Найти тему

Виктор Чудин, НПО «НТЭС»: «Мини-техника должна быть надёжной, как лопата»

Научно-производственное объединение «НТЭС», разрабатывающее и выпускающее вспомогательное оборудование и приборы для нефтедобывающей отрасли, уже четыре года как развивает направление мини-погрузчиков (или, скорее, даже микропогрузчиков). Как настолько разная продукция совмещается в рамках одного предприятия, рассказал главный инженер, главный конструктор и основатель НПО «НТЭС» Виктор Чудин В линейке НПО «НТЭС» — два микропогрузчика грузоподъёмностью 220 и 320 кг. Из импортных компонентов — только гидронасосы, гидрораспределители и ДВС. Заводу пришлось доказывать дилерам, что данная техника будет востребована на рынке. Инженерия и прикладная наука Как отметил в интервью Экскаватор Ру Виктор Чудин, НПО «НТЭС» существует уже 33 года. За это время предприятию удалось создать сплочённый инженерный коллектив, способный проектировать наукоёмкую продукцию. Причём делать это быстро: после того, как было принято решение об освоении предприятием нового направления, опытный образец мини-погрузчика (FRONTMEN 220) был создан с нуля всего за 3,5 месяца. При этом сам конструктор называет первую модель бюджетной и с ограниченными возможностями. В итоге данный мини-погрузчик получил более мощное продолжение — модель FRONTMEN 320 грузоподъёмностью 320 кг, с более высоким тяговым усилием и расширенным функционалом. «Фактически 320-я модель может заменить собой на коммунальных, строительных и сельскохозяйственных работах сразу 10 человек, а широкий ассортимент навесного оборудования превращает её в универсального помощника, — сообщает спикер. — Погрузчик может развернуться практически на месте и способен функционировать даже при критической для подобной техники температуре -15 °С. После множественных практических испытаний могу сказать, что такая машина должна быть надёжной, как лопата. Если она не нужна, её можно поставить в сторонку, а когда понадобится, взял и опять работаешь, не предпринимая дополнительных действий». [bnr_240x400-2_mobile] Среди разработанных НПО «НТЭС» узлов и компонентов для погрузчика FRONTMEN 320 Виктор Чудин с гордостью выделяет гидравлическую систему. Но на предприятии производятся и многие другие комплектующие. Среди закупаемой на стороне продукции — гидронасосы, гидрораспределители и ДВС, которые компания импортирует. Но, возможно, те же гидронасосы в будущем станут российскими, — в стране сейчас развивают данное направление. Изначально в качестве силовой установки на мини-погрузчиках завода применялся 4-тактный агрегат Honda, но после того, как его стоимость существенно возросла, инженеры НПО заменили японский мотор китайским аналогом Zhongshan. Как отметили в компании, продукция из КНР несколько уступает по ресурсу, но по эксплуатационным характеристикам оказалась не хуже. Занять свободную нишу Несмотря на относительную лёгкость и быстроту развития данного проекта, основные сложности для создателей мини-погрузчиков FRONTMEN начались на этапе их коммерческой реализации. Виктор Иванович вспоминает: «На рынке России машины данного типа появились сравнительно недавно, поэтому когда мы пытались предлагать наш продукт дилерам, продававшим большие фронтальные погрузчики, они сначала не понимали, для чего такая техника вообще нужна. Не понимали и клиенты. Нам сразу сказали, что вывод на рынок такого рода новых продуктов — это риск, который никто не захочет на себя брать. Поэтому изначально продажи наших мини-погрузчиков были очень вялыми. Но с каждым годом количество реализуемых машин увеличивается». Отметим, что погрузчик FRONTMEN 320 продаётся в России уже 2,5 года. За это время модель неплохо зарекомендовала себя. Дошло до того, что количество желающих в пиковые периоды стало превышать выпускаемые объёмы, в результате чего периодически образовываются очереди. Пока в обычном рабочем режиме НПО «НТЭС» может изготовить ежемесячно 10 единиц мини-погрузчиков. Увеличивать объёмы планируется постепенно: сначала ежемесячный показатель готовых изделий будет доведён до 20, потом — до 40. О планах и конкуренции Для продвижения своей продукции НПО «НТЭС» участвует в различных профильных выставках: помимо прочего, мини-погрузчик FRONTMEN 320 впервые экспонировался на СТТ Expo 2024. Виктор Чудин отмечает рост конкуренции в занимаемом продукцией его предприятия сегменте, считая, что если количество данной техники увеличивается, значит, на неё есть и будет спрос. «Ёмкость российского рынка весьма большая. И значение, на которое мы ориентируемся, — выпуск до 1 тысячи мини-погрузчиков в год, — говорит он. — А конкурентов бояться не надо — у них нужно учиться. Недавно мы детально изучили китайский выставочный образец мини-погрузчика: он оказался очень плохо сделан, зато был вдвое дешевле нашего. При этом китайцы могут делать действительно надёжную, качественную технику, которая будет и стоить соответствующе. Не все клиенты понимают это сразу, но в последствии так или иначе идут за качеством, а не за низкой ценой». При этом предприятие постоянно повышает уровень локализации своей продукции, который сегодня составляет чуть более 50%. Виктор Чудин отмечает, что для участия в тендерах необходим сертификат СТ-1, по которому локализация техники должна составлять не менее 70%. Значительная часть баллов приходится именно на силовые агрегаты, которые в РФ пока не производятся, даже несмотря на внушительные государственные субсидии. Сложности в финансовых операциях и расчётах за комплектующие с китайской стороной спикер комментирует сдержанно. Мол «да, трудности были и с банками, и с логистикой, из-за чего стоимость продукции выросла на 5–10%, но мы их преодолеваем и стремимся к её обратному снижению в будущем». Планы по развитию предприятия до конца этого года спикер назвал следующие: отладка и техническая «шлифовка» уже готовых моделей, формирование объёмного пула запасных частей и комплектующих, создание сервисных центров, наладка поточного производства. «Мы думали над расширением номенклатуры наших машин и добавлении дополнительного функционала, но пока сознательно этого не делаем. Чтобы довести машину до ума, требуется время: на рынок нужно выводить уже готовый продукт, который первые несколько лет со старта продаж не будет меняться. Поэтому мы пока сосредоточились на развитии сервиса и создании поточного производства, которое позволит нам удерживать конкурентные цены», — резюмирует спикер. Автор: Максим Козлов