Найти в Дзене

Он стал первым подводником, получившим звание Героя Советского Союза еще до начала Великой Отечественной Войны

Оглавление

«Когда усталая подлодка
Из глубины идет домой.»

А. Пахмутова, А. Добронравов

Приветствую Вас Уважаемые подписчики и гости канала!

Приближается замечательный   праздник  день Военно-Морского Флота Российской Федерации, который осуществляется ежегодно в последнее воскресенье июля.

Фотоколлаж автора. Свободный источник. Яндекс картинки.
Фотоколлаж автора. Свободный источник. Яндекс картинки.

Справка

Со времен императора Петра I военные моряки Русского императорского флота с особым торжеством праздновали 27 июля (9 августа н. ст.) – день святого великомученика и целителя Пантелеймона.Царь Петр утвердил этот день празднования в честь двух первых крупных побед (victoria) русского флота в 1714 году у мыса Гангут и в 1720 году при Гренгаме.

История Дня Военно-морского флота неразрывно связана с одним из самых знаменитых советских флотоводцев – адмиралом флота Советского Союза Николаем Герасимовичем Кузнецовым. Именно по его инициативе за два года до войны появился профессиональный праздник военных моряков.

В данной статье сегодня  поговорим о советских добровольцах-подводниках, которые несли свою « трудную службу вдали от Родины» в тридцатые годы, а затем уже через четыре года ,получив определенный опыт за границей, им пришлось доблестно сражаться  за Победу в  ВОв.

Справка

Первая боеспособная российская подводная лодка «Дельфин» была введена в строй в 1903 году и списана в 1917 году, прослужив во время Первой мировой войны.
Свободный источник. Яндекс картинки.
Свободный источник. Яндекс картинки.
Нужно отметить, что определение «лучшие подводники»  тесно связано с именем командира подводной лодки, так как экипаж лодки вместе с ее командиром -это единое целое. Фактически оценивается деятельность всего экипажа, который представляет командир.
Результативность в СССР определялась количеством потопленных кораблей противника, в то время как  на западе  учитывается общая  тоннажность потопленного  судна.

Самым результативным, в сравнении с другими советскими подводниками, общепризнан Маринеско Александр Иванович.

А мы поговорим о Иване Алексеевиче Бурмистрове советском командире-подводнике, первом из военных моряков, кто был удостоен звания «Герой Советского Союза» еще до ВОв.

Фото из свободного доступа доработанное автором.                                                               Свободный источник. Яндекс картинки.
Фото из свободного доступа доработанное автором. Свободный источник. Яндекс картинки.

В наградном листе Бурмистрова лаконично, без подробностей содержится лишь общая формулировка "за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания Правительства", что же она скрывает?

Место действия Испания

Шла гражданская война. Испанский республиканский флот оказался в сложном положении – имея в своём составе достаточное количество кораблей, он лишился большей части офицеров.

Недостаток кадров для ведения войны они вскоре компенсировали благодаря советским – лётчикам, танкистам, морякам.

И все же, особым спросом пользовались наши подводники.

Справка

Идея помочь республиканским подводным силам, которые в 1936 году насчитывали 12 субмарин, принадлежит военному атташе при советском посольстве Николаю Герасимовичу Кузнецову.

Фото из свободного доступа доработанное автором.                                                               Свободный источник. Яндекс картинки.
Фото из свободного доступа доработанное автором. Свободный источник. Яндекс картинки.

В Испанию в командировку были отобраны наши соотечественники добровольцы, шесть лучших командиров-подводников.

Два года  там советские командиры интернационалисты сражались под испанскими именами:

Луис Мартинес (Иван Бурмистров), Серхио Леон (Сергей Лисин), Дон Северино де Морено (Николай Египко), Хуан Вальдес (Владимир Егоров), Мурато Карлос (Кузьмин Герман).

Когда "команданте (Иван Бурмистров)  в 1937 году прибыл в Картахену Лодок типа С  насчитывалось уже всего 4.

Фото из свободного доступа доработанное автором.                                                               Свободный источник. Яндекс картинки.
Фото из свободного доступа доработанное автором. Свободный источник. Яндекс картинки.
Фото из свободного доступа доработанное автором.                                                               Свободный источник. Яндекс картинки.
Фото из свободного доступа доработанное автором. Свободный источник. Яндекс картинки.

Официально Иван  Алексеевич считался "советником", но, по сути был капитан. Он взял полное командование на себя.

"Команданте Луис Мартинес", так  уважительно называли его испанские моряки.

Он  занимался  вопросами: от обеспечения ремонта боевой машины до обучения команды лодки.

« Русский командир доставлял много «неприятностей» не только матросам и старшинам, но и офицерам. Он поспевал повсюду, показывал, требовал, делал сам, не боясь ни грязи, ни тяжестей, учил и терпеливо пояснял. Из-за незнания испанского языка, проявляя нетерпеливость при работе с переводчиком, используя небольшой запас известных ему слов, в основном пояснения он делал жестами, мимикой, показывая непосредственно на детали, о которых шла речь.»

Бурмистров- Мартинес показал испанцам, что подводная лодка может быть  эффективным и действенным оружием во время военных действий.

Официальная задача данной подлодки была - обеспечить безопасность транспортных коммуникаций.

Имея настойчивый, дерзкий русский характер, Иван Алексеевич предпринимал активные, действенные вылазки в море, удачно проводил рейды под самым носом у эсминцев и миноносцев противника.

Фото из свободного доступа доработанное автором.                                                               Свободный источник. Яндекс картинки.
Фото из свободного доступа доработанное автором. Свободный источник. Яндекс картинки.
Фото из свободного доступа. Яндекс картинки.
Фото из свободного доступа. Яндекс картинки.
Фотоколлаж автора. Свободный источник. Яндекс картинки.
Фотоколлаж автора. Свободный источник. Яндекс картинки.

Примечание:

Фото из свободного доступа доработанное автором.                                                               Свободный источник. Яндекс картинки.
Фото из свободного доступа доработанное автором. Свободный источник. Яндекс картинки.

Александр Маринеско продолжил дело Ивана Бурмистрова.

У них обоих была главная черта - оба стремились использовать отданную под их командование машину как можно активнее.

Отрывки из воспоминаний Ивана Алексеевича

«В начале 1937 г. лодка «С-1» под его командованием была направлена к Пальме (остров Майорка) на поиски мятежного крейсера «Канарис». Рано утром, когда «С-1», находившаяся на перископной глубине, уже подходила к Пальме, ее обнаружила авиация противника и подвергла бомбежке.

Иван Алексеевич
услышал сильные взрывы: корпус лодки задрожал. Была подана команда, и лодка пошла на глубину до 45 метров, стала маневрировать. Командир был поражен тем, что, несмотря на перемену курса и глубину, бомбежка продолжалась. Когда корма лодки стала садиться и нарушила дифферент, И.А. Бурмистров понял, в чем дело. Лопнувшая междубортная цистерна выпускала масло, а по его следам два самолета «Савойя» преследовали и бомбили лодку. Такой масляный след обязательно всплывает на поверхность, поэтому травленое масло – бич подводников.

 «С-1» удалось вернуться на базу только благодаря смекалке капитана И.А. Бурмистрова, который
не растерялся и после второй бомбежки сделал петлю и лодка прошла по старому курсу. Самолеты, не видя новых масляных пятен, потеряли лодку из виду».

Следующий случай.

Ивану Алексеевичу Бурмистрову поручили провести республиканскую подлодку на север Испании через Гибралтарский пролив.

Главная сложность состояла в том, что пролив предстояло преодолеть в надводном положении из-за сильного течения.

Уже при выходе из пролива «С-1» наткнулась на группу дозорных кораблей противника. Иван Алексеевич Бурмистров решил пощекотать нервы фашистам. На полном ходу он прошёл между кораблями, которые, опешив от неожиданности, метнулись в разные стороны.

Иван Бурмистров с честью выполнил поставленную задачу.

Дальше была подводная лодка «С-4» и ремонт во Франции, с прорывом обратно через Гибралтар, полностью контролируемый франкистами (две попытки торпедных атак С-4 во время прорыва сорвались по причине технической неисправности).

«С-4» стала первой подводной лодкой, форсировавшей под командованием  Бурмистрова Гибралтарский пролив.

Вернувшись на Родину Иван Алексеевич Бурмистров защищал Севастополь,  Одессу, Керчь, Новороссийск.

Однажды Бурмистров шесть суток разыскивал вражеский караван, который вез продовольствие и боеприпасы противнику.

Немецкие миноносцы забросали  море глубинными бомбами, но капитан нашел караван, выполнил задание и благополучно вернулся на базу домой.

Июль 1941 года.

Война застала командира дивизиона капитана 1 – го ранга Ивана Алексеевича Бурмистрова в Николаеве – здесь ускоренными темпами шло строительство и проводились испытания новых серий подводных лодок. После первых бомбежек Бурмистров сумел вывести в Севастополь не только лодки, но и дорогостоящее оборудование двух николаевских судоремонтных заводов и семьи рабочих.

В составе отряда в городе Николаеве находилось 11 подводных лодок.

Благодаря усилиям И.А. Бурмистрова, одну из них в многократно сокращенные сроки удалось ввести в строй в августе 1941 года, а еще 4 – под бомбами эвакуировать в Севастополь, а затем в порты Кавказского побережья. Еще шесть недавно заложенных подводных лодок пришлось взорвать на стапелях.

Первые месяцы были для Ивана Алексеевича трудными. Комдив тяжело переживал неудачи наших войск на фронте и отчаянно завидовал своим подчиненным – командирам подлодок, которые выходили на боевые задания. Но ему выпала совсем другая работа –
он руководил срочной эвакуацией людей и грузов из Феодосии, Ялты, Севастополя.

В октябре 1941 года И. Бурмистров назначен старшим морским начальником Феодосии.

Город был только что захвачен врагом, а Бурмистрову была поручена морская навигационная подготовка Керченско – Феодосийской десантной операции. Он совершил несколько разведывательных выходов на подводных лодках в район будущей операции, лично принимал участие в ее проведении.

С октября 1942 года – старший морской начальник
города Геленджик.

В январе 1943 года направлен на учебу.


Декабрь
1941 года. Штаб Черноморского флота начал подготовку уникальной операции – планировалась высадка десанта в район Керчи и Феодосийский порт, занятый противником. Военная история не знала подобного.
Старшим
в разведывательном плавании был назначен Иван Алексеевич Бурмистров.

Перед ним стояла задача разведать побережье залива, вход в порт и его акваторию и при этом остаться незамеченным врагом.

Фото из свободного доступа доработанное автором.                                                               Свободный источник. Яндекс картинки.
Фото из свободного доступа доработанное автором. Свободный источник. Яндекс картинки.

Ночью «Щ-201» достигла назначенного района и с рассветом пошла вдоль побережья Феодосии.

В то время фотографировать через приборы наблюдения еще не умели – перископ поднимался на 10 – 15 секунд, и затем гидрограф по памяти зарисовывал все увиденное на берегу. Из порта периодически выходили немецкие катера, и тогда лодка ложилась на грунт. Работа требовала ювелирного мастерства и адского напряжения.


Полученные разведывательные данные во многом
способствовали успеху Керченско – Феодосийской операции.

Немецко – румынские войска генерала Манштейна были отброшены с полуострова. Защитники Севастополя получили необходимую поддержку.

Иван Алексеевич попал в госпиталь – он участвовал в десанте, и во время высадки пуля угодила ему в правую ногу.

Осень
1943 года. Самый разгар войны.

Командование направило Бурмистрова учиться в Ленинградскую академию.

Бурмистрову с семьей пришлось ехать в Среднюю Азию. Постольку академия была передислоцирована в Самарканд.


Лето 1944 года пришла радостная весть:
академия возвращается в Ленинград.

Окончив ее, Иван Алексеевич был назначен командиром отдельного дивизиона строящихся подводных лодок, расквартированного тут же, в городе.


В 1945 году окончил Военно – морскую академию имени К. Е. Ворошилова. Сразу после ее окончания –
командир отдельного дивизиона строящихся подводных лодок Балтийского флота (Ленинград).

С 1946 года – старший преподаватель кафедры тактики флота в высшем военно – морском училище имени М.В. Фрунзе.

Затем Иван Алексеевич преподавал в Тихоокеанском высшем военно – морском училище.

Фото из свободного доступа доработанное автором.                                                               Свободный источник. Яндекс картинки.
Фото из свободного доступа доработанное автором. Свободный источник. Яндекс картинки.

Краткая биография

Родился  Иван Бурмистров в Ставрополе в семье рабочего 27 июня 1903.

Службу начинал в учебном отряде Черноморского флота, учился в Военно-морском училище им. М. В. Фрунзе.

С 1932 года — помощник командира подводной лодки «Д-4» Черноморского флота.

В 1934—   помощником командира подводной лодки «Л-4».

Фото из свободного доступа доработанное автором.                                                               Свободный источник. Яндекс картинки.
Фото из свободного доступа доработанное автором. Свободный источник. Яндекс картинки.

В 1935 году окончил курсы комсостава учебного отряда подводного плавания имени С. М. Кирова. Командир подводной лодкой «А-2», которая в декабре 1935 года совершила двухнедельное автономное плавание, пройдя в надводном положении 1498,7 мили и 100,2 мили под водой, вдвое превысив нормы автономного плавания. За успешное выполнение поставленной задачи был награжден золотыми часами.

После возвращения из Испании командовал бригадой подводных лодок Черноморского флота. Капитан 1-го ранга.

Участвовал в Великой Отечественной войне — руководил эвакуацией людей и грузов из Феодосии, Ялты, Севастополя и отмечал,что спасение именно людей было для него очень ценным. И это говорит о его большом добром сердце.

Начальник гарнизона города Феодосия.
В декабре 1941 года осуществлял разведывательные плавания на подлодке «Щ-201» в целях
подготовки Керченско-Феодосийской десантной операции. Участвовал в  десанте, был ранен.

В 1943—1944 годах учился в Военно-морской академии, по окончании её назначен командиром отдельного дивизиона строящихся подводных лодок в Ленинграде.

Далее работал старшим преподавателем кафедры тактики флота в Тихоокеанском высшем военно-морском училище им. Макарова.

Фото из свободного доступа. Яндекс картинки.
Фото из свободного доступа. Яндекс картинки.

В 1950 году вышел в отставку. Жил в Ставрополе. Закончил свой земной путь в 1962 году.

В его родном городе его именем названа улица, открыт музей  И.А. Бурмистрова и библиотека.

Фото из свободного доступа. Яндекс картинки.
Фото из свободного доступа. Яндекс картинки.

У Ивана Алексеевича было два сына: Анатолий и Владимир.

Владимир Иванович Бурмистров служил на подводной лодке, а

Анатолий Иванович  окончил с отличием то же училище, что и его отец и тридцать лет отдал флоту.

Кроме надводных кораблей, Анатолий Бурмистров  17 лет отдал службе, связанной с подводным флотом. Занимался испытанием баллистических крылатых ракет с подводным стартом.

Капитан 2-го ранга в запасе.Написал книгу об отце «Флагман».

На этом все. Спасибо за прочтение,лайки, позитивные отзывы.

Добра и здоровья Всем читателям и подписчикам !

Ваш Алекс Путешественник!

# Великая Отечественная война

# Моряки - подводники

# подводные лодки

# Подвиг народа

# Великая Победа