Найти тему
ЭСТАФЕТА

Вижница-85 Эстафета. Первый этап команды Москвы. Победный гол Саврухина. Рассказ М.Лавренюка.

Три личных дня Чемпионата пролетели, как один миг (рассказы здесь, здесь и тут). Для нас (да и не только для нас) они выглядели как пролог к решающему дню командного зачёта – эстафетам. И вот этот день наступил.

Сокращение дистанций.

Предварительно параметры этапов сообщались из технического задания - 4 этапа по 7км с 14 кп, набор 700 метров по оптималке. Несколько раз повторялось, что местность такая же, как в первый день (крупный рельеф), но с худшей проходимостью. Ожидаемое время лидеров - 60 минут на этап.
Вот только в первый день подобный прогноз (10км- 1:20) не сбылся от слова "совсем" (Усенко выиграл с результатом 1:48). Так что ничего хорошего мы не ожидали, особенно – после
вчерашнего двухчасового финала.
А с учётом ещё и невыносимой жары эстафета грозила превратиться из динамичного праздника в тоскливый бег (а то и ходьбу) на выживание. Представители команд обратились в судейскую с просьбой о сокращении дистанций уже после лично-командного дня, но, по словам Ефима Штемплера, укорачивать финал было слишком поздно: все тиражи карт были отпечатаны, дистанции и легенды нанесены.

О несостоявшемся сокращении дистанции финала. Из воспоминаний Ефима Штемплера, автора карты и начдиста личного первенства.
О несостоявшемся сокращении дистанции финала. Из воспоминаний Ефима Штемплера, автора карты и начдиста личного первенства.

А вот эстафеты всё-таки сократили: мужчин запустили по женским дистанциям, а женщин - по срезкам мужских, внеся в карты и легенды исправления шариковыми авторучками прямо в ночь перед стартом. Новые параметры мужской эстафеты: этапы около 4,5 км и 9КП, набор 300-400 метров.

Возможно, какую-то роль в сокращении дистанции сыграл и тот факт, что на эстафету (и на ожидавшийся триумф украинских команд) было приглашено местное телевидение с весьма жёсткими временными рамками.

Настроение участников улучшилось, хоть физическое состояние большинства было ужасным. Добираться в этот раз было недалеко, но по пути на старт в местечко Берегомет в автобусе с 1 и 2 этапами почти все ехали, закинув затекающие ноги прямо на спинку впередистоящего сиденья, независимо от того, кто там находился. И никто не протестовал, просто головы чуть в стороны отклоняли. Впечатляющая картина!

Телевизионщики, похоже, вмешались ещё и в регламент старта. В эстафетах группы А участвовало только девять мужских и девять женских команд. Обычно стартовали раздельно, но ведь маловато для телевизионной картинки! Да и растягивать старт они не хотели. Запустили всех вместе сразу и до кучи вывели на линию ещё и команды группы Б, получилось уже зрелищно, пусть и с некоторым ущербом для спортивной справедливости.

На линии старта все четыре группы команд (мужчины и женщины, А и Б).
На линии старта все четыре группы команд (мужчины и женщины, А и Б).

Расстановка по этапам

Итак, было объявлено, что первые три этапа (с рассевом по "Фарсте") будут "горными"- 400 метров набора на 4,4км с 9 КП, а последний, общий, - совсем другой: заметно длиннее (4,7 км) и с чуть меньшим (300м) набором. Целый этап без рассева с длинным финишем по равнине!
В такой ситуации на последнем этапе решающим фактором мог оказаться результат в гладком беге, поэтому финишёром назначили Ваню, лучшего из нас на
нормативе. Решать судьбу эстафеты на втором и третьем этапах приговорили меня и Симакина, а стартовать доверили Пете. Он не бежал вчера изнурительный финал и, к тому же, его опыт первых этапов на Союзах был самым свежим.
Не помню, говорил я или нет, но в команде Москвы впервые за много лет не было совсем уж дебютантов, хотя формально в команду Москвы Петя попал в первый раз. В прошлом году Союз в Тарту был по обществам, и дебют Саврухина на эстафетах Союза состоялся как раз там. Он пробежал по сложнейшей дистанции первый этап за команду всесоюзного "ФиСа", проиграл победителю (Сергею Новожилову) вполне приличные для дебютанта 8 минут и даже опередил на 8 минут Игоря Куницкого из нашего "Буревестника".

Первый этап: победа Пети и провалы сильнейших.

Как обычно, в первой партии автобусов ехали тренеры и первые два этапа всех команд. Я сидел рядом с Петей, особой предстартовой лихорадки не было ни у него, ни у меня. По приезду мы получили номера (у нас оказался №4 - по сумме двух дней мы отлетели на 4 место мужчинами), он отправился разминаться и готовиться, я некоторое время валялся в тени на траве, потом вышел посмотреть старт. И похолодел от ужаса:
ПЕТИ НЕ БЫЛО В ШЕРЕНГЕ!
Оказывается, в последний момент он бросил взгляд на нависающий над головой склон, понял, что карабкаться придется на четвереньках, и стал укреплять пластырем карточку, привязанную к руке. В результате встал в линию одним из последних, в предстартовые кадры не попал, да и после выстрела лезть вперед под объективы телекамер не стал, выбежал к началу подъёма в конце первой пятёрки.

На старте С.Новожилов (1), С.Усенко (2), Р.Рыым (3), И.Пейланс (5). У Пети номер 4, но он крепит карточку, опаздывает.
На старте С.Новожилов (1), С.Усенко (2), Р.Рыым (3), И.Пейланс (5). У Пети номер 4, но он крепит карточку, опаздывает.
Старт дан! Вперёд рванулся кто-то из группы "Б". Саврухин по-прежнему в тени.
Старт дан! Вперёд рванулся кто-то из группы "Б". Саврухин по-прежнему в тени.
Участники быстро растянулись: мужчины сразу ушли вперёд. На переднем плане с фотоаппаратом - Леонид Кузьмин, все старты ориентирования он пропустил из-за травмы на "нормативе".
Участники быстро растянулись: мужчины сразу ушли вперёд. На переднем плане с фотоаппаратом - Леонид Кузьмин, все старты ориентирования он пропустил из-за травмы на "нормативе".

Толпа растянулась в длинную цепочку и скрылась за поворотом дороги.

В игровых видах спорта победным голом обычно считают именно тот, после которого команда выходит вперед, даже если потом команда забивает ещё и ещё. В этом смысле наш победный гол забил Петя. Причём почти сразу, на 1 кп.

-6

Воспоминаний у Пети немного, помнит отрывочные мысли на линии: "Ого, ну и состав, Усенко, Пейланс, опять Новожилов, почти все сильнейшие! Ну и отлично, я отдохнул вчера, справлюсь! Прибежим вместе, зато потом ребятам более слабые достанутся..." Ещё помнит, что вышел вперёд на первом же крутом подъёме, легко взял первый КП и почему-то в одиночку помчался дальше. А все куда-то исчезли, ушли на другие КП, а потом то ли убежали, то ли отстали…

Первые три этапа: карта и дистанции. Желтая-Саврухин, бордовая-Лавренюк, зелёная - Симакин. В правой части карты - "сокращённые" КП. Жуткие там планировались перегоны!
Первые три этапа: карта и дистанции. Желтая-Саврухин, бордовая-Лавренюк, зелёная - Симакин. В правой части карты - "сокращённые" КП. Жуткие там планировались перегоны!

Оглядывался где-то на дистанции (я предполагаю, это был перегон на 3 КП - М.Л.), видел далеко внизу паровоз из трёх-четырех человек. Но на верхней точке дистанции на встречном развороте уже никого не было - ни впереди, ни сзади. А потом был длинный спуск по дорогам и через овражки, Пит сказал, что ломился вниз, как дикий зверь...
Я вспомнил:
«По дороге мчится Пит,
Я сейчас им буду сбит!»
Так мы с братом шутили про Петю и
з-за его скорости и целеустремленности в лесу.

Петя на дистанции лично-командного дня. "По дороге мчится Пит, Я сейчас им буду сбит!"
Петя на дистанции лично-командного дня. "По дороге мчится Пит, Я сейчас им буду сбит!"

Петя припомнил, что не было ощущения какого-то подвига, удачи или везения, обычная чистая работа. Не был уверен, что бежит впереди всех, хоть ничьих следов в траве не видел. На последнем КП ему крикнули: "Петя, первым идёшь, ой, молодец!", он даже ушам своим не поверил.
Для такого одиночного (без паровоза) бега Саврухин показал великолепный результат – 3й на всех трёх первых перемешанных этапах.
Обогнать его удалось только Валере Лукьянову и мне, но,
забегая вперёд, скажу, что я много использовал оставшиеся после первого этапа тропы. Думаю, что и Валера тоже.

Результаты 1 этапа. 4,4км-9кп набор 400м, рассев «Фарста» на 1 и 5 КП
В скобках - отрыв от лидера. Двое первых вчерашний финал не бежали!
1. П.Саврухин (Москва) – 41:59
2. И.Пейланс (Латвия) – 43:20 (+1:21)
3. С.Новожилов (РСФСР) – 43:30 (+1:31)
4. С.Багочунас (Литва) – 43:50 (+1:51)
5. В.Стукан (Беларусь) – 44:15 (+2:16)
6. С.Усенко (Украина) – 46:56 (+4:57)
7. Р.Рыым (Эстония) – 54:34 (+12:35)
8. В.Михайлов (Ленинград)– 57:57 (+15:58)
9. С.Макейчик (Молдова) - снят

Растянувшийся паровоз из четырёх команд вывалился на финиш почти через полторы минуты после Саврухина. Как ни странно, Украины в нём не было. Победитель первого дня украинец Сергей Усенко прибежал в одиночестве только шестым, через пять минут после Пети и три минуты после пятого. Это было уже многовато для фаворитов.
Назревала сенсация. Ушлые телевизионщики бросились к Сергею, он вяло отмахивался, что-то говорил про усталость.

Сергей Усенко после финиша первого этапа
Сергей Усенко после финиша первого этапа

Я к тому времени в полном одиночестве уже взял первый КП, да и паровоз из латыша, россиянина, литовца и белоруса тоже скрылся в лесу.

Ещё одной сенсацией стал провал дебютантов (В.Михайлов и Р.Рыым) на первых этапах Ленинграда и Эстонии, после которого эти две очень сильные команды практически прекратили борьбу. Видимо, даже на такой простой дистанции стресс от дебюта сыграл свою коварную роль. Забегая далеко вперёд, скажу, что ровно через год в Каркаралинске ленинградцы выиграют эстафету Чемпионата СССР, а эстонцы окажутся бронзовыми призёрами. Но в Вижнице они так и остались на последних двух местах.

А у нас вся борьба была ещё впереди.