В середине июля в интеллектуальном пространстве «Своё поле» на «Красном Октябре» прошёл предпремьерный показ документальной киноленты «Лора» режиссёра Натальи Александровой. Это пронзительное по своей тонкости и искренности повествование о жене великого Тонино Гуэрры Элеоноре Яблочкиной.
- Наталья, почему вы решили снять эту картину?
- Я это делала, потому что не могла не делать.
И это – правда, бывают в жизни благодатные моменты, когда всё, даже вопреки здравому смыслу, складывается само собой. Что позвало режиссёра на Апеннинский полуостров в горную Пеннабилли, знает только Господь Бог.
Скорее всего, снова появилась необходимость рассказать миру о светлых людях, чтобы память о них не стиралась долгие-долгие годы.
«Мы все были в раю, когда были детьми, потому что были бессмертны. Слава Тебе, Господи, я так и не выросла», - так начинается киноповествование о Лоре.
И это ключ к пониманию её взаимоотношений с супругом, к её видению мира, да и вообще к отношению этой потрясающе тонко чувствующей женщины к Земле и к людям.
«Мне хотелось открыть секрет, почему Тонино полюбил Лору, - рассказывает Наталья Александрова. - Какой же надо быть женщиной, чтобы понравиться такому великому человеку! Но мне это не удалось, хоть я и старалась, как выразилась Лора, всё двигать у неё внутри».
Было море общения, 10 часов отснятого материала, проба «прощупать» не только героиню, но и других итальянцев – знаменитых и совсем простых. Понять удалось, но другое, более важное. И это естественный результат, когда ищешь «не знаю что» и продвигаешься вперёд интуитивно.
В этом прекрасном высокогорье с заливными лугами, где облака целуются с небом, начинаешь замечать великую красоту. Ту самую, которая рождает безусловную любовь ко всему сущему. А, может, наоборот – от перестановки слагаемых ведь сами знаете …
Простые каменные дома, россыпи цветов, журчание речушек, звенящий воздух и звон колоколов плюс красивая история любви двух интереснейших людей – это ли не повод взглянуть на мир и на себя самого по-иному?
И ещё рассказы о великих, что дружили с Гуэррой и приезжали к нему в гости: Феллини, Тарковский, Данелия, Любимов …
«Как рождалось то, что они творили – не знаю, - говорит с экрана Лора. – А быть рядом с такими - это не счастье, а привилегия в жизни. Наверное, чтобы рассказывать о них».
Абсолютно искренние большие дети, через них творчество, которому они отдавали себя целиком, жили им, дышали, текло рекой, и они дарили его миру… «Будьте как дети», помните?
Умение видеть красоту, быть искренним и любящим – такая «простая» формула … На самом деле простая, но ведь её нужно прочувствовать и сложить, причём самому.
«Когда общаешься с Лорой, сам как будто становишься Лорой, начинаешь смотреть на этот мир её глазами оттого, что видишь, как заходится от нежности к миру её сердце, - продолжает Наталья. – Начинаешь видеть всю красоту и думаешь, как же я раньше не замечала?! На самом деле, это всё действительно просто. И ещё вот что - видишь, как человек живёт абсолютно честно, не приспосабливаясь».
И это ещё одна составляющая формулы благодати, или как мы привыкли говорить, счастья.
Фильм режиссёр сложила похожим на калейдоскоп, здесь нет чёткой линии, это вереница новелл, а потому эту поэтическую картину можно смотреть и пересматривать с любого момента, как живопись.
Наталья планирует делать продолжение, уверена, что будет трилогия. «Если втянулся в это – уже не отпускает», - говорит она. Следующую часть триптиха режиссёр хочет посвятить снам Феллини, тем самым, которые он много раз ранним утром рассказывал Тонино, а также записывал и зарисовывал, создавая своеобразную раскадровку к будущим кинолентам.
«Удивительно, - говорит режиссёр, - он как будто вёл нас в этой поездке. Перед нами открывались двери, нам соглашались давать интервью знавшие Федерико люди, включая его племянницу Франческу. Мы, придумав походы по домам с икрой и водкой к незнакомым жителям города, неожиданно сами превратились в его героев из «Амаркорда».
Вот так и работает Закон Любви, а вы пробовали?