Этот семейный портрет изображает Генриха VIII c третьей женой Джейн Сеймур и сыном Эдвардом. По краям в темно-зеленых одеждах стоят его дочери от предыдущих браков, Мария и Елизавета.
Девочка, которая расположилась со стороны королевы — юная Елизавета, будущая Глориана. На ней надето украшение, которое вызывает легкое недоумение.
Это подвеска в виде буквы "А".
Разумеется, немедленно возникает искушение посчитать эту вещицу памятью о ее матери, второй жене Генриха Анне Болейн.
Некоторые так и делают. Историк Никола Таллис, который изучает как раз драгоценности, пишет, что, очевидно, Елизавете досталось ожерелье из материнских сокровищ.
Украшения с инициалами вошли в моду в конце 14 века. Подвески с буквами не теряют популярности и в 16 столетии. Анна Болейн, действительно, их любила. Знаменитое ожерелье с буквой B помнят все, кто интересовался ее биографией. Также в источниках упоминается золотая брошь с бриллиантовыми буквами A. R. (Anna Regina).
И тем не менее, Таллис здесь слегка поторопился.
Мы не знаем и никогда не узнаем всех тонкостей и нюансов поведения людей при королевском дворе. Но давайте призовем на помощь здравый смысл.
Будете ли вы демонстративно носить такое крупное ожерелье в память о казненной королеве, обвиненной в измене и заговоре против короля?
Слишком уж дерзкая выходка для двенадцатилетней девочки. И тем более сложно представить, что на этом настоял Генрих.
Далее, есть ли реальные упоминания о кулоне с буквой "А" в инвентарных списках драгоценностей и иных источниках? Снова нет.
Все-таки мне ближе точка зрения других исследователей.
Например, специалист по данной эпохе Клэр Риджуэй пишет, что, во-первых, эта подвеска не больно-то похожа на букву А. Какая-то невнятная у нее форма, верхняя перекладина слишком большая.
Вот здесь тезка Болейн тоже носит кулон, но тут нет сомнений — это буква А.
Во-вторых, эта буква может означать не имя Анна, а религиозный шифр. Агнец Божий, Альфа — здесь можно только гадать.
Такие шифры были в большой моде. На портрете Джейн Сеймур, третьей жены, можно увидеть брошь с буквами, которые являются сокращенным именем Иисуса на греческом.
У Пушкина рыцарь бедный вывел на щите буквы AMD. И это были не инициалы его имени, а молитва — Ave, Mater Dei ...
Кроме того, Мария, которая стоит с другой стороны, носит на шее крест. Учитывая, что платья принцесс похожи, украшения тоже могут вести смысловую перекличку.
Это мы сейчас пребываем под гипнозом истории об Анне, а тогда ... к чему вспоминать мертвую королеву, зачем тревожить ее призрак?
В общем, вариант с Анной очень хлипкий, и мне непонятно, почему Таллис столь необдуманно записал этот кулон в украшения опальной королевы ...