Найти тему
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ

История взлета и падения Wildberries — крупнейшего маркетплейса страны

Оглавление

Скандал с разделом Wildberries семьей Бакальчук и не только набирает новые обороты. За разборками и выяснениями того, кто тиран, а кто жертва, уже забываются громкие претензии покупателей и поставщиков к самому маркетплейсу. А зря. История компании и её отношение к людям многое расставят по местам.

Успех Wildberries обеспечен агрессивной политикой. Фото: Михаил Гребенщиков Источник: РБК/ТАСС
Успех Wildberries обеспечен агрессивной политикой. Фото: Михаил Гребенщиков Источник: РБК/ТАСС

Мария Соколова

Разборки между супругами Бакальчук — владельцами маркетплейса Wildberries вышли на новый уровень после того, как Рамзан Кадыров провёл встречу с оставшимся не у дел Владиславом Бакальчук. Глава Чечни заявил у себя в Telegram-канале, что произошёл рейдерский захват компании и обещал оказать помощь. Но требуется ли она? А если требуется, то может быть вовсе не разводящимся владельцам?

Кто, когда и как создал Wildberries

Официальная легенда бренда гласит, что Wildberries появился в 2004 году. Скромная учительница английского языка после рождения ребёнка оставила свою основную преподавательскую работу и открыла интернет-магазин. Особых денег тогда не было — сбережений хватило лишь на создание сайта.

Сказочная легенда о создании маркетплейса простой учительницей не бьется с реальными фактами. Фото: RBC/TASS
Сказочная легенда о создании маркетплейса простой учительницей не бьется с реальными фактами. Фото: RBC/TASS

Сначала Wildberries специализировались на продаже одежды из немецких каталогов Otto и Quelle. Конкурентным преимуществом на старте стало то, что Татьяна Бакальчук не требовала предоплаты и ввела единую для всех регионов небольшую комиссию. Схема работы 20 лет назад была такой: клиент заказывал одежду по каталогу, Бакальчук заказывала её из Германии и отправляла Почтой России с наложенным платежом. То есть клиент оплачивал покупку по курсу ЦБ с комиссией и доставкой при получении. Варианта примерить одежду и отказаться тогда не было.

Схема по современным меркам неудобная, но альтернативы были не лучше. И вот так постепенно Татьяна Бакальчук, начиная с нуля, самостоятельно создала бизнес-империю.

Wildberries начинался в 2004 году с продажи одежды по каталогам Otto и Quelle. Фото: imddsnip.ru
Wildberries начинался в 2004 году с продажи одежды по каталогам Otto и Quelle. Фото: imddsnip.ru

Журналистское расследование (издание The Bell находится в реестре СМИ-иноагентов) показало, что всё было несколько иначе. Владислав Бакальчук был совладельцем московского интернет-провайдера Utech и компании UT Design, которая занималась разработкой сайтов. Именно компания мужа и создала первый сайт Wildberries.

При развитии бизнеса в компанию нанимались в основном близкие люди. Ветви родственных связей уходят вплоть до вице-президента «Роснефти» Сергея Цоя. Но развитие маркетплейса по-настоящему ускорилось после того, как у Бакальчуков появился бизнес-партнёр Сергей Ануфриев. Он предложил закупить крупную партию одежды и обуви Adidas с дисконтом, которая не разошлась по оптовикам. Так Adidas стал первым крупным брендовым поставщиком Wildberries.

Развитие Wildberries началось с реализации крупной партии товаров Adidas. Фото: westcomp.ru
Развитие Wildberries началось с реализации крупной партии товаров Adidas. Фото: westcomp.ru

Секрет успеха Wildberies

Сейчас клиенты Wildberries ценят сервис за то, что пункты выдачи заказов (ПВЗ) с примерочными есть на каждом углу, а доставка осуществляется в считанные дни. К лету 2023 года сеть маркетплейса насчитывала по всей России порядка 30 тыс. ПВЗ.

У Wildberries десятки тысяч пунктов выдачи заказов по всей стране. Фото: Андрей Гордеев / ТАСС
У Wildberries десятки тысяч пунктов выдачи заказов по всей стране. Фото: Андрей Гордеев / ТАСС

Ставку на развитие ПВЗ Wildberries по всей России сделал после 2010 года. Маркетплейс одним из первых предложил клиентам бесплатную доставку. В те времена это было небольшой революцией. Как отмечают участники рынка, для этого требовались очень большие инвестиции: пункты выдачи сначала открывались собственными силами.

Следующее большое изменение произошло в 2014 году, когда Wildberries перешёл из статуса интернет-магазина в статус маркетплейса: тогда компания отказалась от самостоятельных закупок товаров и оставила только комиссионный бизнес, предоставляя продавцам доступ к площадке. Это тоже было новинкой для рынка.

Издержки за предоставление скидок покупателям ложатся на поставщиков Wildberries. Фото: akwatoria.ru
Издержки за предоставление скидок покупателям ложатся на поставщиков Wildberries. Фото: akwatoria.ru

Закрепиться на рынке маркетплейсу помогло то, что помимо удобной и бесплатной доставки многие товары продавались со скидками. Клиентам хорошо, но издержки на предоставление скидок ложились на поставщиков.

Агрессивная финансовая политика

С поставщиками Wildberries никогда не церемонился. Не нравятся условия по предоставлению скидок и формированию цен — на маркетплейсе никто не держит. Компания в 2017 году не стеснялась судиться с такими крупными поставщиками, как Prime Jeans, United Fashion Group и The Department, оттягивая платежи, требуя премии за продвижение, возврат за непроданный товар.

Политика задержки платежей поставщикам продолжалась. В 2021 году «НИ» писали, что продавцы часто страдают от невозможности получить свои деньги, а поддержка маркетплейса ничем не может помочь. Тогда маркетплейс был ответчиком по 271 судебному разбирательству. А в 2024 году Wildberries, по данным «Спарк-Интерфакс», выступает ответчиком по 2510 делам на общую сумму более 2,8 млрд рублей

В профильном чате продавцы жалуются, что товары часто возвращаются по непонятной причине, поддержка не помогает, а если хотите уйти от «Ягодок», то придётся ещё заплатить, чтобы забрать свой товар.

В другом чате жалобы уже идут на то, что компания может просто заблокировать счета продавца и постоянно выписывать штрафы за несуществующие нарушения в указании размеров упаковки.

Неправомерное отношение к поставщикам официально подтверждено: прошлой весной ФАС нашла в оферте о реализации товара навязывание продавцам невыгодных условий и несоразмерные условия по выставлению штрафов продавцам.

Следующей жертвой стали ПВЗ: маркетплейс начал списывать из зарплат сотрудников штрафы за возврат бракованных товаров и их подмену. Штрафы могли достигать 100% от зарплаты. Это привело к настоящей забастовке сотрудников ПВЗ. Помимо этого, была попытка ввести дифференцированную оплату услуг ПВЗ в зависимости от региона и снизить их комиссию с 5-6% до 2%.

Проверить отношения маркетплейса с поставщиками, ПВЗ и клиентами в прошлом году взялась Генпрокуратура — в итоге Wildberries был вынужден изменить порядка 20 пунтков в своих регламентных положениях.

Изменения в пользу покупателей и поставщиков Wildberries вводит лишь после судебных тяжб. Фото: 1MI
Изменения в пользу покупателей и поставщиков Wildberries вводит лишь после судебных тяжб. Фото: 1MI

Отношение Wildberries к клиентам

Такая политика по отношению к продавцам — ещё полбеды. В последние годы были замечены кардинальные перемены в отношении к клиентам.

В прошлом году Wildberries вошёл в десятку самых посещаемых маркетплейсов мира, обосновавшись на 9 месте! В прошлом году оборот Wildberries превысил фантастические 2,5 трлн рублей! Даже OZON, который увеличил оборот в 2,1 раза, сильно отстаёт — оборот в 2023 году составил 1,7 трлн рублей. Народ плотно подсел на такие услуги. Это развязало Wildberries руки.

Клиенты стали замечать, что возврат товаров стал платным, а комиссия при оплате картами Visa и MasterCard осенью 2023 года была установлена на уровне в 3%. Но суд постановил, что практика взимания с покупателя платы за возврат некачественного товара противоречит действующ.ему законодательству.

ПВЗ Wildberries устраивали забастовку из-за больших штрафов. Фото: name-scan.ru
ПВЗ Wildberries устраивали забастовку из-за больших штрафов. Фото: name-scan.ru

За что на самом деле борются Бакальчуки

Желание Владислава Бакальчук получить при разводе 50% бизнес-империи вполне объяснимо. Свою долю в 1% от ООО «Вайлдберриз» он получил лишь в 2019 году, также он владеет 1% ООО «ВБ Восток» (склад в Татарстане) и 100% инженерной и строительной компании «ВБ Девелопмент».

Чистая прибыль Wildberries за 2023 год без учёта 29 дочерних предприятий превысила 18,9 млрд рублей. Фото: mertech.ru
Чистая прибыль Wildberries за 2023 год без учёта 29 дочерних предприятий превысила 18,9 млрд рублей. Фото: mertech.ru

Татьяна Бакальчук до слияния с холдингом Russ Outdoor Мирзояна контролировала 99% ООО «Вайлдберриз», которое в прошлом году получило чистую прибыль в 18,9 млрд рублей, а также была совладелицей ещё 29 компаний, связанных с Wildberries: склады, логистика, IT, строительство и т. д. А «Вайлдберриз Банк» ей принадлежит на 100%.

Татьяне Бакальчук принадлежат склады, логистика, IT, строительство и «Вайлдберриз Банк». Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС
Татьяне Бакальчук принадлежат склады, логистика, IT, строительство и «Вайлдберриз Банк». Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

С нынешними рыночными позициями и агрессивной финансовой моделью прибыли Wildberries едва ли что-то угрожает. Но заметит ли кто-то, наконец, проблемы поставщиков и клиентов или они будут и дальше вынуждены терпеть неудобства? Ведь другие маркетплейсы не позволяют бесплатно заказать на примерку одежду в любую глушь русской глубинки…

Читайте также:

Развод Бакальчуков: чем обернется скандал между основателями Wildberries

Ссылка на статью: https://newizv.ru/news/2024-07-24/kak-bolshie-dengi-isportili-wildberries-za-chto-idet-gryznya-v-semeystve-bakalchuk-432113