Найти в Дзене
Портал в мир души

Священник ответил на самые актуальные вопросы

Оглавление

Когда праздновать именины, если в календаре нет твоего имени?

День Ангела, которым иногда называют именины, совпадает с днём литургического поминовения святого, чьё имя мы носим.

В крещении имя Господа освящает человека, и христианин получает своё имя в Церкви. Это может быть имя святого, то есть ученика, прожившего свою жизнь в образцовой верности своему Господу. Покров такого святого составляет образец любви и обеспечивает его покровительство. «Крестное имя» может выражать ещё христианское таинство или христианскую добродетель.

Как мы видим, имя важно потому, что оно ведёт к единению жизни с определённым святым. Святой, имя которого мы носим, вдохновляет нас на следование его примеру. В то же время мы доверяем себя его молитвенному покровительству. Святые становятся покровителями и посредниками благодати для тех людей, которые носят их имя и доверяются им.

Если мы не можем найти в календаре наше имя, под которым мы были крещены, нужно посмотреть, какое имя может соответствовать нашему варианту. Например, славянскому женскому имени Богдана отвечает Феодосия, Феодора или мужские Феодот, Феодор, Феодосий. Можно найти день, который находится ближе всего ко дню нашего Крещения. Если разыскать имя все же не удалось, можно отмечать именины в торжестве Всех Святых.

А ругаться – грех?

В послании св. Иакова, говорится о грехах языка. Апостол Иаков говорит, что нельзя пренебрегать грехами языка, потому что язык небольшой, но он как руль для корабля. Корабль огромен, но руль придаёт ему должное направление. И грехи языка кажутся незначительными, однако указывают, в какую сторону плывёт та лодка — то есть мы.

Господь Иисус говорит:

«О чрезмерном сердце говорят уста» (Мф 12, 34).

Итак, всё, что касается языка, важно. Очень важно! В гимне любви св. Павла сначала говорится о языке:

«Если бы я говорил языками человеческими и ангельскими, но не имел любви, я был бы как медь бреня или кимвал звучный» (1 Кор 13, 1).

Языком можешь кого-то поддержать или убить, разрушить, усугубить или укрепить. Это очень важное дело. Хочу сказать, что не надо ухудшаться тем, что священники также иногда ругаются. Рукоположение не отнимает у человека склонности ко греху.

Что означает Успение Богородицы?

Праздник Успения Пресвятой Богородицы начал распространяться в VI –VII вв. Это было воспоминание о завершении жизни Девы Марии, которое воспринималось как славное и чрезвычайное событие. В Константинополе уже начиная с VII в. этот праздник отмечался 15 августа. В Риме праздник Успения — Dormitio — начали отмечать в том же веке, при Папе Сергеи I. Века спустя этот праздник распространился на Францию и Англию, но получил другое название — Assumptio, то есть Взятие (на Небо) Пресвятой Девы Марии.

Почему, говоря о завершении жизни Девы Марии, верующие исконно употребляли термин «успение»? Несомненно, Дева Мария скончалась. Но ее смерть не совпала с началом тления, как это произошло, например, с телом Лазаря. Поэтому ее кончина похожа на сон больше, чем на смерть, начало разрушения. К Той, к которой не коснулся грех, не могло коснуться и тление как естественное следствие смерти.

Должен ли христианин всегда терпеть и не реагировать на оскорбления?

Терпение – это готовность переносить бремя со спокойной душой, то есть не смущаясь и не впадая в уныние. Терпение не позволяет оставлять в смятении души те вещи, благодаря которым мы достигаем еще больших благ.

Многие задают себе справедливый вопрос: всегда ли нужно терпеть зло? Здесь следует провести различие между склонностью души и необходимостью свершения справедливости, которое, является минимальной формой любви.

Когда бывает приличное время для гнева? — спрашивает Иоанн Златоуст в «Толковании на святого Матфея». — Тогда, когда мы не за себя самих отвечаем, но чтобы усмирять дерзких и обращаем на прямой путь беззаботных. А когда гнев неуместен? Тогда, когда сердимся, чтобы отомстить за самих себя, что запрещает и апостол Павел, говоря: «Не мстите сами, возлюбленные, но дайте место гневу Божию» (Рим.12,19); когда ссоримся из-за денег, чего тоже апостол не разрешает, говоря: «не лучше ли вам оставаться обиженными? не лучше ли вам терпеть нужды? (1 Кор.6,7). Как этот последний гнев лишний, так первый нужен и полезен. Но многие поступают наоборот. Они приходят в ярость, когда оскорбляют их самих, но остаются холодными и малодушными, когда видят, как подвергается обиду другой. То и другое противится евангельским законам.

Здесь святой Иоанн Златоуст говорит о неуместности гнева в ответ на личное оскорбление и несправедливость. Но это не значит, что христианин в принципе не имеет права отстаивать свои права, тем более когда они касаются общего блага.

Таким образом, всегда нужно анализировать обстоятельства: иногда они заставляют реагировать, а в других случаях – например, когда зло неизбежно, когда реагировать безрассудно или когда реакция будет неадекватной, – тогда следует

отдать тела ваши в жертву живую, святую, приятную Богу

Как сказано в Послании святого апостола Павла Римлянам (12,1).

Если бы Адам и Ева не согрешили, как бы Земля выдержала такое количество бессмертных людей?

Даже если бы первородный грех не был совершён, люди не остались бы навечно на земле. Ведь Бог создал людей для того, чтобы привести их в общение с Ним в созерцании Рая и вечном триумфе. Земная жизнь в любом случае была бы только подготовкой к жизни вечной. И если предположить, что Адам не согрешил бы, то люди в конце времён всё равно были бы перенесены на Небо, не проходя через страдания и смерть.

Откуда вы знаете, что Библию вдохновил Бог?

Наша уверенность в том, что Священное Писание вдохновлено Богом, объясняется не знанием, а верой. Мать веры означает, среди прочего, принимать свидетельство Бога внутри нас. Вера в то, что Священное Писание вдохновлено Богом, — это вера, дарованная Самим Богом как сверхъестественный свет, вложенный Богом в наш разум. Так же, как солнечный свет позволяет увидеть вещи этого мира, свет веры направляет нас к вещам Божественным, даря нам ощущение и внутреннее свидетельство того, что они истинны.

Можно ли оправдать работу в воскресенье? Ведь каждый христианин знает о заповеди чтить святой день.

Согласно учению Иисуса, каждую заповедь следует понимать в духе заповеди любви. Есть такие виды труда, которые можно оправдать любовью к ближнему – служение для добра другого человека или общества. Так можно сказать об опеке над больными, дежурстве в милиции или в пожарной части.

Как раньше, так и сейчас, некоторые считают святой день – будь то суббота (евреи) или воскресенье – препятствием для увеличения своих доходов. Кто из работников отважится напомнить о своем праве на отдых в воскресенье, если ему будет грозить увольнение? Надо же семью содержать. Для прибыли можно не только заставлять работать в воскресенье, но и продолжать рабочий день без дополнительной платы, поощрять работников к мошенничеству и обману, рисковать их здоровьем, а иногда даже жизнью.

Что мы сами можем в этом случае сделать? Во-первых, можем не приносить прибыли тем, кто принуждает к работе в воскресенье. То есть избегать покупок или других не нужных действий. Грех человека, работающего по принуждению в воскресенье, лёгкий, потому что он за это ответственности не несёт. Наибольшую ответственность несёт работодатель, желающий получить прибыль даже за счёт Божьих Заповедей. Но также грешим и мы, когда становимся теми, благодаря которым бизнес в воскресенье является прибыльным. Это не только грех против Бога, когда покупки становятся важнее Его. Это тоже грех против любви к ближнему, который из-за нас вынужден работать в воскресенье. Если нет возможности изменить решение грешащего работодателя, то хотя бы сами не будем прилагать к этому руки.

В религиозной литературе обнаруживается много имен ангелов и демонов, служителей Сатаны. Например, "Люцифер", "Вельзевул". Это один и тот же демон, разные ли?

Во времена Ветхого Завета за пределами Палестины существовало сильное убеждение в присутствии демонов. Многочисленные бедствия, поражавшие человека, приписывали их пагубному влиянию. Люди верили в то, что их – бесчисленное множество. Чтобы бороться с каким-нибудь злом, колдуны должны были знать имя демона. Поэтому языческая литература той эпохи содержит многочисленные имена демонов.

Демоны – это лживые духи, и потому они становятся источником псевдоучений. В Новом Завете мы встречаем также убеждение, что и демоны могут совершать чудеса. Так, в Апокалипсисе читаем:

И увидел я: изо рта дракона и изо рта зверя, и изо рта лжепророка выходили три духа нечистые, как лягушки; то и есть духи демонские, творящие знамения, выходящие к царям всего вселенного – собрать их на битву в день великий Бога Вседержителя (Отк. 16,14).

В той же Книге Откровения Иоанна Богослова упоминается о том, что руины Вавилона населены демонами:

Упал, пал Вавилон – блудница велика и стал жилищем бесов и пристанищем всякого духа нечистого и пристанищем всякой птицы нечистой и ненавистной» (Откр. 18,2).

В Новом Завете бесы названы разными именами, но их число бесконечно мало по сравнению с тем количеством имён, которыми наделяли демонов в языческих культурах. А нам, чтобы бороться с бесами, совсем не нужно знать их имен, как древним волхвам. Для нас достаточно того, что на нашей стороне – Иисус Христос, достаточно Его имени, которое побуждает к бегству всех демонов.

Имена, под которыми в Новом Завете представлены бесы, – следующие: Сатана, что означает «противник». Сатана действует с помощью лжи и обмана, он враждебен замыслам Бога и является врагом человека, искушая его злом. Его называют князем мира сего.

«Он был душегуб испокон веков, и в правде не устоял, потому что правды нет в нем. Как говорит ложь, говорит из своего, потому что он лжец и отец лжи»

говорится в Евангелии от Иоанна.