Найти тему
Лахта Центр

ФАРФОРОВАЯ ЛЕТОПИСЬ РОССИИ. МАЛЕНЬКИЕ ФИГУРКИ С БОЛЬШОЙ ИДЕЕЙ


В лектории «Газпром», который прошел в рамках Международной выставки-форума «Россия» специалисты Эрмитажа рассказали об Императорском фарфоровом заводе и знаковых изделиях, отражающих вехи истории и культуры страны. Фарфоровые фигурки — очередной этап фарфоровой летописи России. Почему именно они?

Фарфор имени Екатерины
В июле 1763 года, через несколько месяцев после своей коронации, Екатерина II вместе с сыном побывала на экскурсии на Невской порцелиновой мануфактуре. Историки говорят, что она купила 29 табакерок и распорядилась присылать лучшие образцы фарфоровых изделий двору — для демонстрации и продажи.
Вскоре императрица переименовала мануфактуру в Императорский завод и велела ставить на всю продукцию клеймо — монограмму правящего монарха. У Екатерины II это буква «Е» с римской цифрой II синего или золотого цвета.

Скульптура «Якутка» и «Якут» из серии «Народности России». Нач. XX в. Автор модели: Павел Павлович Каменский (1858-1922). Фото: hermitage.ru
Скульптура «Якутка» и «Якут» из серии «Народности России». Нач. XX в. Автор модели: Павел Павлович Каменский (1858-1922). Фото: hermitage.ru
Скульптура «Архангельская женщина». Серия «Народности России». 1913. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Автор модели: Павел Каменский (1858-1922). Фото: hermitage.ru
Скульптура «Архангельская женщина». Серия «Народности России». 1913. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Автор модели: Павел Каменский (1858-1922). Фото: hermitage.ru
Скульптура «Бурят» и «Бурятка» из серии «Народности России». Нач. XX в. Автор модели: Павел Павлович Каменский (1858-1922). Фото: hermitage.ru
Скульптура «Бурят» и «Бурятка» из серии «Народности России». Нач. XX в. Автор модели: Павел Павлович Каменский (1858-1922). Фото: hermitage.ru

Дипломатический подарок и национальная идея
Прусский король Фридрих II прислал Екатерине II десертный сервиз, сделанный на Берлинской фарфоровой мануфактуре. Это был подарок в честь победы России в Русско-турецкой войне 1768–1774 годов.
Модели делали по иллюстрациям из книги путешественника по Российской империи, в которой были зарисованы с абсолютной достоверностью все национальные костюмы и этнографические особенности черт лица. Далее по этим формам отливались из белой фарфоровой массы статуэтки и раскрашивались.
Для патриотической екатерининской серии «Народы Российского государства» пригласили Якова Рашета. Француз по происхождению, профессор Петербургской академии художеств, он проработал в должности модельмейстера на ИФЗ четверть века и вошел в историю как талантливый русский скульптор.
Было изготовлено почти сто народных статуэток, и серия постоянно дополнялась, тиражировалась, фигурки перерабатывались, становясь более сложными и яркими.
Тему с фигурками народностей России, исполненную в фарфоровой скульптуре, подхватили частные порцелиновые мастерские. Их количество с каждым годом росло. К середине XIX века фарфором занималось около 100 предприятий.

Скульптура «Великоросс Рязанской губернии». Серия «Народности России». 1913. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Автор модели: Павел Каменский (1858-1922). Фото: hermitage.ru
Скульптура «Великоросс Рязанской губернии». Серия «Народности России». 1913. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Автор модели: Павел Каменский (1858-1922). Фото: hermitage.ru
Екатерина II в окружении русских народностей и пленных турок. Настольное украшение к десертному сервизу императрицы Екатерины II, фрагмент. Фото: https://vk.cc/cyCQNN
Екатерина II в окружении русских народностей и пленных турок. Настольное украшение к десертному сервизу императрицы Екатерины II, фрагмент. Фото: https://vk.cc/cyCQNN
Скульптура «Вологодская женщина». Серия «Народности России». 1913. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Автор модели: Павел Каменский (1858-1922). Фото: hermitage.ru
Скульптура «Вологодская женщина». Серия «Народности России». 1913. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Автор модели: Павел Каменский (1858-1922). Фото: hermitage.ru

Подарок или беседа
Фарфоровые народные статуэтки стали очень популярны. Они использовались и как дипломатические подарки, и как настольное украшение во время пиршеств. Обычно фигурки выставлялись в центре стола и давали повод для разговоров на ту или иную тему.

Скульптуры «Аварская женщина» и «Мордовка племени Мокша» из серии «Народности России». Нач. XX в. Автор модели: Павел Павлович Каменский (1858-1922). Фото: hermitage.ru
Скульптуры «Аварская женщина» и «Мордовка племени Мокша» из серии «Народности России». Нач. XX в. Автор модели: Павел Павлович Каменский (1858-1922). Фото: hermitage.ru
Скульптура «Женщина Саратовской губернии». Серия «Народности России». 1913. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Автор модели: Павел Каменский (1858-1922). Фото: rusmuseumvrm.ru
Скульптура «Женщина Саратовской губернии». Серия «Народности России». 1913. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Автор модели: Павел Каменский (1858-1922). Фото: rusmuseumvrm.ru
Скульптуры «Лезгин» и «Айн» из серии «Народности России». Нач. XX в. Автор модели: Павел Павлович Каменский (1858-1922). Фото: hermitage.ru
Скульптуры «Лезгин» и «Айн» из серии «Народности России». Нач. XX в. Автор модели: Павел Павлович Каменский (1858-1922). Фото: hermitage.ru

#лахтацентрзнаний