Как дружат дети в разном возрасте?
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Друзья важны на всех этапах жизни и особенно в раннем детстве, когда ребенок только начинает познавать мир. Друзья – это источник веселья и радости, но кроме того, они помогают научиться по разному воспринимать те или иные события, сопереживать, отличать правильное от неправильного, договариваться и разрешать конфликты. Однако эти сложные, комплексные навыки формируются не сами по себе, а требуют поддержки со стороны взрослого.
2 года
Дети просто играют бок о бок. В два с половиной года появляется настоящее взаимодействие, основанное на обладании материальными предметами. Дети до 3 лет акцентированы на себе, на отношениях с близким окружением, они узнают себя и окружающий мир; взаимодействие со сверстниками им не интересно. Они уже могут общаться друг с другом, но под присмотром и руководством взрослого. Малышам нужно подробно объяснять и показывать, как взаимодействовать друг с другом в игре.
4 года
Ребенок начинает осознано взаимодействовать со сверстниками, учится играть в совместные игры. Еще не умеет строить отношения и считает другом того, с кем играет. Друг рассматривается как соучастник в разных видах деятельности (он со мной играет), демонстрирующий просоциальное поведение (он делиться со мной конфетами) в противовес антисоциальному (он не кричит на меня), является источником положительных эмоций и социальной стимуляции. Дружеские отношения в этом возрасте часто прерываются и снова возникают; но могут продолжаться долгие годы.
5 лет
По мере формирования речи и навыков общения, дети все чаще выбирают друзей, разделяющих их интересы. В основе дружбы остается совместная игра. Девочки чаще играют с девочками, мальчики с мальчиками. Дети становятся социально ориентированными, все больше внимания уделяют мыслям и чувствам окружающих.
7-11 лет
Восприятие дружбы расширяется, теперь туда входят следующие понятия: помощь и поддержка, возможность доверять друг другу, схожие интересы и семейные ценности, проявление нежности друг к другу. Постепенно дети начинают понимать и описывать качества характера друзей. Благодаря дружбе дети получают представление о социальном мире, существующем вне семьи, и о множестве различных способов восприятия и интерпретации событий. Ребенок постепенно отделяется от родителей и пробует принимать самостоятельные решения.
12+ лет
В подростковом возрасте межличностное взаимодействие является ведущей деятельностью (та, в которой происходит основное развитие и становление личности). Ценность дружбы со сверстниками становится бесспорной и выходит на первый план. Для подростка важно быть принятым референтной группой, что дает иметь возможность быть признанным, испытывать чувство принадлежности, делиться своими взглядами, мыслями, чувствами, формировать и защищать «свой образ Я», умение отстаивать свои границы и формировать собственные ценности. Выбор друзей становиться одним из способов проявить самостоятельность и независимость, так необходимую в данном возрасте.
Задача родителей – научить наших детей дружить, объяснять ценность и составляющие дружеского взаимодействия, показывать на личном примере. Главное помните – ребенок в совместной игре воспроизводит паттерны поведения значимого взрослого, то есть родителя.
Наши психологи всегда готовы прийти на помощь. Звоните +7 499 110-14-79.