Всем привет, с вами Лисица-путешественница. И сегодня я, как и обещала, начну рассказывать, какие чудеса можно увидеть за три дня. Про озёра - синие, про небо - высокое, про камни - суровые. Про пирожки - вкусные, про народ - весёлый, про просторы - необъятные. Про Карелию. Про место, где время течёт медленно и неспешно. А куда спешить, в самом деле-то? Неужели озеро исчезнет? Или лес переберётся в другое место? Нет, конечно. Так что за-а-мед-ля-а-а-аемся и слушаем.
Хотя... Есть всё-таки в Карелии одна быстрая вещь - это погода. Карельская поговорка гласит, что если тебе не нравится погода за окном - просто подожди пару часов.
Не знаю, так ли это (хотя верю, что именно так), но с погодой нам очень повезло. Когда мы только садились на поезд, умный Яндекс утверждал, что в Сортавале +22 и дождь, а на Валааме аж +17 и пронизывающий ветер. В итоге в Сортавале было примерно +26 и сухо, на Валааме примерно столько же и абсолютно безветренно, а к Рускеале столбик термометра уже уверенно полз к тридцати. Действительно, не нравится погода - подожди.
День первый. Сортавала-Валаам-Сортавала.
Что вы знаете о Сортавале? Я до приезда в этот милый город - ничего, за исключением того, что в школьные времена у меня на лыжах красовалась надпись "Sortavala-Karjala". Мебельно-лыжный комбинат существовал в Сортавале с конца 19 века до девяностых годов века двадцатого.
Кстати, название города первого склонения, поэтому правильно говорить Сортавалы, Сортавале, Сортавалой и т.д. Только ударение ставится на первый слог, как и везде в финском языке)
Почти вся наша группа жила в одноимённой с городом гостинице, до которой можно было добраться от центрального вокзала на совершенно прелестном ретропоезде, словно сошедшем с открыток конца позапрошлого века. Рускеальский экспресс, несколько открытых вагончиков, влекомых по рельсам настоящим паровозом. Приветливые проводники в национальных костюмах. Кованые решётки, красивые виды. Проезд сто рублей (возможна оплата картой), впечатлений - на многие тысячи. А ещё машинист с удовольствием на прощание дёрнет ручку паровозного гудка, вызывая восторг у туристов.
Пусть и ехали минут пятнадцать от силы, но вокруг было на что посмотреть:
К сожалению, посмотреть сам город у нас почти не было времени - ракета на Валаам отбывает в одиннадцать часов, а после возвращения шестерым из нашей группы предстояло ещё найти свою гостиницу, в "Сортавале" нам не хватило мест (забегая вперёд скажу, что гостиница у нас была .. э-э-э... всем гостиницам гостиница). Но об этом позже, а пока движемся к Валаамскому причалу.
Что здесь делает эта картинка? Чуть позже объясню.
Вот так вот идёшь пыльной улочкой, мимо автостанции, мимо рынка... как вдруг... Вот она, Ладога. Точнее, Ляппяярви, считающееся самостоятельным озером, но на деле это один из многочисленных ладожских заливов.
Ладожская кольчатая нерпа. Символ Карелии, как морошка и шунгит. В начале двадцатого века численность нерп в Ладоге достигала 20 тысяч особей, к началу двадцать первого века сократилась до трёх тысяч. Охота на нерп была полностью запрещена в 1980 году, а в 1984 ладожская нерпа была занесена в Красную книгу СССР. На настоящее время нерпа успешно размножается и даже стала причиной закрытия нескольких рыболовецких компаний на Ладоге - хитрый зверь понял, что удобнее и сытнее разорять рыболовные сети, выедая вкусную промысловую рыбу, чем гоняться за унылой корюшкой и ершами. Не пропадёт в этой жизни!
Нерпы везде - высечены из гранита (точнее, габбро-диабаза, которого на островах Ладоги в избытке), в названиях, и естественно - в многочисленных сувенирах. У нас теперь тоже такая живёт. Назвали Ладой.
Валаамский причал находится на самом кончике мыса, выдающегося в озеро. Виды там потрясающие!
А прежде чем отправиться на Валаам, я покажу местный ... туалет (кстати, очень чистый и совершенно бесплатный). Точнее картинки на дверях. Они того достойны!
Это я столько понаписала и ещё даже до Валаама не добралась? Ладно, Валаам в следующей серии.
Засим откланиваюсь. Продолжение следует.