«Ни черта! Я их все равно обману!» - крикнул он, проходя мимо меня между падением двух бомб. Бог 2-го pангa вдруг подмигнул чёрным глазом, усмехнулся, показав белые зубы. Он казался всемогущим, как бог.
Статья, опубликованная в газете КРАСНАЯ ЗВЕЗДА 9 июля 1942 г., четверг:
ПРОРЫВ БЛОКАДЫ
За несколько дней до своей безвременной гибели писатель Евгений Петров отправился в Севастополь на лидере "Ташкент", который прорвался сквозь кольцо вражеской блокады к осажденному городу. Вернувшись на этом же корабле на побережье, Евгений Петров приступил к работе над очерком о походе для "Красной звезды". Гибель на посту прервала эту работу. Незаконченная рукопись была доставлена в Москву.
Ниже мы публикуем посмертный очерк Евгения Петрова «Прорыв блокады».
Лидер «Ташкент» совершил операцию, которая войдет в учебники военно-морского дела, как образец дерзкого прорыва блокады. Но не только в учебники войдет эта операция. Она навеки войдет в народную память о славных защитниках Севастополя, как один ив удивительных примеров воинской доблести, величия и красоты человеческого духа.
Люди точно знали, на что они идут, и не строили себе никаких иллюзий. «Ташкент» должен был прорваться сквозь немецкую блокаду в Севастополь, выгрузить боеприпасы, принять на борт женщин, детей и раненых бойцов и, снова прорвав блокаду, вернуться на свою базу.
26 июня в два часа дня узкий и длинный голубоватый корабль вышел в поход. Погода была убийственная — совершенно гладкое, надраенное до глянца море, чистейшее небо, и в этом небе занимающее полмира горячее солнце. Худшей погоды для прорыва блокады невозможно было придумать.
Я услышал, как кто-то на мостике сказал: «Они будут заходить по солнцу».
Но еще долгое время была тишина, и ничто не нарушало ослепительного голубого спокойствия воды и неба.
«Ташкент» выглядел очень странно. Если бы год назад морякам, влюбленным в свой элегантный корабль, как бывает кавалерист влюблен в своего коня, сказали, что им предстоит подобный рейс, они, вероятно, очень удивились бы. Палубы, коридоры и кубрики были заставлены ящиками и мешками, как будто это был не лидер «Ташкент», красивейший, быстрейший корабль Черноморского флота, а какой-нибудь пыхтящий грузовой пароход. Повсюду сидели и лежали пассажиры. Пассажир на военном корабле! Что может быть более странного! Но люди уже давно перестали удивляться особенностям войны, которую они ведут на Черном море. Они знали, что ящики и мешки нужны сейчас защитникам Севастополя, а пассажиры, которых они везут, — красноармейцы, которые должны хоть немного облегчить их положение.
Красноармейцы, разместившись на палубах, сразу же повели себя очень самостоятельно. Командир и комиссар батальона посовещались, отдали приказания, и моряки увидели, как красноармейцы-сибиряки, никогда в жизни не видевшие моря, потащили на нос и корму по станковому пулемету, расставили по бортам легкие пулеметы и расположились так, чтобы им было удобно стрелять во все стороны. Войдя на корабль, они сразу же стали рассматривать его, как занятую ими территорию, а море вокруг — как территорию, занятую противником. Поэтому они по всем правилам военного искусства подготовили круговую оборону. Это понравилось морякам. «Вот каких орлов везем», говорили они.
И между моряками и красноармейцами сразу же установились приятельские отношения.
В четыре часа сыграли боевую тревогу. В небе появился немецкий разведчик. Раздался длинный, тонкий звоночек, как будто сквозь сердце быстро продернули звенящую медную проволочку. Захлопали зенитки. Разведчик растаял в небе. Теперь сотни глаз через дальномеры, стереотрубы и бинокли еще внимательнее следили за небом и морем. Корабль мчался вперед в полной тишине навстречу неизбежному бою. Бой начался через час. Ожидали атаки торпедоносцев, но прилетели дальние бомбардировщики «Хейнкели». Их было тринадцать штук. Они заходили со стороны солнца по очереди и, очутившись над кораблем, сбрасывали бомбы крупного калибра (мне показалось, как-то неторопливо сбрасывали).
Теперь успех похода, судьба корабля и судьба людей на корабле, — все сосредоточилось в одном человеке. Командир «Ташкента» капитан 2-го ранга Василий Николаевич Ярошенко, человек среднего роста, широкоплечий, смуглый, с угольного цвета усами, не покидал мостика. Он быстро, но не суетливо, переходил с правого крыла мостика на левое, щурясь смотрел вверх и вдруг, в какую-то долю секунды приняв решение, кричал сиплым сорванным голосом:
— Лево на борт!
— Есть лево на борт! — повторяй рулевой.
С той минуты, когда началось сражение, рулевой, высокий голубоглазый красавец, стал выполнять, свои обязанности с особенным шиком. Он быстро поворачивая рулевое колесо. Корабль, содрогаясь всем корпусом, отворачивал, проходила та самая секунда, которая, как положено в банальных романах, кажется людям вечностью, и справа или слева, или впереди по носу, или за кормой в нашей струе поднимался из моря грязновато-белый столб воды и осколков.
— Слева по борту разрыв! — докладывал сигнальщик.
— Хорошо, — отвечал командир.
Бой продолжался три часа почти без перерывов. Пока одни «Хейнкели» бомбили, заходя на корабль по очереди, другие улетали за новым грузом бомб. Мы жаждали темноты, как жаждет человек в пустыне глотка воды. Ярошенко неутомимо переходил с правого крыла на левое и, прищуриваясь, cмотрел в небо. И за ним поворачивались сотни глаз. Он казался всемогущим, как бог. И вот один раз, проходя мимо меня между падением двух бомб, бог 2-го pангa вдруг подмигнул чёрным глазом, усмехнулся, показав белые зубы, и крикнул: «Ни черта! Я их все равно обману!»
Он выразился более сильно, но не все, что говорится в море во время боя, может быть опубликовано в печати.
Всего немцы сбросили сорок крупных бомб, примерно по одной бомбе в четыре минуты. Сбрасывали они очень точно, потому что по крайней мере десять бомб упали в то место, где бы мы были, если бы Ярошенко во-время не отворачивал. Последняя бомба упала далеко по левому борту уже в сумерках при свете луны. А за десять-пятнадцать минут до этого мы с наслаждением наблюдали, как один «Хейнкель», весь в розовом дыму, повалился вслед за солнцем в море.
Бомбардировка окончилась, но напряжение не уменьшилось. Мы приближались к Севастополю. Уже была ночь, и в небе стояла громадная луна. Силуэт нашего корабля отлично рисовался на фоне лунной дорожки. Когда он был примерно на траверзе Балаклавы, сигнальщик крикнул:
— Справа по борту торпедные катера!
Орудия открыли огонь. Трудность положения заключалась в том, что ночью нельзя увидеть торпеду и отвернуть от нее. Мы ждали, но взрыва не было. Очевидно, торпеды прошли мимо. Корабль продолжал идти полным ходом. Катеров больше не стало видно. Вероятно, они отстали.
И вот мы увидели в лунном свете кусок скалистой земли, о котором с гордостью и состраданием думает сейчас вся наша советская земля. Я знал, как невелик севастопольский участок фронта, но у меня сжалось сердце, когда я увидел его с моря. Таким он казался маленьким. Он был очень четко обрисован непрерывными вспышками орудийных залпов. Огненная дуга. Ее можно было охватить глазом, не поворачивая головы. По небу непрерывно двигались прожектора и вдоль них медленно текли вверх огоньки трассирующих пуль. Когда мы пришвартовывались к пристани и прекратился громкий шум машины, сразу стала слышна почти непрерывная канонада. Севастопольская канонада июня 1942 года!
Командир все еще не уходил с мостика, потому что бой в сущности продолжался. Был только новый этап его. Нужно было войти туда и пришвартоваться там, куда до войны никто не решился бы войти на таком корабле, как «Ташкент», и где ни один капитан в мире не решился бы пришвартоваться. Нужно было выгрузить груз и людей. Нужно было успеть взять раненых и эвакуируемых женщин и детей. И нужно было сделать это с такой быстротой, чтобы можно было уйти еще затемно. Командир знал, что немцы будут ждать нас утром, что уже готовятся самолеты, подвешиваются бомбы. Хорошо, если это будут «Хейнкели». А если пикирующие бомбардировщики? Командир знал, что каким курсом он ни пойдет из Севастополя, он все равно будет обнаружен. Встречи избежать нельзя, и немцы сделают все, чтобы уничтожить нас на обратном пути. Я видел, как стоял командир на мостике и следил за разгрузкой. Его напряженное лицо было освещено луной. Двигались скулы. О чем он думал, глядя, как по сходням, поддерживая друг друга, всходили на корабль легко раненые, как несли на носилках тяжело раненых, как шли матери, прижимая к груди спящих детей? Все это происходило почти в полном молчании. Разговаривали вполголоса. Корабль был разгружен и погружен в течение двух часов. Командир взял на борт две тысячи человек. И каждый из них, проходя на корабль, поднимал голову, ища глазами мостик и командира на нем.
Василий Николаевич Ярошенко отлично знал, что такое гибель корабля в море. В свое время он командовал небольшим кораблем, который затонул от прямого попадания неприятельской бомбы. Тогда Ярошенко отстаивал свой корабль до конца, но не смог отстоять. Он к тому же был серьезно ранен. Корабль пошел ко дну. Ярошенко спас команду, а пассажиров тогда не было. Он последним остался на мостике и прыгнул в море только тогда, когда мостик стал погружаться. Он зажал тогда в одной руке партийный билет, а в другой револьвер, так как решил застрелиться, если выбьется из сил и станет тонуть. Тогда его спасли. Но что делать теперь? Теперь у него пассажиры — женщины, дети, раненые. Теперь надо будет спасать корабль или идти вместе с ним на дно.
Корабль вышел из Севастополя около двух часов...
В 1:50 ночи 27 июня 1942 года, приняв на борт свыше 2100 человек, среди которых находился писатель Евгений Петров.
В промежуток с 4:30 до 5:02 утра был обнаружен самолётом-разведчиком противника.
В промежуток с 4:45 до 5:30 утра начались налёты пикирующих бомбардировщиков. Из-за того, что треть боезапаса была израсходована на пути в Севастополь, зенитный огонь осуществлялся только по непосредственно атакующим самолётам, причём первой атаковала противника четвёртая башня, затем 37-мм автоматические пушки, а при максимальном сближении — пулемёты. В ходе боя было обнаружено, что у одного из зенитных автоматов стёрлась нарезка ствола, из-за чего ствол, прямо во время боя, заменили на запасной.
Атакуя парами, бомбардировщики перед заходом на пикирование расходились, чтобы провести атаку одновременно с двух бортов и снизить концентрацию зенитного огня. Из-за подобной тактики противника Ерошенко был вынужден усиленно маневрировать, часто врезаясь в водяные столбы от разрывов бомб, от чего все люди на палубе и мостике оказались мокрыми с головы до ног.
Вскоре от близких кормовых разрывов в положении 21° на правый борт заклинило судовой руль, а пробоина на левом борту вызвала затопление румпельного отделения. Для сохранения возможности маневрирования Ерошенко приказал снизить обороты главных турбин, переключившись на управление судном через изменение оборотов машин. Одновременно с этим группа моряков устраняла причину блокировки руля. Тем временем в Новороссийске по приказанию Елисеева экипажи эсминцев «Бдительный» и «Сообразительный» начали готовиться к экстренному выходу в море на помощь «Ташкенту». Вслед за ними были подняты по тревоге несколько сторожевых и торпедных катеров.
Через 40 минут после начала боя несколько авиабомб нанесли повреждения с правого борта в районе котельного отделения. В результате через повреждённую переборку на 75-м шпангоуте во второе котельное отделение начала поступать забортная вода, а первое оказалось затоплено, и давление в его котле упало до нуля. Возникла угроза взрыва котла, но нескольким морякам удалось вовремя потушить их и стравить пар, но, получив тяжёлые ожоги, они не смогли выбраться из затопленного помещения и погибли. Спустя пять минут началось падение давления во втором котле, а после вода стала поступать на центральный артиллерийский пост, во второй артиллерийский погреб и кубрик № 3. Скорость лидера упала до 20 узлов, и для увеличения хода турбины носового эшелона были вынужденно подключены к кормовым котлам. Затопление корабля продолжалось, и вскоре во втором котельном отделении вахтенные погасили форсунки и покинули свой пост. В строю осталось только два носовых котла, которые из-за нарушения герметичности также стали наполняться забортной водой, часть вспомогательных механизмов и вовсе уже функционировала в затопленном состоянии, однако «Ташкенту» удалось продолжить движение.
Продолжавшийся бой с самолётами противника спустя некоторое время привёл к повреждениям наружной обшивки уже в носовой части, дифферент достиг 2,5° на нос. В качестве мер борьбы за живучесть судна пассажиры были переведены с полубака на ют, продолжилась локализация распространения воды и её откачка эжекторами. Образовавшуюся трещину на верхней палубе от 71 до 75 шпангоута экипаж заделал матрацами и запустил дизель-генераторы, однако скорость судна упала до 13 узлов. Несмотря на всю серьёзность положения, прямых попаданий по-прежнему удавалось избежать, хотя одна авиабомба сумела по касательной упасть в районе левого якоря, но не разорвалась. За борт для облегчения корабля были выброшены различные вспомогательные устройства, и началась подготовка к сбросу торпед и якорей. Тем не менее несмотря на все усилия экипажа дифферент на нос продолжал увеличиваться и лишь благодаря штилю затопление протекало относительно медленно, что позволяло кораблю продолжать движение. Сложившаяся ситуация требовала решительных действий, и командир БЧ—1 с согласия Ерошенко приказал провести контрзатопление пустых топливных цистерн и некоторых погребов. Спустя 15 минут положение лидера удалось стабилизировать, но главные источники поступления воды так и не были ликвидированы.
Боезапас зенитного вооружения был полностью израсходован — каждое из орудий произвело по тысяче выстрелов.
Находившийся во время боя на лидере писатель Евгений Петров перед сходом на берег сказал командиру: «То, что было в этом рейсе, не забудешь никогда!..»
Всего за этот бой на «Ташкент» было сброшено 336 авиабомб.
Несмотря на то, что проект "Родина на экране. Кадр решает всё!" не поддержан Фондом президентских грантов, мы продолжаем публикации проекта. Фрагменты статей и публикации из архивов газеты "Красная звезда" за 1942 год. С уважением к Вам, коллектив МинАкультуры.