Как правило, человек c высоким уровнем самоорганизации проявляет это качество во всех сферах своей жизни и работы. Также одним из свидетельств данного качества является склонность человека к порядку. В работе продающего специалиста это имеет огромное значение – записать, запомнить, не потерять, сделать!
Но к сожалению, часто у людей данной профессии именно с этим качеством – проблема, а потому возникает вопрос, как его развивать.
* Необходимо создать удобную простую систему в работе: алгоритмы, стандарты, правила работы с клиентами, систему хранения информации, требования к ведению записей и организации пространства на рабочем столе.
* Не стоит принимать во внимание отговорки типа: «Ну я же продаю!», «Да это, в общем-то, неважно!», «Лишняя трата времени!», «Наше руководство уже не знает, что придумать!» и т. д.
История
Молодая и обаятельная Елизавета работает менеджером по активным продажам в оптовой компании. По долгу службы ей приходится не только совершать звонки, но и ездить к клиентам, принимать их у себя, а также готовить первичные документы. Сначала, когда Елизавету только приняли на работу, клиенты были довольны и отмечали в беседах с руководителем отдела продаж ее обаяние. Но затем все чаще и чаще стали поступать от клиентов жалобы. То документы оформлены не на них, то Елизавета опоздает на встречу и существенно, то телефонный разговор затягивается, так как она ищет документы, то отгрузит не тот товар. На ее столе постоянно – кипа как попало сложенных бумаг, несколько чашек с давно прокисшим чаем, заплесневевшее печенье, так что клиентам либо сесть неудобно, либо неприятно, либо всё сразу. Ее молодость и обаяние уже не спасают, недовольство растет, как снежный ком, а клиенты требуют другого менеджера.
* Необходимо взять за правило: поддерживать порядок каждый день и наводить его раз в неделю. Поддерживать порядок означает класть вещи, документы как в электронном, так и бумажном виде на свои места! Убирать за собой сразу! Данное упражнение еще и самодисциплину будет тренировать, что тоже полезно для данной категории сотрудников.
* Имеет значение в данном вопросе, безусловно, умение планировать свой день и расставлять приоритеты. Планирование дня должно быть упорядоченным: с чего начинаем, чем продолжаем, чем заканчиваем! И оно должно быть реалистичным! То есть эти список дел должен быть выполнимым. На собеседовании этим тоже можно поинтересоваться! Как выглядит обычный день сотрудника? Чем он руководствуется, планируя свой день? Чем пользуется при составлении плана – ежедневником, программой на компьютере, в телефон и т. д.)? В идеале планирование должно осуществляться не только в рамках текущего или следующего рабочего дня, но и на неделю, месяц и год. И совсем замечательно, если каждый день человек подводит итоги и планирует дела на день следующий!
* Стоит изучить технологии тайм-менеджмента и применять наиболее подходящие, понравившиеся! Забыть отговорки: «Ой, это не получится! Это не для меня! У меня на этой должности это не будет работать! Вот когда офис-менеджер закупит машинку для уничтожения документов, тогда я начну поддерживать порядок…»
История
Олег работает менеджером по логистике в оптовой компании, торгующей бытовой химией, средствами гигиены и товарами для дома, менеджером по логистике. В этой должности он работает уже десять лет, а в компании – полгода. Планирует увольняться. Руководителю отдела не хочется оставаться без сотрудника и тратить время на поиски нового, поэтому он думает: «Возможно ли как-то обойтись без этого, и стоит ли уговаривать Олега остаться? Конечно, он далеко не идеал, но и его увольнение совсем не ко времени». Что же Олег? Все его коллеги, с которыми он когда-то начинал работать, уже заняли более высокие посты, работают в надежных перспективных компаниях, а кое-кто даже открыл собственный бизнес. Олег же с периодичностью раз в год, а то и чаще, меняет работу. На вопросы близких о том, когда он остепенится и уже осядет на более продолжительное время в какой-нибудь фирме, он отвечает: «Когда найду идеальную компанию, тогда и осяду». Вроде бы, здраво – стремиться к лучшему. Но Олег не думает при этом о том, насколько он идеальный сотрудник, и не задумывается о том, что, может быть, среди его восемнадцати мест работы за десять лет все-таки было более-менее неплохое, и он почему-то там не остался… На вопрос коллег о том, что же он такой пассивный, инертный в работе, отвечает: «Вот когда стану руководителем, тогда и буду активным. А сейчас-то зачем?». На вопрос руководителя о причинах ужаснейшего беспорядка на столе, тумбочках, он дает замечательный ответ: «Я пришел, тут так и было. Я буду поддерживать порядок, когда он будет изначально!» И так во всем.
Странно? Нелогично? Очень!
Конечно, это крайний случай, и он встречается редко. Но сколько менее выраженных случаев! Сколько тех самых фраз, которые можно услышать от многих людей (сотрудников, руководителей и бизнесменов):
– Вот когда мне будут платить нормально, тогда я и буду нормально работать!
– Вот когда меня повысят, тогда и буду учиться, развиваться!
– Когда ко мне начнут относиться нормально, тогда и я начну относиться к ним нормально!
– Вот когда у меня будет нормальная работа, тогда я и буду делать то, что нужно!
– Вот когда я стану хорошо зарабатывать, тогда и буду вкладываться в свое развитие!
– Вот когда у меня будет собственный бизнес, тогда и буду хорошо работать!
– Вот когда у меня будет нормальный партнер по бизнесу, тогда всё и будет хорошо!
– Вот когда у меня появятся нормальные сотрудники, тогда и дела пойдут в гору!
– Вот когда меня перестанут отвлекать, тогда я смогу решить эту задачу!
– Вот когда…, тогда я…
Так можно продолжать до бесконечности.
О чем это всё? Да о том, что ради себя самих авторы данных фраз делать ничего не хотят и тем более не хотят вкладываться, инвестировать в повышении качества своего труда, свое развитие и т. д. Но при этом они находят крайнего: компания не та, руководитель не тот, партнер не удался, платят не так, «Это не мой бизнес!», «Это не мое дело, и оно мне не нравится!» и т. д. Да еще заняли типичную позицию жертвы. «Это не я, это со мной так…» «Я за это и за то, что происходит со мной, не отвечаю…» Такие люди ставят свою жизнь, успех, достижения и прочее в зависимость от чего-либо или кого-либо!
Что же с такими людьми – сотрудниками, коллегами, партнерами (особенно продающими специалистами) и т. д. – делать? Перестать питать иллюзии! Что это за иллюзии?
Он (она) измениться, когда мы его:
– повысим в должности;
– обучим;
– повысим зарплату;
– подберем подходящую работу, должность;
– наведем порядок на его столе;
– найдем ему партнера по бизнесу;
– возьмем в учредители и т. д.
На людей, события, ситуации стоит смотреть реалистично. Давайте себе зададим вопросы:
– Каковы настоящие причины, по которым человек не начал этого делать до сих пор?
– Каковы причины того, что этот человек до сих пор не достиг того, о чем говорит?
Все просто. Поскольку он этого – учиться, работать, проявлять активность, быть результативным – делать не хочет, то и не делает! А также на самом деле он не хочет и того, о чем говорит (мечтает), – карьеры, зарплаты и т. п., иначе бы он начал что-то делать! Наличие и сила желания побудили бы! И именно потому, что ничего не делает, он в итоге не достигает того, о чем говорит (мечтает).
На примере того же Олега. Ладно, бог с ним, с бизнесом. Но ведь можно посмотреть, что стоит улучшить в своей работе? Безусловно! Что можно сделать для того, чтобы продвинуться по службе? Посмотреть, как можно в этой компании быть на хорошем счету? Благодаря своей работе улучшить эту компанию или рабочее место? Может он взять на себя ответственность за то, что с ним происходит и в каких условиях он работает? Теоретически – да! Вопрос: почему этого не произошло практически?
Мораль? Не стоит ввязываться в трудовые отношения с человеком, который говорит «Когда у меня будет…, тогда я сделаю…». Подобные фразы показывают суть человека – его низкую самоорганизацию. Зачем вам этот «детский сад», если есть здоровые отношения и по-настоящему взрослые сотрудники, партнеры или люди, готовые ими стать? Вкладывайтесь в здравомыслящих взрослых сотрудников: эффект будет достигнут быстрее, и он будет более значительным! А то ведь иногда как в компаниях бывает: «детский сад» обихаживаем, пестуем, в то время как «взрослые ребята» смотрят на это все, и в итоге или сами превращаются в «детский сад», или жестко «демотивируются» в силу разочарования, или увольняются. Делайте разумные вложения в разумных людей!