Найти тему

Старообрядцы на Волге

Само слово “старообрядцы” подсказывает, что эти люди являются хранителями давних обычаев и традиций.

Это раскольническое течение Православной церкви выделилось ещё в XVII веке при царе Алексее Михайловиче, когда тот под влиянием Патриарха Никона согласился на проведение церковной реформы. Изначально планировалось лишь унифицировать все службы и церемонии, провести сверку религиозных книг, устранить неточности в написании. Но реформа и её нововведения вызвали бурю протестов. Царь был крайне недоволен таким исходом, но трон династии Романовых был ещё слишком шаток, и поэтому государь потребовал беспрекословного подчинения и соблюдения новых порядков. Старообрядцы подверглись казням и преследованиям. Они бежали из центральной части России, образовывали скиты, жили в страхе, гонимые за свои религиозные убеждения.

И вот спустя 100 лет после раскола, в 1762 году, Екатерина II издала указ о прекращении притеснения старообрядцев, восстановления их в правах и разрешении им селиться на свободных землях. В этом же году было основано поселение (а с 1911 года - город) Балаково.

Даже сейчас в старой части Балаково можно найти следы старообрядцев – отражения их зыбкого и нестабильного мироощущения. У многих старинных построек можно без труда найти что-то вроде входа в погреб. На самом деле, это спуск в катакомбы, простирающиеся на несколько километров под землёй – сеть лазеек для быстрого побега в случае неожиданной смены государевой милости или угрозы погрома. Подземелья обросли городскими легендами, о замурованных жертвах и купеческих кладах. Но на сегодняшний день почти все они закрыты – спускаться в них опасно из-за большого риска обрушения. Однако при посещении музея-усадьбы старообрядца Паисия Мальцева (ссылка на музей) можно попросить экскурсоводов показать вам спуск в катакомбы. Ход от Мальцевых некогда мог привести хозяев быстро и незаметно по трём стратегически важным направлениям: к главной торговой площади, к храму Святой Троицы (ссылка на храм), к городской верфи.

Но обо всём по порядку!

Старообрядческий купеческий род Мальцевых на рубеже XIX-XX веков пользовался большим авторитетом. Это были очень крупные землевладельцы, настоящие хлебные короли, соединяющие в себе и современное светское образование, и консервативное благочестие. Они оказывали финансовую поддержку старообрядческим монастырям, а также инициировали постройку старообрядческого храма в центре Балаково. И привлекли к этому важнейшему замыслу одного из самых востребованных архитекторов эпохи модерна – Ф.О. Шехтеля, который на тот момент уже реализовал несколько значительных проектов в Москве – особняк Морозовой в стиле английской готики на Спиридоновке, особняк Кузнецова на Первой Мещанской и особняк Рябушинского на Малой Никитской. Стоит отметить, что Шехтель часто привлекал к оформлению интерьеров тогда ещё только начинающего художника Михаила Врубеля.

И вот, в 1910-х Шехтель параллельно занимался в Балаково возведением Свято-Троицкого храма и перестройкой усадьбы Мальцевых в более романтическом и изящном стиле.

Старообрядческая храмовая архитектура отличается от более привычных глазу православных церквей с их крестово-купольной традицией, в особенности, если смотреть на памятники так называемого нарышкинского или московского барокко – пёстрых, изобилующих убранством и витиеватыми орнаментами.

Храм Святой Троицы отражает строгость и аскетизм старообрядцев. А вместе с тем их достоинство, гордость и заложенную веками привычку обороняться от посягательств на свои устои и верования. Главное здание храма, как бы накрыто высоким шатром, опирающимся на основу с узкими окнами, напоминающими бойницы средневековой крепости. Чуть в стороне находится крестильня, а справа от центрально входа – колокольня. Снаружи храм украшен мозаичными панно, а изнутри не успел был расписан из-за начала Первой Мировой войны и кончины Анисима Мальцева, который курировал все хлопоты и покупал в течение всей жизни ценные старинные иконы для иконостаса. К сожалению, все картины безвозвратно утрачены в годы революции и последующее время советской власти.

-2

Также в Балаковском районе сохранилось много старообрядческих сёл – таких как Кормёжка, Криволучье, Быков Отрог и даже мужской монастырь – который изначально тоже был основан как старообрядческий, при СССР функционировал, как психолечебница, а сейчас вновь является монастырём, но уже при епархии Русской Православной церкви. Отец Феофан, если найдёт время, наверняка расскажет вам об истории Иргизского Нижне-Воскресенского монастыря, но если вы рассчитываете на прогулку и небольшую экскурсию, то лучше не планировать поездку туда в первой половине выходных дней, когда батюшка проводит службы и крестины для прихожан близлежащих деревень.