Мы пришли в магазин. Видим ценники, ярлыки, рекламные призывы. Слышим, как говорят, или вспоминаем, как слышали или читали про тот или иной продукт или предмет.
Информации очень много. Мы обдумываем, прикидываем, сравниваем, сверяемся со списком. Подходим к кассе. Кассир ужимает информацию о покупке до двух категорий: количество единиц и цена. Количество единиц умножается на цену и складывается с результатами по остальным купленным вещам.
Работник магазина с помощью кассы осуществляет простой и понятный алгоритм действий. Построив удобную модель ситуации. В этой модели нет лишних категорий. Ваших мук совести, например, когда положили в корзину дороговатый, но вкусный продукт.
Муки совести есть, но в модели их нет. Это существенно облегчает выбор решения кассиром. Он бесстрастно называет итоговую сумму. Собственно кассир в этой модели вообще ничего не решает, ничего не выбирает, не делает никаких сложных действий. Простая модель.
И конечно на математике задачи на "цену - количество - стоимость" обязательно имеются и решаются. При этом саму покупку и делать-то не приходится. Действуем в уме или на бумаге в рамках модели.
Как видим, модель ситуации - описание ситуации или представление ситуации как бы в урезанном виде, выделив только определенные сведения с определенной целью, как в задаче на математике - это построение ума.
На уроках математики учат работать с такими моделями, составлять их самим для разных ситуаций, разбирают стереотипные модели.
Обобщенно такие модели и алгоритмы работы с ними и есть тот самый софт, то программное обеспечение ментального компьютера.
Конечно в обыденных ситуациях некий софт тоже нарабатывается. Но вот какой? Давайте рассмотрим пример.
Мама учит дочку готовить борщ. Делай раз, делай два. Это не так, вот смотри.
- А можно сначала положить капусту, а потом картошку?
- Нет, капуста разваривается быстрее.
Всё. Попробовать свою идею и испортить борщ девочке не позволят. Потому что у мамы на первом месте обед, а обучение в ее представлении это показ и словесные объяснения.
На самом деле качественное обучение предполагает приобретение собственного опыта.
Человек моделирует ситуацию, развивает модель в своей голове, выдвигая гипотезы, как пойдет развитие (из чего что получится) и проверяет их на практике.
Будучи в подмастерьях, ребенок осваивает одну программу: делай в точности как авторитет.
Новая ситуация? Человек действует методом тыка, причем вспомним, что ребенок не учился выдвигать гипотезы, для него это ни разу не мыслительная деятельность. Или находит авторитета и повторяет за ним.
Без авторитетного мнения человек не особо и ждет успеха. Он надеется на удачу, то есть развивает еще одну программу: стремиться к везению, а не к самостоятельной ответственной работе.
Вот яркий пример сформированного софта обывателя.
- Почему в этом примере вы действовали так-то и так-то?
- Так вы же сами нам так показывали!
Нет ребята, не поэтому. Должны обосновывать свои действия не этим! Такое обоснование у человека безответственного, который ухватил выгоду, то есть меньшие затраты собственных усилий, от присасывания к авторитету. У него организм даже не выделил умственный ресурс на освоение обоснования выбора способа решения. Не посчитал нужным! Есть ведь авторитетное мнение, а нам больше и не надо.
Если рассудок не доразвился, то он не подскажет, не насторожит, не поможет. Сознание ищет того, чье мнение будет считать авторитетным и тогда умственные программы просто выключает, лишает ресурсов. Нанятый сотрудник бесславно дрыхнет в своем ментальном кабинете.