Найти тему

R.I.P. Джон Мейолл. Икона блюза

Джон Мейолл в аудитории Manzoni в Болонье в октябре 2015 года. Фотография: Роберто Серра/Игуана Пресс/Getty Images
Джон Мейолл в аудитории Manzoni в Болонье в октябре 2015 года. Фотография: Роберто Серра/Игуана Пресс/Getty Images

Основоположник британского блюза, чья группа Bluesbreakers сыграла ведущую роль в становлении блюза 60-х, умер у себя дома в Калифорнии

Бен Бомонт-Томас, The Guardian

Джон Мэйолл, основоположник британской блюзовой сцены, давший дорогу величайшим рок-музыкантам XX века, включая Эрика Клэптона и участников группы Fleetwood Mac, умер в возрасте 90 лет.

В заявлении о его смерти на странице Мейолла в Instagram, говорится, что музыкант скончался в понедельник у себя дома в Калифорнии. «Проблемы со здоровьем, которые заставили Джона прекратить свою эпическую гастрольную карьеру, наконец-то привели к миру одного из величайших в мире воинов дорог», — говорится в посте.

Мейолл родился в Макклсфилде в 1933 году. В подростковом возрасте он начал изучать коллекцию джаза и блюза своего отца и научился играть на фортепиано, гитаре и губной гармошке, чтобы создать свое собственное видение музыки. После трех лет национальной службы в Корее он поступил в художественную школу и стал графическим дизайнером, параллельно занимаясь музыкой в группе Blues Syndicate.

Он также жил в домике на дереве в саду своих родителей — «Когда я был подростком, вплоть до того времени, когда я женился, когда мне было 30», — сказал он позже. — «Мы жили в маленьком доме, так что моя комната была на дереве».

В 1963 году, в возрасте 30 лет, он переехал в Лондон, чтобы стать профессиональным музыкантом, на фоне ритм-энд-блюзового бума, породившего такие группы, как Rolling Stones, Spencer Davis Group и Animals.

Джон Мейолл играет на губной гармошке в 1970 году. Фотография: Клаус Хампель/AP
Джон Мейолл играет на губной гармошке в 1970 году. Фотография: Клаус Хампель/AP

«Сцена в Америке была расово сегрегирована — там эти двое никогда не встречались», — объяснял он интервью в 2014 году. — «Однако в Европе — не только в Англии — черный блюз начал доходить до аудитории, которая не слушала его в Америке. Мы открыли для себя Элмора Джеймса, Фредди Кинга, Джей Би Ленуара, и они затронули наши чувства, наши жизненные истории, и это было то, что нужно. Зацепило».

Помимо пения и игры на гитаре и клавишных, Мейолл набрал музыкантов, включая Джона Макви (который впоследствии сформировал Fleetwood Mac) для самого раннего воплощения его постоянно развивающейся группы Bluesbreakers. Они выпустили свой дебютный сингл («Crawling Up a Hill») в 1964 году и в том же году стали бэк-группой для Джона Ли Хукера. В этот период Мэйолл также выступал с такими великими блюзменами, как Сонни Бой Уильямсон и Ти-Боун Уокер, и использовал свою собственную группу для привлечения внимания к блюзу в Великобритании, играя как кавер-версии, так и оригинальный материал.

В 1965 году, после ухода из Yardbirds, к Bluesbreakers присоединился Эрик Клэптон, а первые сессии с ним продюсировал молодой Джимми Пейдж (который вскоре присоединился к Yardbirds, а затем сформировал Led Zeppelin).

Место Клэптона ненадолго занял другой будущий участник Fleetwood Mac, Питер Грин, а Джек Брюс некоторое время играл на бас-гитаре. После возвращения Клэптона группа записала свой первый хитовый альбом, «Blues Breakers With Eric Clapton» 1966 года.

Клэптон вскоре ушел, чтобы сформировать Cream — «Он всегда был немного беспокойным, так что это не стало таким уж большим сюрпризом», — сказал позже Мейолл — и Грин вернулся, а в Bluesbreakers также ненадолго вошел еще один соучредитель Fleetwood Mac, барабанщик Мик Флитвуд. После того, как Грин окончательно покинул группу, Мейолл пригласил 17-летнего Мика Тейлора, который играл в группе, прежде чем заменить Брайана Джонса в Rolling Stones. В этот период у Bluesbreakers вышло еще три альбома, попавших в десятку лучших в Великобритании, включая хит № 3 «Bare Wires».

Это был последний альбом Bluesbreakers на 17 лет — после ухода Тейлора Мэйолл оставил свое имя и в 1969 году переехал в Калифорнию, где провел все 1970-е годы. Чтобы удивить блюз-роковую сцену, он отошел от драйвовой и шумной музыки, которую делал в Великобритании, и перешел к записям без барабанщика и с акустическими инструментами, такими как деревянные духовые, саксофон и гитара с перебором — хотя он возвращался к своему более громкому и неистовому стилю на двойном альбоме 1971 года «Back to the Roots», гостями которого стали Клэптон и Тейлор.

В 70-е годы он еще больше расширил свои возможности, играя джаз и фанк в различных американских коллективах. В 1982 году он воссоединился с Тейлором, МакВи и барабанщиком Колином Алленом, и хотя этот состав просуществовал недолго, Мейолл сохранил название Bluesbreakers на протяжении многих последующих альбомов. Среди гостей альбома были Мэвис Стейплз, Бадди Гай и старый партнер по гастролям Джон Ли Хукер. На альбоме Along For the Ride, вышедшем в 2001 году, среди 20 гостей было много звездных бывших участников Bluesbreakers, а также Стив Миллер, Крис Ри, Билли Гиббонс из ZZ Top и другие.

В 2008 году он окончательно отказался от названия Bluesbreakers, чтобы освободить время для игры с другими музыкантами, в том числе пригласив в 2018 году свою первую соло-гитаристку Кэролин Уондерленд. Он давал сотни живых концертов каждый год и продолжал гастролировать до 2022 года.

У Мейолла было четверо детей от первой жены Памелы: Гэри, Джейсон и Трейси, а также приемный сын Бенедикт. В 1978 году Мейолл познакомился с блюзовой певицей Мэгги Паркер, которая была моложе его на 20 лет — она присоединилась к его бэк-группе, и позже они поженились. У них родилось двое сыновей, но они развелись в 2011 году.

В 1979 году их дом в Лорел-Каньоне сгорел дотла, но позже был восстановлен. Позже Мэгги писала: «Мы спаслись, сохранив свои жизни и ничего, кроме одежды, которая была на нас... Джон бросил садовый шланг, и мы помчались со всех ног, проезжая сквозь пламя в "Шевроле Субурбан" нашего друга».

В этом году Мейолл должен быть включен в Зал Славы Рок-н-Ролла, где его собирались наградить за музыкальное влияние наряду с двумя другими иконами блюза — Биг Мамой Торнтон и Алексисом Корнером.

Среди музыкантов, воздавших дань уважения Мейоллу, был Джо Бонамасса, который написал: «Покойся с миром, мой друг».