После Великой Отечественной Войны между СССР и США началась холодная война, в которой они состояли в политическом противостоянии за превосходство в области вооруженных сил. Так началась «Гонка Вооружений». В основном гонка между этими странами заключалась в том, чтобы разработать как можно более совершенные типы ядерного оружия и произвести их как можно в большем количестве.
К концу 60-х годов в СССР имелись атомные, водородные бомбы, ядерные базы, баллистические ракеты. Возникала необходимость изобретения новых видов ядерного оружия или совершенствования уже существующих ядерных сил.
В связи с этим в 1969 году впервые заговорили о создании передвижного состава, который носил бы при этом ракеты с ядерным зарядом. Такая идея очень понравилась вышестоящим лицам государства. Тогда руководством страны было дано задание Южному конструкторскому бюро разработать боевой железнодорожный ракетный комплекс. Преимущество данного изобретения состояло в том, что поезд будет постоянно засекреченным. Он будет способен постоянно передвигаться и будет мало отличаться от остальных. Засечь или уничтожить такой поезд будет просто невозможно, а если таких поездов будет несколько, и они будут находятся в разных частях страны, это даст абсолютное преимущество в случае войны. При нападении противника, а таковым в те годы в первую очередь считали США, можно было нанести незамедлительный ответный удар.
В процессе проектировки и испытаний возникало множество проблем. Изначально перед инженерами стоял вопрос: как поместить огромную баллистическую ракету диаметром 2.4 метра, высотой 22 метра и весом в 150 тонн в вагон обычного размера. Как безопасно ее перевозить, как вес вагона с ракетой будет действовать на дорожное полотно и, самое главное, как производить запуск ракет из вагона. Со всем этим лучшим умам Советского Союза удалось справиться, и за два года, с 1985 по 1987 год были проведены все испытания. В 1987 году первый боевой железнодорожный ракетный комплекс был запущен по паутине железных дорог СССР.
Мощь такого ядерного поезда равнялась 900 зарядам, которые были взорваны в Хиросиме. Процесс запуска ракеты был устроен следующим образом. За три минуты после команды «пуск» происходит запуск ракеты. Поднимается крыша вагона, затем сама ракета, после происходит толчок ракеты и ее подкидывает в воздух на 30 метров, после чего запускается основной двигатель и ракета следует к заданной цели.
Данное ядерное изобретение просуществовало несколько лет. Ядерных поездов боялись до ужаса в США. И как только начался период «разоружения», в 1993 году при подписании соглашения о разоружении, американцами, среди прочего, был выделен отдельный пункт о ликвидации таких ядерных поездов. Страх был велик, поэтому они хотели быть уверены в их уничтожении. Остается полагать, что соглашение было исполнено, а поезда были ликвидированы.