В Москве проведут эксперимент по дистанционному ограничению скорости каршеринговых машин — так планируют сделать поездки на арендованных автомобилях безопаснее. Соответствующий проект постановления Правительства опубликовали для общественного обсуждения 24 июля. Количество ДТП с прокатными авто в 2023 году выросло, но автоматическое замедление каршеринга чревато другими опасностями, предупредили опрошенные «Парламентской газетой» эксперты. И предложили добиваться соблюдения водителями правил регулированием тарифной политики сервисов.
К тестированию допустят не всех
В Москве за десять месяцев 2023 года произошло 385 ДТП с участием автомобилей каршеринга, сообщила пресс-служба столичной Госавтоинспекции. Эта цифра больше показателей 2022 года. За год до этого инспекторы насчитали 327 аварий. По данным ведомства, жертвами ДТП в 2023 году стали 14 человек, еще 458 получили ранения различной степени тяжести.
Столичный дептранс в начале июля сообщил, что научно-исследовательский центр «НАМИ» разработал специальный ограничитель скорости, который будет замедлять автомобиль каршеринга до разрешенного показателя. С ним поездки станут еще безопаснее, уверены в ведомстве. Там объяснили принцип работы: встроенный датчик автоматически ограничит скорость автомобиля, если она будет превышена.
Пилотное тестирование устройства проведут в рамках экспериментально-правового режима (ЭПР) в несколько этапов совместно с одним из операторов каршеринга. ЭПР запустят сроком на год, как только глава кабмина подпишет соответствующее постановление, его обсуждение на портале проектов нормативно-правовых актов продлится до 6 августа.
Эксперимент пройдет на территории Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы и в Зеленограде. Следить за ходом отработки поручат МВД и департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы. На первом этапе автомобили пройдут испытания на закрытом полигоне специальной лаборатории. На втором — машины выпустят на улицы города. На третьем — к управлению ими допустят опытных пользователей каршеринга, то есть тех, чей водительский стаж превышает три года, проехал больше 500 километров на арендованных авто и не допустил ни одного ДТП.
Это может быть опасно
Парк столичного каршеринга самый большой в мире — пользователям доступно 34 тысячи автомобилей. Число поездок в 2023 году превысило 51 миллион, оно растет год от года. При этом в прошлом Госавтоинспекция Москвы зафиксировала 105,5 тысячи административных правонарушений, допущенных водителями автомобилей каршеринга. Самыми распространенными среди них стали вождение в нетрезвом состоянии, езда без прав и управление арендованным авто без регистрации в сервисе каршеринга либо по подложной регистрации.
Водителей каршеринга часто видно на дороге не только по маркировке автомобилей, но и по стилю их вождения: они совершают опасные перестроения, часто превышают скорость, могут ехать по обочине и так далее. Об этом «Парламентской газете» сказал автоюрист Сергей Радько. Но эти машины точно так же, как и другие, контролируют дорожные инспекторы и уличные камеры. «Штрафы приходят в адрес конкретного каршерингового сервиса, а тот списывает соответствующую сумму с баланса пользователя», — объяснил эксперт.
Что касается принудительного замедления транспортного средства, то такая технология сейчас предусмотрена в прокатных электросамокатах. Но автомобиль — не самокат, предупредил Сергей Радько: «Машина, тем более в столице, идет в плотном потоке, который движется с определенной скоростью, и если один автомобиль вдруг внезапно замедлится, это может спровоцировать нештатную ситуацию. В ряде случаев, чтобы избежать аварии, водителю приходится ускориться даже против правил или знаков. Не понятно, будет ли новая технология это учитывать». Кроме того, установка устройства для замедления может быть расценена как несанкционированное вмешательство в электронику автомобиля. Неизвестно, как на это посмотрят в Госавтоинспекции.
С автопилотом безопаснее
Внедрение цифровых инноваций при организации дорожного движения — данность сегодняшнего дня, сказал «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по социальной политике Ярослав Нилов. Подобных разработок в России, по его словам, немало, их нужно постепенно внедрять, и ЭПР здесь хороший помощник. «Главный принцип — безопасность на первом месте, — отметил депутат. — Я, например, удивлен, что машины каршеринга до сих пор не оборудованы алкозамками, и люди могут садиться пьяными за руль, водить как угодно, осознавая, что это автомобиль — не их личный. Нужно использовать и другую автоматику, например те же системы замедления и коррекции движения. На встрече с коллективом Московского автодорожного института я узнал, что такие технологии есть».
Идею применения высоких технологий для прокатных авто назвали логичной и в думском Комитете по транспорту. Его первый зампред Павел Федяев напомнил о хорошем эффекте, который искусственный интеллект демонстрирует при использовании прокатных средств индивидуальной мобильности: это и замедление электросамокатов, и профилактика опасного вождения, и другие меры. «Каршеринг в этом плане, с одной стороны, более безопасен, ведь там за руль допускают людей с водительскими правами, с другой же, никто не может гарантировать, что этот человек хоть день водил после получения прав, — отметил депутат. — Поэтому с автопилотом, конечно, было бы более спокойно, если он будет отслеживать основные параметры вождения, сможет предотвратить опасные ситуации. Это и должен продемонстрировать эксперимент. А общая цель у нас прежняя: снизить смертность на дорогах в два раза к 2036 году, как поручил президент».
Операторы каршеринга и сейчас могут дистанционно наблюдать за поведением каждого автомобиля на дороге, напомнил член Общественной палаты РФ Александр Холодов. Штрафы — лишь одна из мер воздействия на водителя, сказал «Парламентской газете» эксперт: «Нужно корректировать тарифы с тем, чтобы водители не спешили поскорее доехать до места, чтобы сэкономить. Сейчас они спешат, поэтому и превышения скорости, и проезды на красный, и опасные маневры. Есть специальные тарифы для долгих поездок, которые учитывают километры и минуты. Их нужно применять и на коротких маршрутах вместе с новыми технологиями».