В шумном центре Москвы, у Никитских ворот, прячется в зелени небольшой древний храм с шатровой колокольней. Со стороны Никитского бульвара он почти не заметен. Я и сама частенько скользила взглядом по белому камню возвышающейся свечки-колокольни и бежала дальше, к следующему бульвару. Скользила взглядом – и не замечала деревянных ангелов, охраняющих этот кусочек московской земли, этот кусочек московской истории. Подойти к храму стоит. Обязательно! В этом я убедилась совсем недавно.
История Храма преподобного Федора Студита длинна и богата на события. Впервые он упоминается в связи с пожаром Москвы, случившимся в 1547 году. Но и это ещё не начало. Освятили храм в честь святого Феодора Студита (759–826) — византийского монаха, церковного деятеля и писателя, в день которого 11 ноября 1480 года закончилось великое «Стояние на реке Угре», положившее конец «ордынскому игу», которое длилось почти 250 лет. Каменный храм здесь построили, вероятнее всего, ещё в XV веке.
В 1627 году при церкви появился Феодоровский патриарший мужской домовый монастырь. Он был построен на средства патриарха Филарета –отца царя Михаила Фёдоровича Романова. В стенах монастыря начал работу госпиталь для неимущих граждан.
Обитель упразднили в 1709 году, а больница, работавшая при ней, была переведена в другой, Новинский, монастырь, Фёдоровская церковь стала приходской.
В 1812 году церковь крупно пострадала от пожаров и изменила свой внешний облик: вместо пяти глав появился купол с одной небольшой главкой, окна утратили изначальный декор. Колокольню перемены не коснулись. (Кстати, это вторая по древности шатровая колокольня в Москве.) Через полвека храм вновь был перестроен.
Интересно, что среди прихожан храма был Александр Суворов. Его родители были похоронены на приходском кладбище, а сам великий русский полководец в юности пел на клиросе. Мемориальная доска с изображением А.В. Суворова висит на стене храма:
Что случилось с Храмом Феодора Студита в советское время? В 1922 году он был закрыт и осквернён. Главы храма снесли, вся его декоративная отделка была уничтожена. А уникальную древнюю колокольню практически целиком снесли в 1937 году. От неё остался только один подклет – из него сделали торговую палатку. Примерно та же участь ожидала и сам храм, но вскоре его законсервировали благодаря усилиям известного реставратора Льва Артуровича Давида: в работах москвоведа Ивана Снегирёва он нашёл упоминание о том, что с этими стенами связано имя Суворова. Это и помогло сохранить храм. Здесь разместился ВНИИ жиров Министерства пищевой промышленности СССР.
В 1960‑х появилась идея открыть в Москве музей А.В. Суворова – разместить его планировали именно в стенах бывшего храма. Началась реставрация, которая растянулась на долгие годы. Храму вернули утраченное в XIX веке пятиглавие, вновь рядом выросла шатровая колокольня. Но музей так и не появился. В 1991 году здание храма было передано Русской православной церкви, в нём возобновлены богослужения.
Так выглядит храма Фёдора Студита сегодня:
Вокруг него зелено и очень уютно. Здесь хочется остаться надолго. Давайте осмотримся. С одной стороны храм закрывает зелёный островок. Полностью увитая растениями стена соседнего с храмом здания никого не оставит равнодушным:
Основание её упирается в небольшой садик, где можно присесть на скамейку и отдохнуть от суеты и жара летней столицы.
С противоположной стороны, выходящей в Мерзляковский переулок, у края церковной ограды возвышается большая, в человеческий рост, мозаичная икона Святителя Николая Чудотворца:
Это работа художника, иконописца и мозаичиста Нины Кибрик. Прообразом послужила древнейшая новгородская икона Николая Чудотворца XII века, хранящаяся ныне в Третьяковской галерее.
Вход на территорию храма с Большой Никитской предваряет информационный стенд:
При входе слева перед нами оказывается древнее захоронение:
Чуть дальше, на отдельной замощённой площадке, возвышается памятный камень. На чёрном граните выбиты строки из Покаянного канона:
Чем Тебе воздам, Всесильный Господи, за толикое ко мне Милосердие и чем сделаюсь достойным распятия Твоего, Христе? Прах Твоего создания к Тебе вопиет. Вем, яко едиными добродетельными соединяюсь с тобой, но наг есмь сего украшения, не Милости, но Суду Твоему повинен.
А ниже, на белой плите, читаем слова А.В. Суворова: "Без добродетели нет ни славы, ни чести".
Напротив обелиска – восстановленная шатровая колокольня.
Из арочных проёмов на нас смотрят деревянные ангелы – верные стражи храма. Выглядит завораживающе...
Создал деревянных ангелов скульптор Андрей Медведев. За колокольней спрятался маленький храм с большой историей:
Церковная летопись размещена на информационных стендах:
Неподалёку от входа в храм установлена мозаичная икона Святого Феодора Студита:
Справа от храма, на зелёной поляне, расположились интересные творения из дерева. Преподобный Феодор Студит, работа Нины Кибрик:
Композиция мозаичиста, живописца, графика, скульптора Феликса Буха "Исход":
Деревянных ангелов Андрея Медведева можно увидеть не только на колокольне, но и на берёзах, растущих на прихрамовой территории:
И под берёзами можно найти интересные работы:
Рядом расположена небольшая мастерская, в которой, кстати, несколько лет назад собиралась мозаичная икона Николая Чудотворца. Указатель, ведущий к мастерской, выложен тоже из мозаики:
В тени деревьев стоят столики со стульями. Можно отдохнуть и перекусить очень вкусными пирожками, которые продаются в лавке рядом. Я купила с тыквой, с сёмгой, с картошкой и с яблоком. Объедение!
Пока писала эту статью, узнала, что при храме ведётся просто невероятная по масштабам социальная работа. Здесь работает воскресная школа для взрослых и детей, студия мозаики (которой руководит уже упомянутая мной Нина Кибрик), астрономический кружок, фольклорная лаборатория «Камышинка», студия росписи по ткани, проводятся уроки вокала, лекции, организуются различные фестивали и концерты. Здесь же можно получить профессиональную консультацию психолога. Так что жизнь в возрождённом храме воистину бьёт ключом.
По территории мы погуляли достаточно. Внутри храма я не фотографировала, но, поверьте, там побывать стоит. Приходите!
* Вам будет интересно: