Успенский храм в селе Гжель была построена в 1880-х годах по проекту архитектора К. В. Гриневского на месте другого каменного храма начала XVIII века. Обновление храма стало возможно благодаря священнику Николаю Сперанскому, служившему в гжельской церкви во второй половине XIX в. К сожалению, былое великолепие Успенского храма и его колокольни утрачено в советские годы. В отличие от соседних храмов в селах Речицы и Игнатьево, где службы не прекращались, храм в Гжели был сильно перестроен и не действовал.
В дворцовом селе Гжель на начало XVII века были две деревянные церкви: Успения Божией Матери и великомученика Димитрия Солунского. Димитриевская церковь стояла "пуста и обвалилась", и в дальнейшем не восстанавливалась, а деревянная Успенская церковь просуществовала до начала XVIII в.
Первая каменная церковь Успения Божией Матери с приделом святителя Николая Чудотворца в с. Гжель была построена в 1701 году. Это была одна из первых каменных церквей восточной части Подмосковья, называемой Вохонской десятиной.
Из-за частых пожаров в первое время своего существования приходилось трижды заново освящать престолы этого храма . Первый пожар в Успенской церкви случился ночью 2 июня 1736 года. Сгорела крыша каменного храма, своды который были деревянными. Иконы и антиминсы тогда удалось спасти, однако престолы и жертвенники в главном храме и приделе пришлось заменить новыми.
При пожаре 1751 г. погибло все внутреннее убранство Успенской церкви. Уцелели только каменные стены. После восстановления храма, духовным начальством был выдан новый антиминс, и в 1752 году Успенская церковь была освящена заново. Уже спустя два года в селе Гжель опять случился пожар. От удара молнии загорелись дома священнослужителей и соседние с ними дворы. Успенская церковь на это раз не пострадала, но священнослужители все равно разобрали и вынесли престол из придельной Никольской церкви. После возвращения престола на прежнее место потребовалось его заново освятить.
Издавна в селе Гжель существовало две приходские традиции. В первой половине XIX столетия в Успенском храме особо почитался великомученик Никита. Во время молебна этому святому прихожане накладывали на себя вериги. Гжельский священник Платон Николаев в 1832 году разъяснял духовному начальству, что этот своеобразный обычай возлагать вериги и петь молебен мученику Никите существовал в Успенской церкви задолго до него.
Другой местной традицией был крестный ход, который совершался на пасхальной неделе из Георгиевского храма села Игнатьево в Успенский храм села Гжель. Прихожане игнатьевской церкви брали иконы из своего храма, несли в Гжель, а потом возвращались обратно. На пути этого торжественного шествия лежало село Речицы, где во второй половине XIX в. был построен еще один храм – Вознесения Господня. Между приходом в Игнатьево и новым приходом в Речицах некоторое время существовало соперничество, поэтому иногда этот крестных ход в Гжель проводили намеренно в обход Речиц.
История трех соседних приходов в Гжели, Речицах и Игнатьево были тесно переплетены. В 1899 г. было завершено строительство колокольни и теплого придела апостолов Петра и Павла при церкви в Речицах. Торжество освящения обновленного храма началось всенощным бдением, которое совершалось в соседней церкви Успения Божией Матери в селе Гжель. Праздничную литургию и чин освящения возглавил настоятель гжельского храма отец Николай Сперанский.
Священник Николай Павлович Сперанский был настоятелем гжельской церкви почти тридцать лет с 1877 года и до самой кончины в 1901 году. Отец Николай был лично известен знаменитому святителю Филарету Московскому, который в 1859 году наградил священника набедренником. Много сил о. Николай прилагал к делу народного просвещения. На свои средства он открыл школу в приходской деревне Фениной. За свои труды Сперанский был награжден орденом св. Анны второй степени.
Священник Николай Сперанский заботился о благолепии приходской Успенской церкви. Из-за угрозы обрушения свода в 1870 году центральная часть храма была закрыта для богослужений. Службы совершались в то время в двух приделах Николая Чудотворца и Казанской иконы, устроенных еще в 1860-е годы. В 1882 году в стенах церкви образовались огромные трещины, и здание пришлось почти полностью разобрать.
Священник Сперанский начал грандиозную стройку, фактически возведение новой церкви. Средств для этого не хватало, однако священник смог привлечь более много пожертвований. Отец Николай сам руководил строительством, искал мастеров и наблюдал за ходом работ.
Тогда была возведена величественная колокольня с двумя боковыми часами и курантами. Внутри церковь преобразилась: появилась настенная живопись, устроены новые иконостасы, приобретены новая утварь и облачения. Помощником священника в этих делах был церковный староста Федор Лукич Гусев.
На освящении обновленного Успенского храма прихожане подарили отцу Николаю Сперанскому золотой крест с украшениями. Священник принял этот дар с такими словами:
Не то, чтобы принимая от вас драгоценный крест, я принимал его как заслуженное воздаяние за какие-либо мои труды и заслуги; нет, вся моя служба, все мои труды, какие доселе были, суть не более как посильное исполнение мною прямых обязанностей, следовательно, и не составляют особенной моей заслуги.
Священник Сперанский скончался на 71 году жизни. Он был отпет в Успенской церкви 16 июля 1901 года. Несмотря на дождливый день и разбитую дорогу, на похороны о. Николая съехались священнослужители и богомольцы из разных сел Бронницкого и Богородского уездов: Маркова, Ашиткова, Алешина и, конечно, из Речиц и Игнатьева.
До Николая Сперанского настоятелем гжельской церкви был отец Виталий Степанович Лебедев. Он служил в Успенской церкви тринадцать лет с 1851 по 1863 годы. Отец Виталий начал свое служение в непростом подмосковном регионе, который называли одним из центров старообрядческого раскола. До четверти крестьянского населения причисляло себя к староверам разных согласий. Просвещение и проповедь среди старообрядцев стала главным делом о. Виталия.
Священник Виталий Лебедев открыл в 1860 году в селе Гжель женское училище, где сам преподавал на протяжении трех лет до перевода в Москву. В Московских церковных ведомостях по случаю юбилея батюшки писали:
Его простые, но исходящие прямо из души, поучения привлекали в оный храм (Успения в Гжели) по воскресным и праздничным дням множество молящихся не только из среды его прихожан, но и из других соседних приходов.
Московский митрополит Филарет, зная опыт о. Виталия служения в старообрядческой среде, переместил его в 1863 году из Гжели в «главное гнездо поповщинского раскола» – на Рогожское кладбище в Москве. В дальнейшем более тридцати лет деятельность бывшего гжельского священника была связана с обращением старообрядцев в единоверие.
Успенская церковь в Гжели была закрыта в 1930-е годы. Разрушили главы церкви, верхние ярусы колокольни и церковную ограду. В храме были устроены склады и производственный цех. Архитектор С. Б. Мержанов писал в 1991 году:
Необходимо упомянуть и перестроенную, обезображенную церковь Успения в селе Гжель, также возведенную во второй половине XIX века. В ее формах еще живы традиции сравнительно недавнего для того времени классицизма с его пилястрами, сандриками, профилированными карнизами.