Всем привет!
Опять у меня слов нет, одни нецензурные. Но так как нецензурными нельзя, буду писать нудно и долго цензурными.
Попал ко мне в ремонт вот такой летательный аппарат. Это его вид снизу.
Несмотря на кажущуюся "игрушечность" аппарат вполне боевой и даже кое-что в своей жизни повидал. Но об этом пока нельзя. О том что можно.
Небольшая предыстория.
Принес его ко мне в ремонт знакомый, но, к сожалению, после другой мастерской. Почему сразу не ко мне? Да не знал, что я этим занимаюсь и что вообще я тут есть. Узнал от других знакомых знакомых, но было уже поздно. И вот что с ним случилось, с его слов.
В данное время аппарат живет мирной жизнью, официально зарегистрирован как БПЛА, летает в одном из районов Архангельской области, снимая красоты природы, а заодно по совместительству (так как владелец работает в МЧС) выполняет задания по.. ну всё что понадобится.
И вот во время одного из полетов, хорошо что в самом начале, при взлете (далеко искать не пришлось) , его на высоте около 600 метров атаковал орлан. Это такие арктические орлы, которые живут на Крайнем Севере, но в последнее время они активно переселяются к нам на север, но совсем не крайний. Они очень ревностно относятся к конкурентам и вот принял этого летака за конкурента. На пропеллеры даже перья намотало и тю-тю. Короче, грохнулся с высоты около полукилометра.
В результате такого падения, у аппарата отломилось всего лишь пара лучей. Вот, на фото они уже заменены. Вот в таком виде он попал ко мне.
До меня
Владелец БПЛА без проблем нашел новые лучи и принес его в один из лучших сервисных центров нашего города, с просьбой поменять. Несмотря на то, что операция, вроде бы не сложная, разобрать\собрать и перепаять три проводка у каждого луча, "специалисты" умудрились запороть всё это на корню. После замены, у них "пошел дым" и сгорели транзисторы.
Далее было долгое ожидание специфических транзисторов с али, которые... опять сгорели. Из чего "спецы" сделали выводы, что они подделка (ну бывает такое, согласен) и они заказали ещё раз "подороже". Которые тоже Ёкнули. В итоге, взяв "за ремонт" внимание! 5000 (пять тысяч) руб умыли руки с напутственным комментарием - " не всё можно отремонтировать".
А теперь мой ремонт.
Вскрываем многострадальный БПЛА.
И первое, что тычет в глаза. Провода от одного из электродвигателей были пришпилены крепёжным винтом к площадке на плате. Бл.... ин!
То есть, тут всё понятно, полный ПЗ полное КЗ. Это провода которые идут на трехфазный электродвигатель одного из лучей.
Но! Даже тут я не виню "коллег". Такое может быть с каждым. И у меня легко бы произошло, если бы я не знал. При сборке, провода так и норовят подлезть под винт. Понятно, что от этого сгорели транзисторы. Но надо же устранять свои косяки.
Вот так выглядит силовая часть платы X8H-01-01-V0.09. Пунктиром обведены "шестерки" транзисторов которые обслуживают трехфазные электромоторы.
В центре платы четыре контроллера которые рулят этими "шестерками" и соответственно движками. В правом верхнем прямоугольнике видно отсутствие парочки транзисторов. Вот тут, как раз и наблюдалось их сгорание. Ну глядя на покоцанные провода первоначальная причина становится понятна. А что же дальше не давало спокойно жить им, транзисторам? Я, честно говоря, грешил на неисправный контроллер, но..
Вот предыдущие замененные транзисторы. Два из них отпали от перегрева, ещё один пробитый. Но это не важно. Маркировку на них можно прочитать только под определенными углами, смочив спиртом и ожидая когда он высохнет.
Зафоткать это не получилось, но поверьте мне, они все одинаковые, включенные по такой схеме.
Но я решил прозвонить соседние "шестерки". И что-то мне показалось не так, точнее совсем наоборот.
Всё это дело обильно залито силиконом. Расчистив силикон и глянув в микроскоп (фото не сделать) оказалось, что там совсем всё не так, как предполагали "коллеги". А транзисторы то НЕ одинаковые. Схема не от квадрокоптера, это я отфотошопил из интернета. Для понимания сути.
Они совсем противоположные по структуре - нижнее плечо N проводимости, верхнее P. Ну понятно, что если впендюрить одинаковые, то будет вечное КЗ.
Придется ещё раз заказывать. Причем, если одни из них нашел без проблем, TDA3307A партия 10 штук, то вот вторые, DTQ3302 только у одного продавца и то минимальная партия 50 штук! Первые уже исчезли из продажи, пока писал статью, поэтому без ссылки. На вторые дал ссылку, возможно ещё работает. Кому нужно, обращайтесь в личку, DTQ3302 у меня надолго хватит
Перепайка.
Транзисторы в наличии, дело за малым. Заменить. Это можно сделать без проблем, достав плату из корпуса, но.. Там такое количество разных шлейфиков и шлейфов, что я решил это сделать "не отходя от кассы", прямо так. Для этого термо изолирую пластиковый корпус, и шлейфы рядом фольгой и обычным феном меняю транзисторы "на одном дыхании".
Остается заизолировать поврежденные провода и припаять их на место.
Испытания БПЛА
Это не телевизор, в помещении не проверишь. Да и GPS ему нужно, для уверенного полета. Для начала выносим на крыльцо, проверить электродвигатели. Лопасти разные цветом, поэтому кажется что они по разному крутятся. На самом деле всё нормально.
Всё вращается, ничего не горит, поставленная задача решена.
Пробуем запустить.
БПЛА взлетает, но ведет себя не уверенно. Оператор ловит его рукой, так как он плохо слушается "руля".
Дальше мы проверять его не стали, так как в городской застройке запуск таких аппаратов в нынешнее время, мягко говоря, не приветствуется.
Владелец увез его в сельскую местность на испытания. И вот на днях звонит и говорит что дрон, летает, управляется, но не проходит калибровку магнитного компаса. То есть не понимает "куда он смотрит". Без этого трудно им управлять, особенно в ветер. Походу при падении стряхнуло инерциальный датчик. Ну значит будет продолжение..
Всем пока. До новых встреч на канале
Отдельный привет специалистам СЦ Online, г Архангельск. И совет.
Ребята, если вы что-то не умеете, то денег за это брать не следует. Вы приобретаете опыт, а за приобретенный опыт платить должны Вы, иначе вы ничему не научитесь.