Найти в Дзене
Мария Кулижникова

Достоевский бессмертен? Разбор романа «Бесы»

«Не я съел свою идею, а моя идея меня съела»
Максим Матвеев в роли Николая Ставрогина. "Бесы", 2014
Максим Матвеев в роли Николая Ставрогина. "Бесы", 2014

Достоевский – автор уникальный, феномен русской литературы, неразгаданный до гроба и до сих пор. С его работами у всех читателей складывается какая-то своя, особенная история – к книгам и статьям Достоевского нельзя подойти просто так, легко и непринуждённо, нельзя взять и осилить залпом его «пятикнижье». Всегда будет «но», будет препятствие, может быть даже – внутреннее сопротивление. В моём случае каждая попытка прочесть романы Фёдора Михайловича сопровождалась следующими этапами:

1) бесконечно долгое (местами нудное!) вхождение в экспозицию сюжета, пересиливание собственной лени, попытка ухватить главное в череде бесконечного количества героев;

2) безусловное восхищение литературным талантом автора, его способностью к вскрыванию и препарированию человеческих натур;

3) погружение в сюжет, который ближе к финалу становится крайне динамичным и захватывающим.

Так было, когда я читала «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы». Попытки добраться до завершающей, основной мысли автора иногда вынуждали откладывать книгу на неопределённый срок – так тяжело было читать. Но вот, что главное – пройдя этот путь до конца, прежним уже не будешь.

Достоевский синтезирует своими героями отдельные, мистически-инфернальные миры, последовательно погружает в них читателя и постепенно меняет их сознание, трансформирует устоявшиеся взгляды на общество, людей, культуру. То есть, иными словами, автор делает невозможное – согласитесь, не так просто повлиять на сформировавшуюся личность строками романа, написанного более столетия назад?

Поразительно, но Достоевский это – делает, причём виртуозно и бесстрашно, поэтому остаётся, наверное, самым актуальным автором сегодняшнего дня. И, по моему скромному мнению, роман «Бесы» - необходимая всему нашему поколению настольная книга.

Итак, пара слов о сюжете:

Безобидные, живущие в маленьком городке непримечательную жизнь герои неожиданно сталкиваются с рядом странных и не поддающихся объяснению событий. Странности совпадают с приездом в город молодых людей – Петра Верховенского и Николая Ставрогина. Постепенно их появление превращает мнимую идиллию города в настоящий дантесовский ад, где все поочерёдно сходят с ума или – погибают. Скажу сразу – без исторического контекста понять основную проблематику романа сложно, поэтому рекомендую ознакомиться с «нечаевским делом» - революционер Сергей Нечаев в 1869 году убивает члена своего тайного кружка Ивана Иванова. Знать это важно, чтобы распознать прототипы реальных людей в романе и понять, о чём спорят герои и от чего все поочерёдно – страдают.

Безусловно, сюжет романа – это реальность Достоевского, в ней живут близкие к его плечу персонажи, люди, которых он встречал на улицах Петербурга, за границей, на собраниях революционных организаций и везде, куда только ни ступал. Однако жестокие метаморфозы, которые переживают герои «Бесов», легко вычленить из 1860-х годов и поместить в сегодняшний день: их рассуждения о Боге и Антихристе (Кириллов, Шатов и Ставрогин), демократии и имеющих право на власть (Верховенский и Шигалев), праве на убийство, искуплении грехов, любви к женщине – всё это триггерит современного читателя. Известный мыслитель и философ Николай Бердяев не зря говорил: «Что-то вещее, пророческое есть в картине, раскрывающейся в «Бесах». Достоевский первый узнал неотвратимые последствия известного рода идей». Иными словами, Достоевский первым смог достичь определённой глубины человеческой натуры настолько, что она полностью очистилась от шелухи эпохи. Теперь, куда ни помести героя Достоевского – он везде будет «ко двору». Оттого, полагаю, тексты Фёдора Михайловича беспрестанно переносят в реалии современности – например, совсем скоро выйдет новый сериал «Преступление и наказание» с Иваном Янковским в роли Раскольникова. Замечательно сказал в 1981 году В. Тейтельбойм, член Политического руководства Компартии Чили: «Это роман, понимание которого растет вместе с повзрослением человечества... Сегодня роман «Бесы» является для меня и настольной политической книгой». «Взрослеть» человечество никогда не перестанет, а значит, текст Достоевского невозможно отправить на «свалку истории».

В заключение скажу, что знакомство с героями «Бесов» - это большой культурный рост. В романе представлены такие архетипы, знать о которых необходимо для понимания сегодняшней культурной среды. Например, Николай Ставрогин – самый загадочный, мистический, недостижимый красавец – идейно и нравственно цитируется во многих произведениях до сих пор, а его киновоплощения всегда трактуются по-новому. Обращаясь к русской классике, у нас есть уникальная возможность знакомиться с глубокими, проработанными героями, развивая, таким образом, самих себя.

Интересно заметил критик Михайловский в своих комментариям к «Бесам»:

«На известной ступени развития человек не может не содрогаться при мысли о том количестве жизней, которое оплатило собою его личное развитие».