Найти в Дзене
Без цензуры

Демографическая яма растет на глазах. Белоусов рассказал о мерах поддержки

На днях Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования выпустил доклад по демографической тематике. В нем эксперты во главе с Дмитрием Белоусовым – родным братом нынешнего главы Министерства обороны – дают свой анализ, свою оценку тем процессам в демографии, которые происходят у нас в стране, и предлагают свои решения по повышению рождаемости.

Что происходит с демографией, думаю, все прекрасно знают. Ситуация катастрофическая. В 2023 году было рождено около 1 250 000 детей. Это антирекорд с 1999 года. А "яма" будет достигнута в 2027 году – родится всего где-то 1 150 000 детей – просто ужасные цифры. И, самое главное, суммарный коэффициент рождаемости по прошлому году был равен 1,41. В этом году, понятное дело, будет еще большее снижение. Притом, что хотя бы для выхода только на уровень самовоспроизводства необходим показатель в 2,08.

Что самое парадоксальное: по демографическим статьям государство тратит просто огромные деньги. Суммарно уровень подобной поддержки можно оценить в 2 триллиона рублей – но результата нет. Ну или практически нет. Если 2 триллиона убрать, наверное, ситуация была бы еще хуже, но, тем не менее, мы видим, что никаких кардинальных изменений нет. Можно долго рассуждать, почему, какие имеются основные проблемы, как лучше перераспределять ресурсы. Но сейчас сосредоточу внимание на докладе Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования.

Итак, эксперты в нем выделяют 3 типа территорий. Первый – это территория аграрного типа, затем второй – индустриального – и, наконец, постиндустриального. Вот для аграрного и индустриального они предлагают определенные меры поддержки. Это увеличение доступности жилья, в том числе путем списания части ипотечного кредита за каждого рожденного ребенка. Это, кстати, тот пункт, который институт Царьграда продвигает уже на протяжении нескольких лет. Среди других мер поддержки можно выделить увеличение благосостояния семей, введение налоговой семейной единицы (когда НДФЛ рассчитывается с дохода домохозяйства, а не с доходов отдельных граждан) и ряд мер, может быть, менее масштабных, но не менее важных.

Но самое главное, на что здесь следует обратить внимание – для постиндустриальных территорий эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования не видят никаких действенных инструментов, которые могли бы повысить рождаемость. И действительно, это можно называть и общемировой тенденцией, и чем-то другим, но когда население концентрируется в крупнейших агломерациях, в городах-миллионниках, то рождаемость резко падает. И здесь дело отнюдь не в деньгах, не в социальной защищенности. Ведь в городах-миллионниках-то люди, откровенно говоря, живут не бедные, особенно в России, если мы смотрим на уровень дифференциации в доходах между жителями Москвы или Петербурга и условной Псковской или Курганской областей (да большинства регионов России). Значит, дело не в деньгах. Оно, в общем-то, понятно, и подобное означает, что никаких в реальности мер, которые можно предпринять для повышения рождаемости в крупных и крупнейших городах, действительно нет.

Что тогда делать? Решение достаточно простое, как кажется на первый взгляд. Это изменение стратегии пространственного развития страны. То есть переход от агломерационной стратегии, которая гласит о том, что экономическое развитие может быть исключительно в агломерациях, что именно они являются точками роста – к фронтальному и сбалансированному развитию всех регионов. Отказаться от стягивания людей в агломерации, потому что подобное ничего не дает. Во-первых, мы закрываем глаза не только на социальное положение дел. Мы закрываем глаза даже на национальную безопасность. Ведь если у вас население концентрируется в отдельно взятых точках, то это прямая угроза обороноспособности и безопасности страны.

Во-вторых же, если мы подходим даже сугубо с экономической точки зрения, отбрасывая в сторону демографию, и исходим сугубо из экономического целеполагания, то агломерации были актуальны для 4-го и 5-го технологических укладов, когда сначала шла индустриализация, предприятия концентрировались в городах и требовались рабочие руки. Далее шло интенсивное развитие сферы услуг, когда была важна высокая плотность населения опять же в отдельных точках. Пока еще не было информационных, цифровых технологий, которые есть сейчас и для которых не обязательна высокая плотность населения и концентрация их в крупнейших городах. Та же наука может развиваться вне данных территорий, и примеры, которые имеются у нас, в том числе в России, например, город Иннополис, лишь доказывают это положение.

Поэтому демография сейчас – это просто важнейшая задача для нашей страны. Если ее не решить, то все остальное просто бессмысленно. Для чего повышать качество жизни населения, для чего повышать уровень его благосостояния, если через 50-100 лет жить на этой территории станет некому? Может быть, многие со мной не согласятся, но тогда это делать абсолютно бессмысленно. Так же бессмысленно заниматься и любыми другими вопросами. Ведь мы живем не только сегодняшним днем. Мы живем в том числе и для будущих поколений. Такое было на протяжении всей истории. Нельзя просто взять и отбросить и прошлое, и будущее и сконцентрироваться исключительно на настоящем. Тогда абсолютно все теряет смысл.

Поэтому решение данного демографического вопроса, как и вообще вопроса фронтального развития всей страны и нашей цивилизации – это изменение стратегии пространственного развития: переход от агломерационной политики, как я уже сказал, к сбалансированному развитию всех территорий. В противном случае нас ждет то увядание, которое мы, к сожалению, имеем на протяжении даже не последних десятилетий, а с 1964 года как минимум. И этот процесс будет разрастаться. А если учитывать еще те процессы, которые идут в миграционной сфере (а именно замещающую миграцию из Средней Азии и Закавказья), то ситуация совсем становится катастрофической.

В настоящий момент в Правительстве, в частности в Министерстве экономического развития, готовят новую стратегию пространственного развития. Вот и посмотрим, что они там предложат. Насколько я знаю, определенные положительные все-таки сдвиги здесь имеются, но они недостаточны, поэтому, надеюсь, в скором времени концепция стратегии пространственного развития будет нам представлена. И тогда мы уже сможем ее как следует как следует проанализировать.

Не забываем ставить лайк :)
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!