Когда мы говорим об итальянской живописи эпохи Возрождения, то в первую очередь вспоминаем имена таких великих мастеров, как Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль Санти.
Однако в те времена на Апеннинском полуострове жили и творили и невероятно талантливые женщины-художницы, хотя о них, конечно же, упоминают значительно реже.
Эпоху Возрождения принято считать с середины XIV века — за сто лет до того момента, как появились наиболее подробные записи о женщинах-живописцах.
Итальянское Возрождение
В 1550 году Джорджо Вазари, флорентийский историк искусства, опубликовал «Жизни самых знаменитых живописцев, скульпторов и архитекторов» — первый сборник художественных биографий, в который также вошли несколько биографий талантливых женщин того времени.
Тогда же появился термин «Ренессанс», означающий возрождение, обновление.
Это было замечательное время экономического и творческого подъёма, развития науки и натуралистического интереса. Художники и учёные, творившие в центральной и северной Италии обратили свой взор на античность. Они изучали памятники и литературу, кстати, многие итальянские города-государства были построены на их древних руинах. Эти руины и стали источником вдохновения для художников и архитекторов.
Заново открыли линейную перспективу, которая благодаря математическим правилам позволяет создать иллюзию трёхмерной глубины.
Также живописцы того времени открыли для себя натурализм в точном отображении анатомии и светскую тематику, как яркое отображение гуманизма и индивидуальности людей и явлений.
Итальянские города, расположенные на торговых путях, по которым перевозили шёлк и пряности для продажи западным потребителям, невероятно разбогатели. Они теперь могли позволить себе поддерживать художников.
Главными центрами для итальянских живописцев стали Рим и Флоренция.
В Риме находилась резиденция власти католической церкви — самого богатого и влиятельного покровителя искусства. Глава римской католической церкви стремился распространять божественное послание через произведения искусства.
Во Флоренции самые знатные банкирские семьи заказывали произведения как доказательство своей знатности, как знак благосостояния и тесных связей с церковью.
По мере того, как аристократические семьи из итальянских городов становились всё богаче. Между ними разгоралась конкуренция за полотна самых известных художников. Искусство активно развивалось и щедро финансировалось, появлялись новые техники. В города приезжали иностранные путешественники.
В конце XV века возникло так называемое «Северное Возрождение» — культурная революция за пределами Италии. Идеи Ренессанса распространились по всей Европе. Произведения искусства стали широко заказывать в Нидерландах, Англии, Франции и Испании.
Плаутилла Нелли
Художники стали востребованы - но это были в основном мужчины. Однако женщины не сдавались, не обращая внимания на мнение критиков, которые считали кисти «мужскими» и писали о женщинах как о «пассивном поле».
Художницы того времени разрабатывали новые техники рисования и показывали молодым поколениям творческих женщин, как избегать мужчин, которые стремятся подавить их творческую энергию.
Одной из таких женщин-художниц была Плаутилла Нелли (1524-1588), доминиканская монахиня, организовавшая в монастыре студию для женщин. Она стала первой знаменитой художницей эпохи Возрождения, приехавшей из Флоренции, и одной из четырех, упомянутых в труде «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари.
В возрасте четырнадцати лет Плаутилла вступила в орден и начала учиться писать миниатюры. Позже она перешла к созданию больших алтарных картин, что было необычно для женщин того времени. Её самая известная работа — «Тайная вечеря». Эта картина, недавно отреставрированная, является жемчужиной живописи на холсте и первым известным изображением библейской сцены, созданным женщиной.
По состоянию на 2019 год картина висит в трапезной церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции и открыта для публики спустя четыреста пятьдесят лет.
Женщинам не разрешалось писать масштабные религиозные картины, но Плаутилла Нелли нарушила это правило. Её «Тайная вечеря» — это большая картина размером семь на два метра, изображающая Иисуса и двенадцать апостолов в насыщенных красках. Очертания фигур демонстрирует анатомическую точность и наблюдательность автора. Обратите внимание, например, на прорисованные сухожилия на шеях апостолов или на нежность жестов между Иисусом и святым Иоанном.
На этой картине, созданной с явным вниманием к реализму, святой Иоанн изображён с женственной фигурой с тонкими чертами лица и румянцем на щеках. С одной стороны, это обычная манера изображения, с другой — это может свидетельствовать о том, что у художницы не было моделей-мужчин. Предположительно, её спутницы из монастыря позировали в женской студии.
Как Плаутилле Нелли удалось приобрести знания и навыки, необходимые для создания такой работы? Известно, что она усердно изучала и копировала рисунки художника эпохи Возрождения Фра Бартоломео. Джорджо Вазари писал о её работе, что она была «поистине удивительной, на уровне работ, выполняемых живописцами, которые имеют возможность учиться, рисовать и учиться на живых моделях с натуры».
Софонисба Ангиссола
Художница с художественным образованием, - Софонисба Ангиссола (1532-1625), уроженка Северной Италии. Её отец, аристократ из Кремоны, не слишком преуспевавший в бизнесе, решил дать образование своим дочерям и принял смелое решение отправить двух старших девочек учиться в мастерскую местного живописца (возможно, он поступил так потому, что у него долго не было сына; мальчик родился в семье только седьмым ребенком).
Это позволило Софонисбе реализовать себя вопреки всем нормам общества, добиться огромного успеха и стать знаменитой еще при жизни. Она даже смогла занять престижную должность живописца при королевском дворе в Мадриде; ее талантом восхищался сам Микеланджело и высоко оценивал Вазари, который писал, что на ее портретах «все нарисовано с такой тщательностью и сходством, что они кажутся живыми и лишены только речи».
Она писала спокойные, личные автопортреты, демонстрирующие ее сдержанность и проницательный взгляд. На них она часто играет на инструменте или работает за мольбертом, с палитрой и кистью - иллюстрация того, какой могла бы быть женщина середины XVI века, если бы у нее была возможность получить образование.
Успех Ангиссолы нашел отклик в Европе, и многие аристократические семьи стали поддерживать художественные амбиции своих дочерей. Одна из самых известных картин этой художницы изображает женщин, за интеллектуальными занятиями, - портрет сестер Софонисба, занятых беседой во время явно увлекательной игры в шахматы.
Хотя она писала в основном портреты. Ангиссола прекрасно умела планировать композицию своих картин. Посмотрите на горный пейзаж и растительный фон для ярких фигур в «Шахматной игре» или на причудливо выстроенную религиозную сцену с изображением Мадонны с младенцем в «Автопортрете у мольберта» (около 1556 года).
Она обладала большим талантом
Софонисба Ангиссола была невероятно талантлива и сохраняла ясность ума даже в преклонном возрасте. В 1624 году, когда ей было уже за девяносто, её изобразил молодой художник Антонис ван Дейк.
Художник был поражён её умом: на картине художница предстаёт строгой и проницательной, с твёрдым и острым взглядом, хотя к тому времени она уже плохо видела.
Мы никогда не узнаем, какие произведения могла бы создать Ангиссола, если бы ей были доступны те же возможности, что и мужчинам. Но мы точно знаем, что её картины демонстрируют художественное любопытство и готовность к экспериментам.
Они также показывают, насколько умело она могла обходить и преодолевать ограничения, которые накладывались на талант женщины того времени.
Лавиния Фонтана
Немного младше неё, Лавиния Фонтана, родилась в Болонье в 1552 году и умерла там же в 1614-м. Она не только писала портреты, но и создавала религиозные картины и мифологические сцены, некоторые из которых были размером с большой алтарь. Её часто называют первой профессиональной художницей, у которой была собственная студия.
Лавиния была дочерью известного болонского художника и училась своему ремеслу в мастерской отца.
Она выработала прекрасный стиль, который иногда называют маньеристским: на её картинах изображены фигуры с длинными конечностями, волнистыми драпировками и поразительными изогнутыми позами.
Её портреты были знамениты среди болонской элиты. Они отличались трепетным отношением к деталям, блеском драгоценностей и замысловатостью узоров. Один из лучших её портретов — это «Бьянки дельи Утили Маселли с шестью детьми», на котором вся семья изображена в одинаковых одеждах и с переливающимися кружевными воротничками.
Лавиния была амбициозной художницей, которая виртуозно работала кистью.
На «Автопортрете в студии» (1579) она изображена сидящей за столом, занятой набросками бронзовых статуэток и гипсовых слепков. Она одета в дорогое одеяние, что свидетельствует о богатой клиентуре.
А на картине «Автопортрет в спиннете» она сидит за клавиатурой, а в глубине комнаты виден хорошо освещённый мольберт. Лежащая на инструменте лента, завязанная так называемым любовным узлом, говорит о другом: картина была написана в подарок будущему свекру и, вероятно, должна была продемонстрировать всесторонний талант автора полотна.
О её образовании свидетельствует латинская надпись в верхнем углу: «Дева Лавиния, дочь Проспера Фонтана, создала свой образ из зеркала в 1577 году».
В возрасте двадцати пяти лет она вышла замуж за бывшего ученика своего отца. Её муж согласился, чтобы Лавиния оставила свою девичью фамилию и посвятила себя работе, а сам занялся воспитанием их одиннадцати детей.
Её мастерская была очень успешной (она выполнила целых двадцать четыре публичных заказа), а вскоре Лавиния обратилась к исторической и религиозной живописи, быстро завоевав заслуженную славу.
До 1604 года она жила в Риме, где у художников было больше возможностей для продвижения. Она была принята в престижную Академию Святого Луки. Её полотнами восхищался сам Папа Римский.
Лавинию считают одной из первых художниц в западном искусстве, которые писали обнажённых женщин с натуры, как, например, в её ослепительной и соблазнительной картине «Венера и Марс» (1595).
Талантливым женщинам во все времена приходилось нелегко. Особенно когда мужчины-художники, их коллеги по цеху, так и норовят принизить роль художниц в истории живописи.
Известный немецкий художник Георг Базелиц однажды заявил:
«Даже если в занятиях живописью в художественной академии более 90 процентов составляют женщины, это факт, что очень немногим из них удастся стать по-настоящему мощными художниками».
Не знаю, чего он так на женщин взъелся, может быть, просто завидует.