтернативное телевидение приняло форму инакомыслия и свободного самовыражения художников.
Художники на телевидение
Самым ярким проявлением альтернативного телевидения стал проект «Пиратское ТВ» (1989–1992), созданный Юрисом Лесником, Владиком Мамычевым-Монро, Тимуром Новиковым и московским корреспондентом Сергеем Шутовым.
Основная идея этого проекта заключалась в создании телевизионной программы, представленной как модель ложного телевидения. Например, создавали спортивные новости, пародию на рекламу. Оно имитировало программы государственного телевидения, но в отличие от настоящих телепрограмм «Пиратское ТВ» существовало только на видеокассетах и никогда не транслировалось.
Сергей Шутов и использование монтажа
Сергей Шутов, один из пионеров российского видеоарта, экспериментировал с технологиями. Создал серию видеоремиксов на популярные советские фильмы «Посмотри на тишину» (фильм «Небесная медленность») и «Тайна двух океанов 2» 1992 года (фильм «Тайна двух океанов»), где смешанный видео и звуковой монтаж. Путем соединения видеофрагментов, трансформации изображения и изменения ритма художник создал новую композицию истории, разрушив старую.
Еще одной частью развития видеоарта в России могут стать эксперименты с видеоанимацией. «Восход», «Подводная лодка», «Пингвины», «Самолет» (1993) – видеоанимация Тимура Новикова и Сергея Шутова. Эти видеоработы представляют собой анимированные текстильные аппликации Тимура Новикова. Видеоанимации выполнены в минималистичном стиле.
Группа с экстравагантным названием создает анимационные сказки
Еще один пример экспериментов с видеоанимацией — микросказки арт-группы «ЗаиБи».
ЗаиБи — аббревиатура фразы «за анонимное и свободное искусство» на русском языке — арт-группа, существовавшая с 1990 по 2000 год в Москве. Основной деятельностью группы было проведение арт-акций и видеороликов. Анимационный видеофильм «Ленин и Сталин», состоящий из трёх частей (1991-1998; 1998; 2000), представляет собой рассказ о двух российских лидерах – Ленине и Сталине. Геометрические фигуры представляли героев этой истории.
Свобода, которую получили российские художники после распада Советского Союза, стала фактором возникновения активности в экспериментах с технологиями, в том числе появления альтернативного телевидения, и свободы действий художников. По сути, камера выступала в качестве документального устройства. Российские видеохудожники сосредоточились на рассказывании историй, создании и рассказе историй, а также документировании своих действий. Таким образом, фотокамеры у русских художников стали частью их творческой практики.