Снова город Челябинск –
Мой родственник и чудак!
Столица бурлила, и мы её увидели практически такой, как товарищи Бендер и Воробьянинов, прибывшие в это же место из Старгорода за шестьдесят пять лет до нашего приезда на Ленинградский вокзал из Таллина. Известный каждому транзитному пассажиру подземный переход на площади Трех вокзалов в Москве напоминал торговые ряды периода НЭПа. Бойкие "баушки" еще вчера сидевшие на лавочках возле подъездов, обсуждая морально-этический облик жильцов (особенно одиноких молодых женщин) и делавшие замечания дворовым мальчишкам по поводу шумности хлопанья подъездными дверьми, покинули свои насиженные места и лихо бросились выполнять указ "О свободе торговли". На тарных деревянных ящиках был дивный товар. Можно было купить черта лысого, черта с чубчиком, но преобладали продукты, один вид которых и способы презентации практически на асфальте вызвал бы приступ эпилепсии у любого инспектора СЭС. Там же, активную торговлю «оригинальной туалетной из Франции», разлитой, где-нибудь в окрестностях Мытищ, вели вчерашние завсегдатаи винных отделов и пунктов приема стеклотары. Россия кинулась в торговлю!
Уже через двое суток мы выходили на перрон Челябинского вокзала. Конец апреля встретил еще не убранным зимним мусором и ветром, теми же торговыми импровизированными точками и запахом отпущенных цен.
Жить нам предстояло в двухкомнатной квартире родителей на улице Российской, в районе плавательного бассейна, где жили мама и сестра. Тесновато для пятерых, но некритично. Очень быстро пришел контейнер из Таллина, и нам пришлось бОльшую часть вещей выгрузить в свободном помещении у мамы на работе. Инна устроилась на работу в больницу, что для неё было тоже не самым лучшим испытанием. Как и всякому уроженцу цветущего, более южного края, тогда она совершенно не знала ни Урал, ни Челябинск. Да и мне приходилось его узнавать заново. За девять лет я подзабыл маршруты транспорта и некоторые улицы, а район застройки по улице Братьев Кашириных я вообще увидел впервые.
Интересное было то время в Челябинске, как, впрочем, и в других городах. Все менялось и, как всегда, по-российски стремительно и в огромных масштабах. Менялся облик людей. Мне тогда казалось, что стала проявляться индивидуальность личности. Мы уходили от советских стандартов в одежде и единообразия в быту. От всего серого переходили к более ярким тонам. Да, пусть ещё следовали "стадной моде" Сбросив с себя боты "прощай молодость" и "пОльты" с воротниками из меха неизвестного животного, надев польские "варёнки" Мальвина, турецкие свитера "Boys" и китайские пуховики, из которых торчали то ли перья, то ли вата, мы семимильными шагами шли в сторону от стандартов, неизвестно кем сочинёнными. Сложное и трудное было время, но его надо было пройти. Этот этап прошли в разный период все страны, взявшие ориентир на рыночную экономику.
После обустройства быта надо было решить проблему трудоустройства. Как и у всех, имевших денежные накопления, наши небольшие ресурсы, оставшиеся у нас после Польши, превратились ни во что! Конкретных наметок на работу у меня не было. Тема силовых структур типа ГАИ для меня была закрыта, а никаких знакомых и старых друзей, которые могли бы как-то сориентировать, я пока не отыскал. Оставалось попробовать бюро по трудоустройству. Так я стал заместителем начальника транспортного цеха знаменитого завода мерительных инструментов "Калибр" расположенного практически в центре города.
Но поговорим о Челябинске тех лет. Вы же ещё не забыли то время "ножек Буша" от "Союзконтракта" спирта "Рояль" и рекламы, призывающей пить водку "Зверь" от употребления которой, как утверждал голос известного артиста: "Похмелья не будет". В стране появилась частная инициатива, ставшая наполнять скудный рынок.
Как грибы в жилых кварталах появлялись торговые киоски, порой сделанные из пятитонных контейнеров, в которых продавали круглосуточно, без всяких лицензий спиртное очень сомнительного качества. Помните Амаретто и какую-то шипучую винную субстанцию Спуманте в красивой бутылке для шампанских вин? Улица Кирова у Главпочтамта абонировали челноки. По тротуару было невозможно пройти из-за нагромождения столиков с товарами и огромных клетчатых баулов с турецкими одеждами. В фойе кинотеатров и дворцов культуры продавали Секонд Хэнд. На улицах возле продовольственных магазинов стояли очереди за новым, не виданным чудом американского птицеводства - куриными окорочками. Советская торговля до их появления продавала только целиком, с лапами и страшными головами синюшных кур. А вечером страна с замиранием сердца следила за слезами Марианны и сложностями жизни Просто Марии. А для отвлечения от переживаний вставлялись ролики о предприимчивом Лене Голубкове, состояние которого с каждой серией росло как тесто на дрожжах по причине правильной покупки акций МММ.
Появились первые иномарки, двигатели которых дымили, чадили, но вращали колеса. Гаражные "дяди Васи" тут же подсуетились и освоили ремонт и изготовление расходных материалов. Лично видел, как из Зиловских тормозных накладок вырезались прямые куски и приклепывались к основе изношенных до металла колодок дисковых тормозов. Появился прокат видеокассет и видеосалоны. А ведь как радовались пассажиры в залах ожидания, смотря пиратские копии Рэмбо, коротая время до поезда. Красивое слово "Евро" стало приставкой к словам: ремонт, стандарт, поддон. Но не особо было весело от реального снижения уровня жизни из-за роста потребительских цен и инфляции. Помните, как чуть ли не ежедневно менялись ценники в магазинах, так как в торговле начали применять курс у. е. переводя цены в рубли по курсу Центробанка? Ведь реально: из-за задержек довольно скудных зарплат многие продукты и вещи становились недоступны. Многие опять активно занялись выращиванием овощей на «фазендах», всем желающим выделялись участки под картофель, шла гуманитарная помощь.
И вот появилось некрасивое и непонятное слово "ваучер". Газеты бесплатных объявлений тут же запестрели сумасбродными предложениями: "Поменяю свой ваучер на вашу видео двойку, или машину, или квартиру". Видимо, автор полагал, что в будущем обладатель того ваучера сможет обменять его на 10 видео двоек и на дачу в Подмосковье. Нет смысла обсуждать ваучеризацию. Одно мне было тогда понятно, что без упорной, не однодневной разъяснительной работы нельзя было спешно проводить тот процесс.
Но пора поспешить на завод, в транспортный цех. Не хочу выглядеть в Ваших глазах "критиканом" но существует объективная реальность, которую я видел на заводе. Вот как раз это предприятие и показывало всю тупиковость командно-административной плановой экономики. Оборудование очень старое, видимо, с военных времен. Возможно, в цехах по изготовлению проходных калибров оно было лучше, но я там не бывал. А вот цеха по производству штангенциркулей, отверток и наборов инструментов вызывали удивление. При этом двор был забит ящиками с новым оборудованием, полученным по разнарядке Госплана СССР, о монтаже которого, никто не помышлял.
Завод работал на склад, забитый штангенциркулями, наборами инструмента "Юный слесарь" которые уже были в каждом челябинском доме, и отвертками. Ну сколько надо этих наборов в дом? А штангенциркулей, которым ничего практически не делаться десятки лет, их только теряют. Но директор, явно уже переработавший лет десять лишнего и не принимающий иных форм экономики, грудью стоял против перемен и "прихватизации" при этом ничего не делая для модернизации и перестройки производства. Заводоуправление было забито пожилыми тетками, работавшими в многочисленных учетно-плановых отделах. Помните таких, сидящих за столами, заваленными бумагами в различных конторах? Они даже в помещения сидели в своих меховых шапках - формовках очень причудливой формы. По-моему их главной задачей было: обсуждение вчерашней серии с кознями Луиса Альберто, чаепитие - артельное приготовление обеда из принесенных продуктов с последующим мытьем посуды.
Я как-то зашел в бухгалтерию за доверенностью к такой тетке, которая только ими и занималась и ничем более. И знаете, что я услышал, войдя в кабинет? "Выйдете! Вы не видите, что мы чай пьем". По-моему, комментарии излишни. Понятно, что просто так людей, привыкших к такому стилю работы, нельзя взять и в одночасье сократить.
Но оптимизация заводу была нужна. Естественно, наступил момент, когда просто нечем было выплачивать зарплату, все шло на поддержание завода в жизнеспособном состоянии. Задержки выплат достигали двух месяцев, а на два месяца остановить жизнь невозможно. Автомобили тоже были очень старыми, не раз прошедшими капремонт. В основном ГАЗ-52, собранные еще при Хрущеве. Забот по обеспечению ремонтов хватало: восстанавливали в цехах все, что могли, благо оборудование позволяло. Мне же приходилось мотаться по автопредприятиям и заниматься бартерным обменом запчастей на инструменты.
Понятно, что я обдумывал варианты перехода на другую работу, хотя очень этого не люблю. И появилась такая возможность! Как Вы думаете, кто помог? Ну конечно, Его Величество Случай. Сколько же их таких уже было и будет!
А завод жалко! Не знаю, что и как там было, но скоро он превратился в торговый комплекс " Калибр". Стране нужны были торговые площади. А ведь при рациональном подходе и привлечении инвесторов в тех цехах можно было организовать современное производство той же бытовой техники, которой так тогда не хватало. Сейчас он существует, но в промзоне и не особо известен.
Давайте ещё перекурим и переместимся. в бизнес лихих девяностых. Хотя это был не бизнес, а коммерция, но мы тогда смысл этих понятий не знали.
Коммерция в лихие девяностые.
А началось всё с неисправного домкрата. Предстоял дальний рейс заводскому КамАЗу, а с таким домкратом выезжать никак нельзя. Скрипя сердцем, директор завода подписал мою служебную записку. Тетка из бухгалтерии, оторвавшись от чаепития, написала что-то для другой тетки, которая, оторвавшись от великосветской беседы про Просто Марию, пообещала, что после обеда третья тетка напечатает платежное поручение, и если дадут машину, то завтра до обеда четвертая тетка съездит в банк и отдаст платежку на оплату.
Через день до обеда я с торжественным видом оформлял доверенность на получение домкрата, отрывая теток от размеренного течения рабочего дня и приготовления обеда.
На улице Образцова располагалась организация, в которой продавали домкраты. В одном из кабинетов, переделанных из комнат бывшего общежития, мужчина немного старше меня, предложил скоротать время ожидания кладовщика за чашкой кофе и беседой. Николай оказался директором совсем недавно учрежденного ТОО с необычным названием "Торос-Авто".
Сам он автомобилист и до недавнего времени работал инженером АТП, то есть фактически мой коллега. Контора (так я привык называть организацию и офис) была нацелена на реализацию запасных частей к автомобилям. Я совершенно спонтанно поинтересовался: " А не нуждается ли это почтенное предприятия в приливе новых сил в моём гибридном лице? " Оказалось, что такая нужда имеется. После краткого рассказа о моём боевом и трудовом пути был вынесен вердикт: "Годен! ".
Так, 13 августа 1993 года, в пятницу, я встал на коммерческий путь, чего сам не ожидал. Надо заметить, что на тот момент я не имел ни малейшего понятия о частном предпринимательстве и функционировании малых предприятий. Все мои познания ограничивались прочтением романа сказки Н. Носова "Незнайка на Луне" (очень полезное чтиво для получения первичных знаний о капитализме).
Начиналось все необычно, познавательно и интересно. Я по привычке в первый день прибыл к Николаю для получения задач, на что получил очень лаконичный ответ: "Задача: получать прибыль! Вот тебе реквизиты расчетного счета, телефакс, телефонный справочник предприятий. придумывай. Узнавай, какие нужны запчасти и думай, где их брать". Факс мне очень понравился, тогда это было чудом техники, которое я увидел впервые. Функциональная вещь! А сколько таких удобных гаджетов будет впереди. Сейчас даже смешно вспоминать, как тогда работали без интернета и программ учета. Проводить маркетинговые исследования рынка запасных частей 1993 года, так как его попросту не было. Надо было придумать и все организовать, учитывая спрос и возможность конкуренции. Где-то я прочел очень правильный постулат: "Что бы войти в рынок и сохранить в нем место, заходи со своим эксклюзивом". Сейчас это очень проблематично, а тогда особо не надо было, что-то изучать.
Собственно, потребности мне были очень хорошо известны, учитывая полученный небольшой опыт работы в неармейских условиях. Но нужен был эксклюзив на перспективу. Самой главной проблемой в автомобилях было электрооборудование. И если иные комплектующие можно как-то восстановить, то электрика в большинстве своём неремонтопригодна. Я не хочу умирать от скромности. Предпочитаю от старости. Но без ложной скромности смею утверждать, что на тот момент я неплохо разбирался в электрооборудовании. (жизнь заставляла, особенно в Армии).
Так родилась идея заняться этим ассортиментом. Николай дал мне огромный справочник промышленных предприятий, и я досконально изучил тему: звонил по заводам, получал факсы на запросы, анализировал применяемость на тогдашние ЗиЛы, ГАЗы и КамАЗы. По итого был составлен первый план закупок. Работа очень увлекала. Это было что - то новое. Видимо сработали генетические корни еврейства, склонность к новациям.
Николай идею одобрил, и родилась первая сделка. Он рисковал кредитными деньгами, но, видимо, я был убедителен, да и он практик. И мы решили попробовать. В конторе был собственный Камаз со спальником, на котором я отправился в первую командировку за товаром. Интересно бывает в жизни: впервые видишь человека, и с первых минут становится ясно, что Вы с ним одной крови, как Маугли и Балу. (я не о национальности). Таким человеком был Сергей Котов, водитель того КамАЗа. С Серегой мы проехали не одну тысячу километров и стали впоследствии настоящими друзьями. Жаль, потерялся с ним контакт. Итак, первый рейс. В те годы еще не было транспортных компаний, и приходилось ездить на заводы - изготовители самим. Да и мне хотелось побывать на заводах и изучить дальнейшую перспективу сотрудничества.
Я как то легко, совершено не комплексуясь, исполнил нехитрые обязанности простого экспедитора: оформлял получение, проверку и погрузку товара. Насколько же сейчас все стало проще, а тогда необходимо было личное присутствие представителя конторы. Из того рейса мы привезли генераторы, оптические элементы фар, задние фонари, реле, датчики и прочий дефицит того времени. Николай заблаговременно дал рекламное объявление, и мы буквально за две недели всё распродали. За неполный месяц работы я получил зарплату втрое выше заводской.
Интересное было время. С Сергеем мы проехали практически всю центральную и южную части России и: Москва, Лысково, Владимир, Кержач, Вязники, Калуга, Ржев, Старый Оскол. Все города, где были заводы, производящие электрооборудование, автоприборы и светотехнику. Как это было интересно! В окрестностях Кержача мы побывали на месте гибели Гагарина и Серёгина. Волнительно.
А те дороги с отсутствием современной инфраструктуры! Ночевки на стоянках в кабине, готовка харчей на газовой плитке, дорожный рэкет всевозможной "братвы" на убитых девятках без номеров. Редкие гостиницы в небольших городах со влажным бельём, клопами и буфетами с несъедобными котлетами, слипшимися макаронами и дурно пахнувшим винегретом. А помните цыган возле заправок, продающих "не задорого" якобы фамильное золото и кожаную куртку из-за крайних обстоятельств? Эх, девяностые!
А Вы знаете, но мне кажется, что тогда для экономики тот период был необходим. Ведь частная инициатива - не новинка в истории. Та же НЭП помогла новой Советской России. А коммерция после окончания Великой Отечественной войны? Помните коммерческий ресторан " Астория" где жировал Фокс? Да, тяжело, но надо! Согласитесь, что к началу двухтысячных тот дикий рынок дал старт вполне нормальной жизни. Тот новый уклад в итоге победил плановую систему производства и распределения.
А бизнес девяностых - забавное явление! Как грибы росли всевозможные кооперативы, ТОО, АОЗТ, ЧП и прочие организации. Торговали всем, чем только возможно. Вагонами пытались продавать пресловутую красную ртуть, которой в природе не существует. Перекупали у конкурентов товар и продавали с наценкой своему клиенту, которой и не подозревал, что зайдя в соседнюю дверь, он бы потратил бы процентов на тридцать меньше за тот же товар. Но он в тот момент пил кофе, красиво поданный длинноногой секретарём в мини - юбке. Сколько же раз мне по факсу предавали мною составленный прайс-лист на электрику, но с ценами на пятьдесят процентов выше. Вчерашние таксисты, оборотистые снабженцы, напёрсточники, рыночные кидалы и пацаны в трениках с лампасами стали «Генеральными директорами» не понимая, что такое наименование должности предполагает, что в штате есть и финансовый директор и коммерческий и даже технический.
А названия! Ведь язык можно было сломать, читая те визитные карточки, теснённые позолоченными буквами "ТОО Сваргимпортопторг Ltd". Правда, тот, кто придумал это броское название, не знал, что Ltd - это и есть понятие ТОО или ООО. Была тогда шутка: "Товарищество с ограниченным мышлением". А суть этих предприятий была одна: Купи дёшево, продай дорого, что для того периода было вполне приемлемо. Я что тогда, что сейчас не согласен с посылом: "Да какая разница, что продавать? Покупай дешево, продавай дорого! " По-моему, надо до тонкостей знать предмет торговли. Лично мне что тогда, что сейчас приятно работать, зная, что я могу помочь потребителю безошибочно подобрать запчасти, даже если он сам четко не представляет, что необходимо для его техники.
А конкуренция была диковатая. Вот кто-то увидел, что у вас хорошо что-то продается, то и он начинает реализовывать тот же ассортимент, но чуть дешевле. Потом появляется третий торговец и так далее. Понятно, что от такой конкуренции выигрывал потребитель, но не долго. Слабые сходили с дистанции, а оставшийся монополист тут же поднимал цены.
учшие друзья, некогда организовавшие общее дело, становились злейшими врагами из-за разных взглядов на распределение прибыли. Делили бизнес и шли параллельными курсами, строя козни друг другу. Как хорошо, что все это ушло в небытие. Ушли все эти Ltd с их генеральными директорами и красивыми визитными карточками, и коммерция стала цивилизованной. Вскоре после накопления начального капитала тот, кто реально обладал необходимыми знаниями в экономике, занялись бизнесом, то есть вкладыванием денег в новые долгосрочные проекты. А генеральные директора стали простыми частными предпринимателями на оптовых рынках. Прошло их время.
Я закрепился в конторе. Все пошло как надо, но открыть своё дело я не собирался. Не моё. За все эти годы я так и не стал разбираться в нюансах бухучета, налогах и в прочих премудростях коммерческой деятельности на уровне руководителя. Да и дара или предпринимательской жилки, как оказалось, у меня совсем нет. Мой уровень - технический руководитель.
Детские болезни 90-х не обошли стороной и контору. Николай разделил бизнес с другими учредителями и собирался заняться другой деятельностью. Но дело не умерло. Я продолжаю заниматься этим профилем, но не узко по электрооборудованию, а по всей номенклатуре запасных частей, в том числе и на те бренды, с которыми ранее не приходилось иметь дело. Очень помогли практические навыки и умение работать с каталогами. С 1997 года на одном месте с небольшим перерывом в одном и том же коллективе.
Мне очень нравиться современная организация коммерческой деятельности. Как все стало просто и удобно. Нет никакой необходимости в командировках и долгих переговорах под "переговорный коктейль" Все эти платежи и документы делаются одним нажатием кнопки. Хотя надо признаться, что есть ностальгия по тем годам. Мне пришлось поездить и полетать уже по всей России, от Калининграда до Хабаровска, обзавестись новыми друзьями и знакомыми, навестить старых (конечно, же, в Ульяновске). Сейчас все по-другому, и можно 10 лет сотрудничать с партнером из другого региона и ни разу не встречаться с ним очно.
Вся неустроенность прошла, и жизнь вошла в нормальную колею, без потрясений и резких перемен. В 96 году исполнилась моя детская мечта. По случаю я купил ГАЗ-21 «Волга» черного цвета, привезенную кем-то из….Польши. Два месяца по вечерам и в выходные я восстанавливал её, доведя до очень приличного состояния. Вот только не удалось найти знаменитого хромированного оленя и шины родного типоразмера. Классная была машина. Приятно было ехать на этом корабле, ловя одобрительные взгляды. Все еще жалею, что продал её, так как все же для рабочих поездок она не подходила, как и для зимней эксплуатации в возросшем транспортном потоке. Но пересел я на её внучку, только что выпущенную Волгу ГАЗ-3110.
Страна отошла от потрясений лихих 90-х, как то быстро и легко пережила дефолт августа 98 года, и началось нормальное поступательное движение. Старые окна менялись на пластиковые, в квартирах появились современные телевизоры, стиральные машины, холодильники и прочая мелкая и крупная бытовая техника. Автомобили стали более доступны, чем в девяностые. Поездки на средиземноморские курорты перестали быть привилегией только "новых русских". Это могли себе позволить и старые евреи, и татары, и башкиры, в общем, все! Началась повальная телефонизация населения мобильными средствами связи. У народа появилась мотивация к работе. Рухнул фольклорный миф про ленивого русского мужика, который пьет и не работает. Я твердо убежден, что если человек видит, что его работа приносит стабильный доход, и чем больше он работает, тем выше уровень его благосостояния, то он забудет сюжет про Афоню в подтопленном подвале, когда у него окончился рабочий день. Видимо, этого и рыночных отношений не хватало социалистическому строю.