Алексей, штурмовик "музыкальной организации", устроившей громкий автопробег летом прошлого года, объяснил, как связаны друг человека и верная смерть и рассказал, какие "люстры" светили по вечерам.
О мотивации
На подписание контракта сподвигло то, что я здоровый мужик, у которого ничего не болит. Почему пацаны мобилизованные должны воевать, а я дома сидеть? Так как я не приписан был к военкомату, поехал в ЧВК.
Оказался там в январе 2023 года. В феврале, после месяца учебки, я прибыл на передок. Я шёл в штурма (штурмовики. - Прим.Наблюдателя). Месячного обучения для меня было достаточно, так как я уже участвовал к тому времени в боевых действиях. Тренировались каждый день: с утра и до ночи. Подъем в полпятого, а иногда даже в четыре. И с перерывами на перекур и на обед часов до 10-11 вечера мы тренировались.
О срочной службе
Срочку я служил в Ставрополе. Оттуда попал в спецподразделение и уехал в Южную Осетию, когда шел осетино-грузинский конфликт. Потом работал сам на себя – занимался электрикой и сантехникой. Деньги водились, и неплохие. Потом ездил в Дебальцево, потому что люблю свою страну. Вернулся и потом поехал на ЗОВ.
О разнице в ведении боевых действий в нулевые и в 2023 году
В штурме (штурмовом отряде. - Прим.Наблюдателя) мне помог предыдущий опыт, но в 2008 году таких технологий - дронов и артиллерии - не было. Сейчас у кого технологии круче, тот и вышел. Тем не менее, мы пока выигрываем.
На что обращать внимание, приходя в новое подразделение
Коллектив. Ты с ним "толкаешься" (работаешь. - Прим.Наблюдателя), а командиры могут меняться. Тебе с группой идти, и про окружающих надо для себя понимать, кто есть кто. Запоминаешь, кто как себя вёл на полигоне. За месяц слаживания удалось разглядеть, кто есть кто. Но у нас была постоянная ротация, и состав группы из-за ранений и смертей регулярно менялся. Подготовка была сходной, и не было необходимости долго привыкать к человеку. Слаживание из-за этого было быстрым.
Были те, с кем полностью прошли Б-мут (в 2023 году взятие этого города стало одним из главных успехов. Не могу дать его полное название здесь, так как нейросеть пессимизирует за название ряда определенных населенных пунктов. Скажу лишь, что во время его осады диванные критики спорили, стоит ли использовать его название на А. или же пользоваться его названием, начинавшимся на "Б". - Прим.Наблюдателя). Подсчитать, сколько людей ушло в результате санитарных потерь (так завуалированно именуют ранения и смерти. – Прим.Наблюдателя)
А дурачков даже из "учебки" не выпускали, не то, что отправлять на передок. Если вдруг такого не отследили, то он оседает в тылу, где-нибудь на подвозе. Если и там не справляется, то ещё дальше засовывают.
При этом даже в "учебке" есть возможность соскочить. И это больше приветствуется, нежели, если ты на передовой начнешь фигней заниматься. Лучше из группы выйти в учебке, чем облажаться в бою.
Что нужно для штурма
Автомат, бронежилет и каска. Этого вполне достаточно.
Как штурмуют здания
Старались заходить через окна. В двери старались не входить, это обусловлено минно-инженерной обстановкой. Велики шансы подорваться им в дверях тебя точно будут ждать. Один держит окно с левой стороны, второй, согнувшись, проходит под подоконником снаружи. И начинает держать (контролировать. - Прим.Наблюдателя) окно с правой стороны. Затем первый штурмовик заходит через окно, и второй за ним заваливается через окно в здание.
О зачистке помещений
Первый номер подходит к дверному проему, за ним следует второй. Второй номер кидает гранату, если процентов на 70 уверен, что там есть противник. "Бах", и мы заходим чистить помещение. Если граната к вам откатилась, то укрывайтесь.
Если в том, что людей в помещении нет, не уверен, то делай прострел, так как количество гранат ограничено. Их до трех штук. Больше собой не утащишь. Гранаты экономят. Можно позвать человека из группы закрепления и он принесет БК и вы гранаты разберете. Но лучше не расходовать его просто так.
Об уровне сопротивления
С той стороны были разные подразделения. Бывало, что и в плен сдавались, а бывало, что долго не могли выкурить. По несколько дней достать не могли из "коробочки" (здания. – Прим.Наблюдателя). По подготовке было видно, насколько серьезный противник.
О легком дне в Б-муте
Таких там почти не было. Но вот поступила команда взять дом номер 21, и противник оттуда сваливает, а мы его занимаем почти без стрельбы и потерь. Вот это можно назвать "легким днем".
Можно ли без "стрелкотни" заставить противника покинуть здание
Иногда они, завидя и понимая, кто мы, сваливали с рубежа или из дома.
Но, как нам говорили пленные, там, у них, в регулярной армии, обнуляют за откатывание назад.
О бессонных ночах
На протяжении долгого времени больше четырех часов подряд поспать не удавалось. Помогает то, что ты постоянно на фокусе, на адреналине. Это держит. Нам так месяца четыре с половиной продержаться удалось. Ровно до того, как вывели тыловые лагеря.
О питании
Вечером по карманам распихиваешь шоколадные батончики. Вафельные конфеты очень прикольные. Где-то в процессе присел, конфетой или батончиком закинулся, чтобы глюкоза было. Без неё никак. И вода во фляге должна быть. Если не ешь, то голова работать перестает. Основное питание было вечером, после прекращения штурма. Идешь на точку сброса. Берешь БК, берешь и сухпай.
О ночах
Ночью вешали "люстры" – снаряды, которые подсвечивали местность. И тогда и арта, и танки могут работать, диверсионно-разведывательные группы могут работать. Ночью, когда отдыхали, выставляли "фишки", людей, которые следят за ситуацией. Вокруг. Их тоже меняли, чтобы могли люди поспать. Кто отдохнул, выставляется на фишку.
Если группа находилась в подвале, то "фишка" стоял на входе, чтобы к зданию никто не подошёл. Плюс вокруг здания выставлялись сюрпризы. Плюс со стороны противника шла авиаразведка ночью.
О боевых собаках в ЧВК
За свою командировку ни разу такого не видел. Даже кинологической площадки не было. Это наверное легенда от противников.
С их стороны живность использовалась. На собак вешали датчики GPS. Она приходит на позицию. К штурмовикам ли, к мобилизованным. Собаку подкармливают, она туда ходит регулярно. В итоге артиллерия оппонента начинает туда накидывать.
Когда штурм идет наперекосяк
Надо было взять здание "Семеновских колбас". Попалась группировка противника и здание было очень длинное. Большие потери были, и мы не могли их быстро из здания выкурить. Три дня это длилось.
В целом на месте конкретном определились с планом продвижения. Стоит задача – взять соседний дом и уже на месте совещались, как это сделать. Это недолго длилось. Решали и шли вперед.
О разведдозорах
В Минобороны есть разведчики, в ЧВК разведка была с дрона. Бывало сами с дронов смотрели, бывало МО РФ данные предоставляло. Сюрпризы были, но не из-за того, что данные были неправильно собраны, а из-за человеческого фактора. Там много наемников было, и иногда на разминирование нашим кротам (инженерным группам. - Прим.Наблюдателя) требовалось по несколько часов. Пока они работали, их прикрывали.
Заходишь в здание, там лежит тело противника. Лежит, очевидно, уже долго. Вот лучше его не трогать совсем или сдернуть кошкой. И под бронежилет его гранату могут заложить, и под него самого. Слышал, что шоколадки минируют, и сладкоежка без челюсти или руки остается. Мы ничего такого не поднимали. Валяется крутой автомат, и видно, что лежит давно, то брать не стоит.
О снарядном голоде
Ощутили это на себе. Мы сидели в укрытии, и нас разбирал 120-й миномет. И мы не могли ответить, но на моральном духе это не сказывалось. Есть задача, и неважно, как это будет сделано. Они также перезаряжаются, меняют места, переводят огонь. И появляются моменты, когда есть время перебежать в другое укрытие. Можно было через радейку старшего группы вызвать танк. Старший выходит на узел связи, там его связывают с танковым подразделением. Там давали координаты, и они выезжали на точку. И авиация, "сушки", также по координатам работала.
Связь только у старшего бойца, если бы были всех рации, то кто-то да потеряет радейку. Её найдет противник, и это будет прослушивание связи. Тогда рации надо перепрошивать, а связистам регулярно мотаться на передок не лучшее занятие.
Связь терялась на небольшие периоды. Происходило это из-за работы РЭБ и глушилок противника. Нам постоянно не нужна была связь с командным центром, мы могли работать автономно. Пока БК не кончится, можешь действовать. Целый день можно провоевать.
О РЭБ противника
У них технологии лучше были, но обращаться с ними они могли не лучшим образом. Поставки натовские, но, чтобы научиться пользоваться этими приборами, нужно время. Его нет. Да и людей у них быстро выбивает.
О попадании в броню
Пуля попала в угол бронежилета. Дыхание перехватывает. Сотрясение внутренних органов. Минуту-две ты дышать не можешь. Слишком жестки удар, и ты не понимаешь, если ранение. Иногда и на ногах устоять можно, но мы вели бой впритык, максимум метров 50. И с 50 метров с автомата Калашникова получить пуля в броник, такое себе удовольствие. Пуля разогналась, но еще не затормозилась. Огромный синяк был. Приятного мало, но если бы ее не было, то было бы жестко. Плита потрескалась, пришлось поменять. БР46 выдерживает где-то три выстрела калибра 5.45. Можно добежать до трупа врага и снять с него плиты, если они не повреждены.
У них натовские плиты, облегченные. И шлемаки, и обувь. Вот этом мы брали, форму никогда не брали, ведь свои завалят.
Пожелание
Хочу пожелать, чтобы не было этих боевых действий. Каким бы бойцом ты не был, ты теряешь людей и друзей своих.