Если рассматривать период жизни достопочтенной Фатимы (мир ей) после ухода Пророка (С), то самой важной ее частью станет вопрос рощи Фадак.
С первого взгляда, вопрос как будто связан с наследством, но в то же время такой верующей женщиной как Фатима, чья безгрешность подтверждена аятами, не двигала любовь к имуществу.
После кончины отца достопочтенная Захра (мир ей) не только не смогла получить причитавшийся им халифат, а даже наоборот в последние моменты жизни Посланника Аллаха (С) она и ее супруг подверглись несправедливости и угнетению. Они пережили горестные моменты.
У этого могут быть разные причины.
Несмотря на то, что во времена Пророка (С) была установлена великая исламская дружба, племенное сознание в арабском обществе никогда так и не было изжито полностью. Причина смут, которые разразились сразу после кончины Пророка (С), должно быть заключается в этом.
Во-вторых, после кончины Посланника Аллаха (С) в исламском обществе воцарились сильные панические настроения. Отсюда первое, что пришло в голову, чтобы воспрепятствовать распространению паники, не дать рассеяться людям и не дать расшириться лицемерию, было убеждение, что нужно немедленно выбрать нового халифа.
События развивались настолько стремительно, что уже во время похорон Посланника Аллаха (С) в роще Сакифы прошли выборы нового халифа. Немногочисленное представительство мусульман со скандалом использовало свои голоса в ходе выборов халифа.
В то же время Благородный Посланник еще при жизни определил настоящего халифа, поэтому этих выборов не требовалось. Несмотря на многократные и ясные объяснения этого, арабское общество, грубое в своем восприятии, похоже, так и не смогло полноценно понять, что ему говорили.
И это мы слышим даже из уст такого сподвижника как Абу Бакр, который всю жизнь провел рядом с Посланником Аллаха. Согласно преданию, которое мы приводим в главе «Раскаяние Абу Бакра», Абу Бакр заявил Фатиме (мир ей), что испытывает раскаяние из-за совершенного по отношению к ней и продолжает: «Ах, если бы я спросил у Посланника Аллаха (С) еще при жизни, кого он оставляет халифом».
И, несмотря на возражения Фатимы (мир ей), он действовал как знал, и на протяжении всей жизни страдал из-за этого.
Пророк незадолго до своей смерти – всего за 3 месяца – объявил в Гадир Хум вместо себя имама Али (мир ему) халифом, и более 100 тысяч сподвижников было тому свидетелями.
В этом случае нужно было исполнить то, что было сказано в Гадир Хум, произнесенная здесь речь была по сути завещанием. Однако события развивались совсем по иному сценарию.
Передает суннитский имам Ахмад ибн Ханбал:
«Зайб ибн Акрам рассказывает: Мы были в пути вместе с Посланником Аллаха (С), и добрались до местности под названием Гадир Хум. Здесь Посланник Аллаха (С) приказал всех позвать на молитву. После того, как для него подготовили место между двух деревьев, он стал имамом на полуденной молитве. Затем он взял за руку Али (мир ему), который находился рядом с ним, и произнес:
«Разве вы не знаете, что я для верующих дороже их жизней».
Все присутствовавшие хором произнесли: «Да, знаем».
После этого Посланник Аллаха (С) снова произнес:
«Разве вы не знаете, что я для верующих дороже их жизней».
Все присутствовавшие хором произнесли: «Да, знаем».
Посланник Аллаха (С) поднял руку Али (мир ему) и сказал:
«Чьим господином являюсь я, господином того является и Али (мир ему). О Аллах! Стань помощником тем, кто примет его и станет его помощником. Кто же станет его отрицать и враждовать с ним, стань тому и Ты врагом».
После этого Умар ибн Хаттаб подошел к Али (мир ему) и сказал: «Поздравляю тебя, сын Абу Талиба! Сегодня ты встретил утро и заночуешь как господин всех верующих мужчин и женщин»[1].
Хадис о Гадир Хум, подобный переданному Ибн Ханбалом есть и в других суннитских источниках:
- Имам Ахмад Са’лаби «Кашфу’л-Баян»
- Джалуддин Суюти «Дурру’л-Мансур»
- Вахиди ан-Нашибури «Асбабу’н-Нузул»
- Мухаммад ибн Иса Тирмизи «Суннан»
- Аш-Шайбани «Джамиу’л-Усул»
- Сулейман Балхи ал-Ханафи «Йанаби’ул-Мавадда» (4 глава)
- Ин Асир Джазри «Усду’л-Габа»
- Суюти «Тарих’ул-Хулафа»
- Джамалуддин Ширази «Арбаин»
- Ибн Абу Хадид «Шарх’ул Нахджу’л-Балага»
- Хатиб Багдади «Тарих-и Багдади»
- Мавля Али Муттаки Хинди «Канзу’л-Уммал»[2]
Впоследствии Умар, который поздравлял Али, после кончины Посланника Аллаха (С) забудет полностью эти слова.
Сразу же после этой проповеди Посланника Аллаха (С) начались споры вокруг положения Али (мир ему).
Из труда суннитского автора аль-Халаби:
«После того, как слова пророка о том, что «чьим господином являюсь я, господином того является и Али» распространились среди людей и дошли до Хариса ибн Нумана аль-Фахри, он сразу же отправился в Медину.
Когда Посланник Аллаха (С) сидел в мечети со сподвижниками, то Харис вошел внутрь и произнес следующую речь:
«О Мухаммад, ты потребовал, чтобы мы засвидетельствовали о том, что нет бога кроме Аллаха, а ты – пророк Аллаха, мы согласились на это. Ты приказал нам выполнять пятикратную молитву, соблюдение поста в месяц Рамадан, выплату закята с имущества, совершения хаджа к Каабе, и мы исполнили твой приказ.
Тебе всего этого не хватило, ты теперь взял за руку сына своего дяди Али и заявил: «Чьим господином являюсь я, господином того является и Али». Этим ты установил превосходство Али над нами. Это от тебя или же от Аллаха?»
Глаза Посланника Аллаха (С) стали красными от услышанных слов. «Клянусь Аллахом, кроме которого нет бога, эти достоинства не от меня, а от Аллаха», – сказал он.
После этого Харис встал и сказал:
«О Аллах! Если Мухаммад (С) говорит правду, то пошли на меня с небес камень, чтобы он оставил меня в страшных мучениях».
Клянусь Аллахом, не успел Харис подойти к дверям мечети, то с небес на него упал камень, который пробил его насквозь. После этого Аллах послал следующий благородный аят: «Один человек попросил о наказании, которое должно было его настигнуть» (Сура Мааридж, 1)[3].
Среди других сподвижников также наблюдалось состояние, что они не считали важной проповедь в Гадир Хум.
Али (мир ему), находясь на минбаре, обратился с такими словами:
«Пусть встанут и засвидетельствуют те, кто слышал слова Посланника Аллаха (С), сказанные в местности Гадир Хум: «Стань помощником тем, кто примет его и станет его помощником. А кто же станет его отрицать и враждовать с ним, стань тому и Ты врагом».
Некоторые из присутствовавших встали и засвидетельствовали. Рядом с минбаром сидели Анас ибн Малик, Бараи ибн Азиб и Джарир ибн Абдуллах. Но ни один из них не встал и не стал свидетельствовать в его пользу. Али (мир ему) вновь повторил свои слова, они так и остались сидеть на своих местах. На это Али (мир ему) сказал следующее:
«О Аллах! Не забирай из этого мира, не явив явного признака, тем, кто слышал и знал сказанное обо мне Посланником Аллаха (С), но не встал и не засвидетельствовал этого».
Суннитский автор Балазури передает от Абу Ваиля:
«Анас ибн Малик заболел проказой. Бараи ибн Азиб ослеп, а Джарир ушел в пустыню и вернулся к своему прежнему состоянию»[4].
Краткосрочные и долгосрочные последствия отхода от повелений прощальной проповеди пророка Мухаммада (сав) в Гадир Хум
Поэтому достопочтенная Фатима (мир ей), видя, как люди поступают в разрез с услышанными ей словами Посланника Аллаха (С), сказанные об Али (мир ему), громко выражала свою позицию.
[1] Ахмад ибн Ханбал, Муснад, с. 281
[2] Саййид Мухаммад Мусави, Ночи Пашавара, с. 411-412
[3] Аль-Халаби, Сират аль-Халабийа, т .3, с. 337
[4] Ахмад ибн Яхья, аль-Балазури, Ансаб’ул-Ашраф, с. 156
Статья написана используя перевод труда выдающегося исламского ученого современности профессора Хайдара Баша "Имам Зейн аль-Абидин ас-Саджад (мир ему)". Перевод с турецкого: Арслана Кули.