Бьюсь об заклад, что название таких рок-групп, как The Pandoras и The Muffs в русскоязычном пространстве известно максимум десяти-двадцати поклонникам рока. Да и на их родине этих rock-girls мало кто помнит судя по просмотрам на Youtube. Творчество этих команд можно отнести к «панк-року». Но, что есть «панк», «гараж», «гранж»? Просто навешивание бесконечных, как Тихий океан, ярлыков.
Из «гаража» в «глэм»
Именно возле волн Тихого океана, в «Городе ангелов» в 1982 году появилась группа The Pandoras играющая гаражный рок, в стиле музыки 1960-х годов. Название было выбрано амбициозное. Пандора — первая женщина, созданная по велению бога Зевса.
В группе играли исключительно девушки, зажигали мощно. Два альбома выпущенные на независимых лейблах(а каким «мажорам» нужны «гаражники»?) слушаются на одном дыхании. При условии, что вам по душе этот диковато-пещерный, трехаккордный стиль.
В 1986 году на место бас-гитаристки приходит очаровашка Ким Шаттак. Красавица, но, главное, умница: композитор и автор текстов. Лидером группы «Пандоры» являлась тоже умница и красавица по имени Пола Пирс. Поэтому, новобранка Ким в группе естественно оставалась на вторых ролях, ее талант раскрылся уже в эпоху гранжа и нео-панка.
После двух альбомов в стили гаражного рока, «Пандоры» решили, по моде середины 1980-х, загламурить и выпустить альбом, соответственно, в стиле глэм-рок, однако босcам лейбла Electra творческий продукт не понравился. Полностью альбом Come Inside не выпущен до сих пор, кстати.
В 1988 году шесть песен, из отложенного на вечную полку альбома, рекорд-лейбл «Restless reсords» издал на макси-сингле. А мощную «Run Down Love Battery» крутили даже по MTV в ночное время в рамках спецпрограммы для металлистов и прочих «любителей по-тяжелей» «Headbanger Ball». Основной рифф композиции отсылает к творчеству AC/DC. Что девушки и не скрывали: «мы любим AC/DC!», говорили они в интервью.
Время «Мрачного ноября»
Кажется — вот успех, но... Итог группы оказался трагичным. «Пандоры» потеряли контракт на издание альбомов. Осенью 1990 года коллектив покидает Ким Шатток из-за невозможности творческой реализации. А в августе 1991 года в возрасте тридцати лет от аневризмы головного мозга неожиданно для всех умирает Пола Пирс.
Незадолго до смерти Пола придумала и записала «демку»: прекрасный образец рок-печали, балладу Dark November. Песня исполнялась на концерте, но издана не была из-за потери контракта. Жаль! Композиция отличная и вполне могла стать хитом не хуже какого-нибудь рок-поп-романса «Don’t speak», который из всех щелей надрывно рыдал в 1997 году(кто пел — не помню и не хочу знать).
Строчки из песни Dark November говорят об отчаянии:
As I stand in this dreary, gray hotel
Now I'm taking a long, hard look
Deciding if this life's worth seeing through
What now have I gotten myself into
О чем думала Пола за год до своей кончины? Да, наверное чувства отчаяния посещали, но умирать Пола Пирс не собиралась — набирала новых музыкантов, собиралась в тур.
Жаль! Рок-музыка потеряла яркого, чувственного поэта. Но кому и когда это было надо, когда во главе угла всегда стоят сиюминутная выгода и тотальная коммерция. Уверен, пыльные полки во всех странах мира скрывают неизданные шедевры до поры, до времени нужные лишь тараканам и мышам.
Жизнь продолжается, а потом заканчивается
Ким Шаттак в 1991 году создала очень клевую группу The Muffs, играющую что-то между The Ramones и The Beatles. Советую послушать, если хочется чего-то простого, мелодичного, но с грязными гитарами. Все СЕМЬ(!!!) альбомов «Муфточек» (прикольно же переводится слово Muffs!) стильные, хотя и немного однообразные. Мне особенно понравился лонг-плей «Happy Birthday to Me» 1997 года.
Интересный факт: в 2013 году Ким Шаттак в течении полугода подменяла другую Ким(Kim Deal... У них, что в Америках туго с женскими именами?) в составе «королей мелодик-панка» The Pixies («Where’s my mind», все слышали?).
В память о Поле Пирс, Ким Шаттак в 2018 году записала мини-альбом «Hey! Its The Pandoras», куда вошли лучшие песни the Pandoras, в том числе была перезаписана в нормальном качестве баллада Dark November.
Спустя год Ким Шаттак умерла от неизлечимой наследственной болезни. Последний альбом The Muffs вышел спустя две недели после ее ухода и записывался, когда Ким понимала — финальный аккорд ближе, чем пятка гитарного грифа.
Альбом «No holliday» получился таким же бодрым и жизнерадостным, как предыдущие. Браво, Ким! Ты до конца выполнила свое дело, свою «дхарму». Так и должен уходить настоящий музыкант — с гитарой в руках, с гордо поднятой головой. Это лучше, чем валяться с пробитым черепом в оранжереи или грязном сортире дешевого отеля…
Собственно, это и есть вывод к данной статье: делай дело хорошо, делай дело до конца, даже если потомки не оценят плоды твоих усилий.
PS: Из мифов Древней Греции известно, что Пандора принесла всем несчастья, отсюда и выражение - «открыть ящик Пандоры». Черт-побери, ну и выбрали себе название девушки из «Города ангелов»!