Найти тему
Стражи Родины

Железная дорога-призрак, на которой исчезали поезда. История самой засекреченной железнодорожной линии в СССР

В 1951 году через обширный и глухой лесной массив, расположенный в долинах небольших речушек Сатис и Умочь, была построена железнодорожная линия. Она вела от станции Шатки (линия Горький – Саранск) в небольшой городок Первомайск. Формальным назначением дороги была доставка продукции с Первомайского тормозного завода, который чуть ли не единственный в стране выпускал тормозное оборудование для подвижного состава магистральных железных дорог. Ранее там существовала узкоколейка, которая в послевоенные годы уже плохо справлялась с перевозкой грузов. Но у этого инфраструктурного проекта, как и у многого в Советском Союзе, было двойное дно, причем очень глубокое…

Те, кто ездили на поезде в Первомайск иногда обращали внимание, что в районе небольшой станции Берещино находилась стрелка, от которой пути уходили на юго-запад, куда-то в лес. Местные жители видели (в основном по ночам), что время от времени на эту ветку сворачивают товарные и пассажирские поезда, но куда они следуют, что и кого везут, никто не знал. Но главное, что никаких населенных пунктов и предприятий в том направлении не существовало, да и сама железная дорога на картах отсутствовала. Внимательным взглядом можно было заметить и другие таинственные вещи. Например, следовавший в Первомайск поезд выходил со станции Шатки с восемью вагонами, а в пункт назначения прибывал только с шестью! Отчасти все это напоминало сюжет рассказа Артура Конан Дойла «Исчезнувший экстренный поезд», в котором железнодорожный состав, следовавший из Ливерпуля в Лондон, загадочно пропал на перегоне между станциями.

Решение о строительстве самой засекреченной железнодорожной линии в Советском Союзе было принято Советом министров СССР в 1950 году. Работы были поручены железнодорожным войскам, а в документах объект был обозначен как «ширококолейная железнодорожная линия Шатки – Берещино – Москва Центр 300». На самом деле на этом участке уже существовала узкоколейная ветка, поэтому прокладка новых путей велась параллельно ей. По окончании работ старая линия была разобрана. Уже летом следующего года на станцию Шатки прибыл загадочный пассажирский поезд, на маршрутных досках которого значилась надпись «Москва – Шатки». Однако только часть его вагонов отправилась в тупик. Остальные были прицеплены к поджидавшему локомотиву, который повел их дальше – по новой ветке. За Берещино состав свернул вправо и, проехав 30 километров по железной дороге-призраку, прибыл в тот самый «Москва Центр 300». Именно такое название в тот период имел бывший Саров, засекреченный и закрытый город, в котором разрабатывалось и производилось советское ядерное оружие.

-2

Само засекречивание и «стирание» с карт данного населенного пункта началось в 1946 году. Тогда же был введен в строй аэродром с кодовым названием «Миус». Сообщение с внешним миром первоначально в основном осуществлялось по воздуху и автомобильным транспортом. Использовалась и узкоколейка, проложенная еще в 1930 году. После постройки ширококолейной «железки» именно по ней стали вывозить готовые атомные, а затем и водородные бомбы. Знаменитая «Кузькина мать» - 50-мегатонная термоядерная бомба, взорванная на Новой Земле, тоже когда-то проехала по дороге-призраку. Также по линии открылось и прямое пассажирское сообщение между «Москва Центром 300» и настоящей Москвой. На протяжении первых пятнадцати лет по ней курсировали прицепные вагоны, которые от Шатков до закрытого города тянули специальные тепловозы. Позднее появился прямой поезд, хотя система прицепных вагонов сохранилась и по сей день. Добавим, что при всей изобретательности и хитроумности, использовавшейся для сокрытия этого и другого секретных городов СССР, во многом это конечно же был секрет Полишинеля. Ведь одно дело спрятать где-нибудь в Сибири или в пустыне вновь возведенный объект, другое дело засекретить населенный пункт, о существовании которого ранее знало очень много людей и значившийся на всех старых картах. На самом деле американцы узнали раскрыли тайну Сарова уже в 1960 году. Но это, как говорится, уже совсем другая история.

Журналист Стражи Родины - Дмитрий Дегтев