Найти тему

Я объясню вам разницу между поколениями X, Y и Z.

Оглавление

Давайте начнём с поколения «Бэби-бумеров» 1944-1967 .

В послевоенные годы рождаемость значительно возросла, и это поколение получило название «бумеры». Формирование характера представителей этого поколения происходило под влиянием таких событий, как победа в войне, хрущёвская оттепель, запуск первого спутника и полёт Юрия Гагарина в космос, а также значительные достижения в области медицины и образования.

«Бумеры» — это люди, которые росли в атмосфере эмоциональной сдержанности, недостатка и даже отсутствия эмоций в отношениях между детьми и родителями. С одной стороны, их детство пришлось на период оттепели 60-х годов, когда было много свободы, но с другой — они воспитывались молчаливым поколением, которому было не до проявления эмоций.

Поэтому они старались брать от жизни всё, наслаждались каждым моментом. В то время было модно всё яркое: одежда, музыка, стиль жизни. В обществе, где раньше многое было под запретом, внезапно появилась свобода, и всё яркое и эмоциональное сразу же привлекло внимание молодёжи.

Этот особый эмоциональный настрой они передали уже своим детям: «Я точно буду радоваться и хочу, чтобы мой ребёнок был счастлив».

Они тяжело переживают глобальные перемены, недоверчивы к инновационным технологиям и гаджетам.

"Бумеры" умеют и любят работать в коллективе, учатся делать что-то своими руками и готовы действовать ради светлого будущего всей страны. Особой ценностью они считают награду за свои достижения, словесную похвалу и признание за проделанное. Потерю работы представители этого поколения часто воспринимают как трагедию в жизни. И эту самую работу они нередко ставили на первое место в жизни.

«Поколение Х» 1967-1984

-2

Они пришли на смену поколению «бэби-бумеров».

«Иксов» также называют потерянным поколением. Холодная война и вооружённый конфликт в Афганистане оказали влияние на формирование их характера. На их глазах рушились идеалы и принципы всего советского, прошла перестройка. «Иксов» принято считать адептами космополитизма.

В России к этому поколению относятся около тридцати миллионов человек.

Потерянным это поколение называют в контексте исторических событий того времени. Дети росли в некой информационной "замороженности" и отсутствии возможностей для развития. Страна находилась в экономической стагнации, что не могло не повлиять на людей, на психологическую составляющую жизни.
Приходилось в минимальных ресурсах жить и обустраивать свой быт. Если родители закладывали в них ту радость жизни, которую сами переживали, здесь потрясения в стране не позволили прочувствовать те же эмоции. Во многом поэтому поколение "потерялось". Возникла несостыковка ожиданий и действительности.

Представители поколения X не любят ненормированный график работы. Они предпочитают иметь фиксированный режим, чтобы поддерживать баланс между карьерой и семьёй.

Люди поколения X обычно менее патриотичны, чем представители поколения бэби-бумеров, но они очень привязаны к своей малой родине и трепетно относятся к своим близким. Они стараются дать своим детям всё то, чего не было у них самих: внимание, заботу, материальную поддержку, помощь в получении образования, трудоустройстве и приобретении жилья. Однако им может быть сложно расстаться со своими накоплениями, особенно если речь идёт о личных тратах.

«Миллениалы поколение Y» 1984-2000

-3

В России наибольшее количество представителей этого поколения — около 28,5% населения. Поколение Y выросло в период распада Советского Союза и «лихих девяностых», когда в нашу страну хлынул поток товаров из-за границы. В это время появились мобильные телефоны, интернет и компьютерные игры, которые стали неотъемлемой частью жизни молодёжи..

В этом поколении есть разрыв по времени. Например, в конце 90-х и начале 2000-х уже появилась надежда на стабильность. А если брать детей, родившихся в конце 80-х и начале 90-х, - они были вынуждены выживать, потому что родителям было фактически не до них, они занимались выживанием семьи, заработками на нескольких работах одновременно. Им было не до друг друга. Они довольно пробивные, прорывные, хотя при этом не особо эмоциональные. Они умеют ставить цель и идти к ней, распихивая всех вокруг локтями, и в психологическом смысле тоже. И, конечно, этих целей добиваться.

Именно на это поколение пришёлся расцвет субкультур. «Игреки» уверены в себе и легко принимают всё новое. Они делают всё возможное, чтобы оставаться молодыми как можно дольше и оттянуть момент взросления. Наблюдая за своими родителями, которые много работали, чтобы обеспечить им будущее, они не желают повторять их судьбу и часто задумываются о создании семьи ближе к тридцати годам.

То, что "миллениалы" поздно заводят семьи и продлевают свою молодость, - абсолютно точно. Фактически у них такого эмоционально насыщенного детства не было, поэтому они и хотят продлить эту яркую историю. И именно поэтому позже обзаводятся семьями. Более того, важно принимать во внимание прогресс в области медицины. Сейчас появляются возможности позже рожать детей. Если раньше женщине в 24 года в медкарте писали "старородящая", то теперь в этом возрасте девочки только начинают задумываться о беременности.

Финансы для них существенны, это путь к успеху и свободе выбора. Однако у "миллениалов" нередко возникают экономические трудности, о чем свидетельствует рост числа займов и кредитов, которые берут люди в возрасте от 23 до 40 лет.

"Миллениалы" проводят много времени в интернете, откуда черпают основной объем информации и склонны ему излишне доверять. В Сети они чувствуют себя уверенно и комфортно.

Чаще всего «игреки» не любят офисную рутину и уверены, что работа должна приносить удовольствие. Они хотят занимать почётные должности и получать высокую зарплату сразу, просто потому что присоединились к команде. При этом «миллениалы» стремятся быть квалифицированными в различных областях и изучать разнообразную информацию, что является несомненным преимуществом в современном мире. В отличие от предыдущих поколений, они могут смело уволиться с работы, взять творческий тайм-аут для размышлений, даже не найдя новое место.

«Зумеры Поколение Z» 2000-2011

-4

Технологии стали неотъемлемой частью их жизни. В отличие от предыдущего поколения, «миллениалов», которые используют гаджеты для решения задач, «зуммеры» используют их для знакомств, работы и развлечений. Интернет даёт им возможность увидеть весь мир и показать себя всему миру.

"Зумеры" особенные в том плане, что получают информацию совершенно по-другому. Им не нужно удерживать в голове большие объемы данных, потому что есть возможность с любого гаджета эту информацию получить в любой момент времени. У них даже меняются когнитивные процессы.
Можем вспомнить то самое клиповое мышление, истории, когда ребенка не оторвать от мультика или от рекламы, потому что там ярко, красиво, часто меняется картинка. У детей поменялась структура памяти, из оперативной в долговременную уходит уже меньший объем информации. Нет смысла помнить все. Раньше четко выделяли три типа людей по ведущему каналу восприятия: аудиалы, визуалы и кинестетики. В поколении Z появляются дигиталы, которые воспринимают информацию преимущественно из электронных устройств.

Они творческие, креативные, готовы разрушать устоявшиеся шаблоны, открывать новое и неизведанное, не задумываясь о комфорте и финансовом благополучии. Представители поколения Z делают то, что им нравится, невзирая на последствия. Отсюда и такие черты "зумеров", как нарциссизм и эгоизм. Все, что они "вытворяют", должно получить обратную связь.

Для успешного результата "зумерам" нужно четко поставить задачу и суметь их мотивировать. За каждую выполненную задачу они будут ждать вознаграждение, а результат "за горами" их мало волнует.

Теория Штрауса-Хоу находит схожие черты у "зумеров" и "молчаливых". Они получают знания извне, предпочитая чужой контент личному опыту. Живое общение заменяют соцсети. Цифровая гигиена вышла на первый план: люди задумываются, о чем можно говорить и что можно выкладывать в Сеть. Идеологию сменили лидеры мнений и их поклонники. Ученые считают, что общих идеалов у "зумеров" пока нет.

Поколение Z проявляет повышенный интерес к биоинженерии, цифровым технологиям и другим областям, связанным с изучением того самого нового и неизведанного, которое они стремятся открыть. В основном они предпочитают удаленную работу или фриланс.

Исследователи также отмечают, что у поколения Z меняется тип памяти: они запоминают не саму информацию, а путь к ней, а именно запрос в поисковой системе, страничку сайта. "Зумеры" мультизадачны, их продуктивность выше, так как они могут заниматься несколькими делами одновременно. Но отсюда возникают проблемы с концентрацией.

«Альфа Поколение F или A», 2011 — 20… (точное название ещё не определено).

Пока ещё нет общего мнения о годах рождения поколения Альфа. Источники СМИ, посвящённые поколению Альфа, используют такие начальные годы рождения, как 2010 и 2011. Однако многие определения поколения Z, заканчивающиеся на 2012 или 2015, указывают на то, что самые старшие представители поколения Альфа родились в 2013 или 2016 году.

Поколение Альфа — это самые молодые люди, живущие сегодня. Источники предполагают, что последние представители этого поколения родятся в середине 2020-х годов, чаще всего в 2025 году. Большинство представителей поколения Альфа — это дети миллениалов. Реже — дети зумеров.

Некоторые люди полагают, что пандемия COVID-19 и Специальная военная операция оставят заметный след в жизни людей и станут определяющими событиями для целого поколения. В связи с этим они предлагают назвать это поколение «Поколением C», взяв первую букву от слова «COVID-19».

Особенности и характерные черты

"Бэби-бумеров" характеризуют:

  • решительность,
  • патриотизм,
  • желание преуспеть в карьере и личностном росте,
  • раннее создание семьи,
  • интерес к спорту,
  • крепкие дружеские отношения,
  • оптимизм.

Поколение X характеризуют:

  • адаптивность,
  • устойчивость взглядов,
  • техническая грамотность,
  • прагматизм.

Миллениалы поколение Y характеризуют:

  • живут здесь и сейчас,
  • не хотят строить долговременные планы,
  • скептики, прагматики, индивидуалисты,
  • стремятся отличиться и казаться лучше всех,
  • ценят красивую жизнь,
  • готовы вкладываться в саморазвитие и обучение,
  • меньше ценят вещи, больше — впечатления,
  • не доверяют никому, подозрительно относятся к отзывам, проводят свой фактчекинг по любому вопросу.

Поколению Z присущи:

  • адаптивность,
  • активное применение интернета,
  • ранние заработки,
  • толерантность,
  • частые депрессии,
  • плохая концентрация,
  • мультизадачность,
  • дистанцирование от предыдущих поколений.

Поколение Альфа характеризуют:

  • практичность,
  • высокая адаптивность,
  • настойчивость,
  • резкие перемены настроения,
  • неограниченный доступ к благам,
  • проблемы с памятью и концентрацией внимания.