Найти тему

Успенская церковь в селе Гжель

Фото: Антон Саков
Фото: Антон Саков

Успенский храм в селе Гжель была построена в 1880-х годах по проекту архитектора К. В. Гриневского на месте другого каменного храма начала XVIII века. Обновление храма стало возможно благодаря священнику Николаю Сперанскому, служившему в гжельской церкви во второй половине XIX в. К сожалению, былое великолепие Успенского храма и его колокольни утрачено в советские годы. В отличие от соседних храмов в селах Речицы и Игнатьево, где службы не прекращались, храм в Гжели был сильно перестроен и не действовал.

В дворцовом селе Гжель на начало XVII века были две деревянные церкви: Успения Божией Матери и великомученика Димитрия Солунского. Димитриевская церковь стояла "пуста и обвалилась", и в дальнейшем не восстанавливалась, а деревянная Успенская церковь просуществовала до начала XVIII в.

-2

Первая каменная церковь Успения Божией Матери с приделом святителя Николая Чудотворца в с. Гжель была построена в 1701 году. Это была одна из первых каменных церквей восточной части Подмосковья, называемой Вохонской десятиной.

Из-за частых пожаров в первое время своего существования приходилось трижды заново освящать престолы этого храма . Первый пожар в Успенской церкви случился ночью 2 июня 1736 года. Сгорела крыша каменного храма, своды который были деревянными. Иконы и антиминсы тогда удалось спасти, однако престолы и жертвенники в главном храме и приделе пришлось заменить новыми.

При пожаре 1751 г. погибло все внутреннее убранство Успенской церкви. Уцелели только каменные стены. После восстановления храма, духовным начальством был выдан новый антиминс, и в 1752 году Успенская церковь была освящена заново. Уже спустя два года в селе Гжель опять случился пожар. От удара молнии загорелись дома священнослужителей и соседние с ними дворы. Успенская церковь на это раз не пострадала, но священнослужители все равно разобрали и вынесли престол из придельной Никольской церкви. После возвращения престола на прежнее место потребовалось его заново освятить.

Издавна в селе Гжель существовало две приходские традиции. В первой половине XIX столетия в Успенском храме особо почитался великомученик Никита. Во время молебна этому святому прихожане накладывали на себя вериги. Гжельский священник Платон Николаев в 1832 году разъяснял духовному начальству, что этот своеобразный обычай возлагать вериги и петь молебен мученику Никите существовал в Успенской церкви задолго до него.

-3

Другой местной традицией был крестный ход, который совершался на пасхальной неделе из Георгиевского храма села Игнатьево в Успенский храм села Гжель. Прихожане игнатьевской церкви брали иконы из своего храма, несли в Гжель, а потом возвращались обратно. На пути этого торжественного шествия лежало село Речицы, где во второй половине XIX в. был построен еще один храм – Вознесения Господня. Между приходом в Игнатьево и новым приходом в Речицах некоторое время существовало соперничество, поэтому иногда этот крестных ход в Гжель проводили намеренно в обход Речиц.

История трех соседних приходов в Гжели, Речицах и Игнатьево были тесно переплетены. В 1899 г. было завершено строительство колокольни и теплого придела апостолов Петра и Павла при церкви в Речицах. Торжество освящения обновленного храма началось всенощным бдением, которое совершалось в соседней церкви Успения Божией Матери в селе Гжель. Праздничную литургию и чин освящения возглавил настоятель гжельского храма отец Николай Сперанский.

-4

Священник Николай Павлович Сперанский был настоятелем гжельской церкви почти тридцать лет с 1877 года и до самой кончины в 1901 году. Отец Николай был лично известен знаменитому святителю Филарету Московскому, который в 1859 году наградил священника набедренником. Много сил о. Николай прилагал к делу народного просвещения. На свои средства он открыл школу в приходской деревне Фениной. За свои труды Сперанский был награжден орденом св. Анны второй степени.

Священник Николай Сперанский заботился о благолепии приходской Успенской церкви. Из-за угрозы обрушения свода в 1870 году центральная часть храма была закрыта для богослужений. Службы совершались в то время в двух приделах Николая Чудотворца и Казанской иконы, устроенных еще в 1860-е годы. В 1882 году в стенах церкви образовались огромные трещины, и здание пришлось почти полностью разобрать.

-5

Священник Сперанский начал грандиозную стройку, фактически возведение новой церкви. Средств для этого не хватало, однако священник смог привлечь более много пожертвований. Отец Николай сам руководил строительством, искал мастеров и наблюдал за ходом работ.

Тогда была возведена величественная колокольня с двумя боковыми часами и курантами. Внутри церковь преобразилась: появилась настенная живопись, устроены новые иконостасы, приобретены новая утварь и облачения. Помощником священника в этих делах был церковный староста Федор Лукич Гусев.

На освящении обновленного Успенского храма прихожане подарили отцу Николаю Сперанскому золотой крест с украшениями. Священник принял этот дар с такими словами:

Не то, чтобы принимая от вас драгоценный крест, я принимал его как заслуженное воздаяние за какие-либо мои труды и заслуги; нет, вся моя служба, все мои труды, какие доселе были, суть не более как посильное исполнение мною прямых обязанностей, следовательно, и не составляют особенной моей заслуги.
-6

Священник Сперанский скончался на 71 году жизни. Он был отпет в Успенской церкви 16 июля 1901 года. Несмотря на дождливый день и разбитую дорогу, на похороны о. Николая съехались священнослужители и богомольцы из разных сел Бронницкого и Богородского уездов: Маркова, Ашиткова, Алешина и, конечно, из Речиц и Игнатьева.

До Николая Сперанского настоятелем гжельской церкви был отец Виталий Степанович Лебедев. Он служил в Успенской церкви тринадцать лет с 1851 по 1863 годы. Отец Виталий начал свое служение в непростом подмосковном регионе, который называли одним из центров старообрядческого раскола. До четверти крестьянского населения причисляло себя к староверам разных согласий. Просвещение и проповедь среди старообрядцев стала главным делом о. Виталия.

Священник Виталий Лебедев открыл в 1860 году в селе Гжель женское училище, где сам преподавал на протяжении трех лет до перевода в Москву. В Московских церковных ведомостях по случаю юбилея батюшки писали:

Его простые, но исходящие прямо из души, поучения привлекали в оный храм (Успения в Гжели) по воскресным и праздничным дням множество молящихся не только из среды его прихожан, но и из других соседних приходов.
-7

Московский митрополит Филарет, зная опыт о. Виталия служения в старообрядческой среде, переместил его в 1863 году из Гжели в «главное гнездо поповщинского раскола» – на Рогожское кладбище в Москве. В дальнейшем более тридцати лет деятельность бывшего гжельского священника была связана с обращением старообрядцев в единоверие.

Успенская церковь в Гжели была закрыта в 1930-е годы. Разрушили главы церкви, верхние ярусы колокольни и церковную ограду. В храме были устроены склады и производственный цех. Архитектор С. Б. Мержанов писал в 1991 году:

Необходимо упомянуть и перестроенную, обезображенную церковь Успения в селе Гжель, также возведенную во второй половине XIX века. В ее формах еще живы традиции сравнительно недавнего для того времени классицизма с его пилястрами, сандриками, профилированными карнизами.