Найти тему

"ВЕК СССР. ВИД ИЗ ТЮМЕНИ"

об альбоме фотографий, изданном к 100-летию СССР ( по просьбе читателей - рассказ об этом альбоме)

«ВЕК СССР. ВИД ИЗ ТЮМЕНИ»

В альбоме представлен архив С.П.Козлова с 1949 по середину 80-х гг. ХХ века, который восстановил фотограф Андрей Павлычев. О работе над этим альбомом рассказал Андрей Павлычев.

Сергей Павлович Козлов. Середина 50-х ХХ века
Сергей Павлович Козлов. Середина 50-х ХХ века

ИНТЕРВЬЮ ФОТОХУДОЖНИКА АНДРЕЯ ПАВЛЫЧЕВА В СТУДИИ ГАЗЕТЫ «ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ СЕГОДНЯ»

- Как к вам попал архив Сергея Павловича Козлова? Как он стал открытием?

- Позвонил его сын – Сергей, с которым мы давно дружим, он не знал, что делать с сотнями законсервированных его отцом плёнок. Этот архив лежал с середины 90-х годов, и Сергей, зная, что там много снимков «по работе», не только семейные, всё же хранил его как память об отце. И он привёз мне для начала его небольшую часть. Несколько банок из-под киноленты, в которых плотно были составлены рулоны плёнок, каждая из которых была завёрнута в бумагу или хранилась в своей коробочке, баночке, некоторые подписаны – год, место съёмок, а сами банки (скотча тогда не было) проклеены лейкопластырем, что обеспечило нужный для длительного хранения режим влажности и температуры. И, когда я развернул первую плёнку и начал её сканировать, я, честно говоря, оторопел, потому что увидел нечто такое, что меня очень сильно тронуло. Я считаю себя достаточно профессиональным фотографом, а тут первая же плёнка любителя – и уникальные кадры, очень художественные, профессиональные. А плёнок, повторю, сотни.

-3
первомайская демонстрация в Тюмени. 1963 г.
первомайская демонстрация в Тюмени. 1963 г.
-5
-6
-7
-8
-9

- И все пришлось сканировать? Сколько получилось кадров? Сколько на это ушло времени.

- Почти три тысячи кадров. При том, что мы сразу договорили отбрасывать неудачные, или мертво-производственные, где даже техника мертва. А отсмотреть пришлось свыше 5000 кадров. Для сканирования был использован планшетный сканер для плёнок. Было огромное искушение сразу доводить до ума каждую фотографию, но я наступил на горло песне, и сначала всё отсканировал. Кстати, именно в процессе сканирования я повёл разговор о том, что это надо показать людям, а Сергей вспомнил, что в 2022 году нашей Родине – СССР исполняется 100 лет. В процессе работы я настолько увлёкся, погружаясь в эпоху – а там представлены снимки от конца 40-х до середины 80-х годов ХХ века с очень обширной географией, включая снимки, сделанные за границей, что не заметил, как прошло полгода. С июня 2021 года по январь 2022-го. И даже семейные фотографии представляли собой историческую и художественную ценность. И всякую новую плёнку я открывал с внутренним содроганием. Как открытие какого-то нового мира, новой книги… Негатив очень сложно отсматривать, нужна специальная аппаратура. Я сразу сказал Сергею, что пусть мы не знаем подавляющего большинства имён людей на этих фотографиях, но это именно они сделали нас. Всем, что мы имели в зрелом возрасте, мы обязаны им. Они творили советскую эпоху. Среди них большинство – это ветераны Великой Отечественной войны. На фото они без орденских планок, только иногда встречаются «скромные» боевые ордена и медали. Это наши отцы и наши деды, мамы и бабушки… Но первое, что меня поразило – это лица. В них не только отражалась душа, но и дух времени. В этот момент я понял, что как бы дело не повернулось, мне придётся сидеть и реставрировать эти кадры, чтобы сохранить их для потомков. Некоторые плёнки пришлось промывать. Для публикации большинству снимков всё же потребовалась цифровая ретушь, хотя производившие в соцсетях «взрывы» публикации, когда Сергей или я выставляли несколько кадров на ленты, вызвали разные мнения именно по этому поводу. Некоторые ценители считали, что царапины на фото надо оставить, как есть, сохранить, другие, в том числе и я сам, что для зрителя, читателя – нужен всё же «чистый образ». Восприятию не должны мешать царапины и другие помехи, тем более что большинство из них наложило время. Важно отметить, что плёнки были совершенно разные – от микроплёнки – шпионской, узкий формат, и средний. Но были и пластины, и была плёнка каких-то ультра-широких форматов, я даже не могу представить аппараты, которыми велась съёмка. И, что особенно важно, были первые цветные плёнки. На перфорации этих плёнок даже не стоит дата производства и фирма, как это делается сейчас. Могу предположить, что это была AGFA, которую Сергей Павлович вместе с реактивами привёз в 1962 году из ГДР. Эта плёнка передавала очень тёплый цвет. Просто уникальный…Он как бы слегка неестественный, но это цвет того времени. Будь то фото семьи, или фото первомайской демонстрации в Тюмени – это прекрасно. Были предложения в соцсетях «расцветить» и чёрно-белые фотографии, но я считаю это просто дурным вкусом, бессмыслицей.

-10
-11
-12
Тобольск 1964 г.
Тобольск 1964 г.
-14
-15

Во время работы над архивом для меня Сергей Павлович открылся как удивительный человек. Во-первых, я знаю, что такое в домашних условиях заниматься проявкой негативов и печатью фотографий. Я сам когда-то начинал с этого. И у него был очень профессиональный взгляд на фотографию, что признали многие современные коллеги, когда увидели эти работы. Помимо скрупулёзной работы с проявкой (а он пользовался составными проявителями, которые делал своими руками), это ещё и умелая работа с «моделями», если можно так назвать людей лесных делянах, на улицах советских городов, на производстве. Сергей Павлович умел расположить их к себе, и, хотя в архиве достаточно постановочных снимков с производства, но это более чем профессиональная постановочность, потому что «лица живут». В глазах каждого человека огромный внутренний мир. Фотографу надо быть либо своим в доску, либо за несколько секунд перед щелчком затвора, настроить человека на такой лад. Впрочем, и сама эпоха к этому располагала… Видно, что многие фотографии делались для изданий, стенгазет, отчётов, но люди на этих снимках живые. И видно, что человек не жалел ради этого плёнку. Я помню, как ты экономишь, когда у тебя в кассете 36 кадров. Каждый кадр – на вес золота. В те времена потратить на человека 5–6 кадров считалось роскошью, но Сергей Павлович плёнку не жалел, а нам вот приходилось выбирать из этих 5–6 кадров, потому на каждом из них человек был раскрыт. Фотограф именно работал, и эта работа мне сразу была видна. Через изображение видна взаимосвязь между фотографом и моделью, а это доступно только талантливым людям. И в то время, когда фотоаппарат и направленный на человека объектив не были так широко распространены как сейчас, когда гаджет у каждого под рукой, расположить к себе человека было в разы сложней. И создать нужную атмосферу. Лесорубы улыбаются, строители смотрят с мечтой в небо, и в этих взглядах, собственно, и открывается эпоха… Удивительно, но у Сергея Павловича взгляд очень современный. Он искал. Искал ракурс, в том числе необычный. А-ля Родченко… Он искал точку, с которой весь снимок обретал совершенно уникальную экспозицию. Например, рабочие идут по стреле крана… Графика металлических конструкций в сочетании с улыбками рабочих просто поражает. Это надо было увидеть до щелчка затвора. Я полагаю, что у Сергея Павловича Козлова была именно школа. Мы все так или иначе кому-то подражаем, но из этого и рождается свой взгляд и свой мир. У нас был когда-то журнал «Советское фото» и редкие учебники по фотографии. Когда я начал заниматься фотографией в 80-е годы, редкий учебник по фотографии передавался из рук в руки, а если такой появлялся в магазинах, об этом пролетал моментальный слух и книгу сметали с прилавков. Кстати, Сергей сохранил настольную книгу отца «Фотография в 25 уроках», издание аж 1949 года… Раритет даже в те времена.

-16
-17

- Вы ведь смонтировали ролики о скрупулёзной работе по сохранению этого архива?

- Да и в альбоме всё будет по-современному. Будет куаркод, под которому каждый сможет их посмотреть. И о том как происходило сканирование, насколько кропотливое занятие цифровая ретушь и сколько это отнимает времени, а также смогут увидеть фотографии как до ретуши, так и после неё. И бонус – в видео будут фотографии, который не войдут в альбом «Век СССР. Вид из Тюмени».

-18
-19
-20

- И, если, посмотрев эти ролики, жители Тюмени бросятся к Андрею Павлычеву со своими архивами?..

- Я буду только рад. Особенно, если они станут такими открытиями, как этот архив. Я убеждён, что в Тюменской области должен быть создан фотоархив, где будут храниться свидетельства прошлого для нашего будущего.

-21
-22
-23
-24

- У вас были какие-то споры по поводу обложки альбома?

- Тимофей Сайфуллин, который верстал и редактировал альбом, предложил цветную фотографию по своему выбору, где девочка (средняя сестра Сергея) бежит по засыпанной тополиным пухом улице Луначарского. И Сергею Козлову эта идея понравилась. Он тут же осмыслил её философски: в этом снимке символ убегающего времени, но – в тоже время – движение в будущее. И тот самый тёплый цвет и свет… Но главными судьями и ценителями, мы все знаем, будут читатели. Главное, что мы хотели сделать – сохранить несколько страниц истории нашей великой Родины и позволить разным эпохам взглянуть друг на друга. Одна будет смотреть на страницы, другая – со страниц этой книги…

-25
-26
-27
-28
-29
-30
-31
-32
Тюменские ребята на берегу Туры, совсем недалеко от места высадки отряда Ермака
Тюменские ребята на берегу Туры, совсем недалеко от места высадки отряда Ермака
-34
-35
-36
-37
-38
-39

Главное в этом альбоме - лица людей...

С.П. Козлов за работой
С.П. Козлов за работой

Если это вызовет интерес мы еще будем ставить фотографии из этого альбома.