Найти тему
Сергей Петров

Раввинистическая магия: Колдовство в Талмуде 1

Изображение демона на иудейской заклинательной чаше, V-VII вв. н.э.
Изображение демона на иудейской заклинательной чаше, V-VII вв. н.э.

В сочинениях раввинистической эпохи колдовство или магия чаще всего называется по-еврейски словом kəšap̄im или kišup̄, колдун именуется məḵaššep̄, колдунья – məḵaššep̄a. Последние два слова используются в законодательных текстах Еврейской Библии, требующих смерти для лиц, занимающихся колдовством: «Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, ворожея (qosem qəsamim), прорицатель (mə‘onen), гадатель (mənaḥeš), колдун (məḵaššep̄), обаятель (ḥoḇer ḥaḇer), вопрошающий духа отца и вещего духа (šo’el ’oḇ wə-yiddə‘oni) и обращающийся к мёртвым (doreš ha-metim)» (Втор. 18, 10-11); «Колдунью (məḵaššep̄a) не оставляй в живых» (Лев. 22, 17).

Подобные требования повторяются и в раввинистических текстах, однако, как мы увидим далее, в действительности раввины не только признавали законность колдовства, но зачастую и сами охотно к нему прибегали.

Сочинения раввинистической эпохи содержат сведения об иудейских колдунах («чудотворцах») эпохи Второго храма. Самым известным из них является Хони Рисующий Круги (hamə‘aggel), живший в I в. до н.э. и знаменитый, в частности, тем, что мог по своему желанию вызывать дождь. Его упоминает Иосиф Флавий: «некий праведный и боголюбивый муж, по имени Хоний, который некогда во время засухи обратился к Предвечному с молитвою о даровании дождя и молитве которого Бог немедленно внял» (Ὀνίαν δέ τινα ὄνομα δίκαιον ὄντα καὶ θεοφιλῆ, ὃς ἀνομβρίας ποτὲ οὔσης ηὔξατο τῷ θεῷ λῦσαι τὸν αὐχμὸν καὶ γενόμενος ἐπήκοος ὁ θεὸς ὗσεν) (Иудейские древности, 14.2.1).

Упомянутый Флавием случай гораздо подробнее описан в Мишне. Во время засухи иудеи попросили Хони: «Помолись, чтобы пошёл дождь. Он сказал им: Пойдите и внесите в дома свои печи, чтобы они не развалились. Он помолился, но дождь не пошёл. Что он сделал? – Он нарисовал круг, встал в него и сказал: Господин мира, твои дети обратили свои лица ко мне, ибо я как бы член твоей семьи. Я клянусь твоим великим именем, что не сойду с этого места, пока ты не помилуешь своих детей. Дождь начал моросить. Он сказал: Я просил не об этом, а о дожде для водоёмов, рвов и пещер. Начался ливень. Он сказал: Я просил не об этом, а о дожде благоволения, благословения и щедрости. Пошёл обычный дождь». Глава Синедриона Шимон бен Шетах заявляет Хони: «Ты донимаешь Бога, и он исполняет твою просьбу, как сын донимает отца, и он исполняет его просьбу» (Мишна Таанит, 3.8). Ещё более решительно выражают сходную мысль члены Синедриона, обращаясь к Хони: «Ты принимаешь решение внизу, а Святой, благословен он, исполняет твоё решение наверху» (ВТ Таанит, 23а.12).

Зачастую в качестве отличия «плохого» колдовства, характерного для «язычества», от «хорошей» молитвы, характерной для иудаизма, указывается то, что при первом божество принуждается к совершению определённых действий, а при второй молящийся его смиренно о них просит. Как мы видим, в описанном выше эпизоде Хони именно принуждает Яхве послать такой дождь, которого он (Хони) хочет.

Вообще мысль о принуждении «бога Израилева» людьми совершенно не чужда раввинистическому иудаизму. В качестве образца для подобных действий Большой мидраш на Книгу Второзакония приводит Моисея, повелевающего Богом: «Моисей приказывает (gwzr) Святому, благословен он, и он исполняет (mqym), он (т.е. Моисей) поднимает (qwmh) его и сажает (šwbh) его» (Дварим Рабба, 2.3). В общем смысле Вавилонский Талмуд формулирует этот принцип устами самого «бога Израилева»: «Я правлю людьми, а кто правит мною? – Праведник. Я принимаю решение, а он его отменяет» (ВТ Моэд Катан, 16b.22).

Ещё проще, чем Хони, вызывал дождь рав Йехуда: «Когда рав Йехуда снимал одну из своих сандалий, тотчас же начинался дождь» (ВТ Таанит, 24b.2).

См. подробнее:

https://ridero.ru/books/i_on_sotvoril_dukhov_sveta_i_tmy/

https://www.amazon.com/dp/B0CVZR2QM8

https://www.wildberries.ru/catalog/211986341/detail.aspx

https://digital.wildberries.ru/offer/186202