Культурный диалог и распространение идеологии пантюркизма – разные вещи
На евразийском пространстве недавно начало действовать новое объединение - Организация тюркских государств, называвшаяся ранее Советом сотрудничества тюркоязычных государств — Тюркский совет.
Организация тюркских государств занимается не только вопросами культурного единства, но имеет скрытую геополитическую повестку, направленную на доминирование в Центральной Азии.
Конечно, для России это вызов. Странно, что Россия, имея в своем составе многочисленные тюркские народы, не представлена в этой организации.
Если речь идет только о культурном диалоге, а не об установлении культурной гегемонии со стороны Турции, то нет никаких проблем в том, чтобы Россия состояла в этой структуре. Чтобы прояснить этот вопрос, нужно понять, что представляет собой идеология пантюркзима и каким образом она может быть связана с целеполаганием ОТГ.
Изначально идея пантюркизма появилась из европейского видения ориентализма. Термин ориентализм Эдвард Саид в своей одноименной работе трактует как способ общения с Востоком, основанный на особом месте Востока в опыте Западной Европы. Этот ученый палестинского происхождения утверждал, что начиная с конца XVIII века, ориентализм можно считать корпоративным институтом, направленным на общение с Востоком при помощи высказываемых о нем суждениях, определенных взглядах, его описания, освоения и управления им. Проще говоря, «ориентализм — это западный стиль доминирования, реструктурирования и осуществления власти над Востоком».
Нечто похожее начало складываться и в отношении туранизма или тюркизма. Термин «Туран» в контексте европейского видения Азии впервые применил французский востоковед Бартелеми д Эрбело де Моленвиль в конце 1697 года, где обозначил им территорию к востоку и северу от реки Амударья.
В XIX веке в эту концепцию были включены лингвистические и этнографические элементы. Финский филолог и этнолог Александр Кастрен, изучавший уральские, алтайские и палео-сибирские языки сформулировал представления о некоем лингвистическом и даже «расовом» единстве урало-алтайских народов. А германский ученый Фридрих Макс Мюллер использовал термин «туранизм» в качестве обозначения вообще всех народов Европы и Западной Азии, которые не относились ни к индоевропейцам, ни к семитам.
Армин Вамбери считается основателем и популяризатором концепции пантюркизма. Этот незаурядный уроженец Австро-Венгрии был выходцем из бедной еврейской семьи, но выучил несколько языко. В 2005 году Британский национальный архив рассекретил, что Вамбери был секретным британским агентом. Интересно, что одним из турецких идеологов пантюркизма являлся Моисей Коэн из Македонии, взявший имя Текин Альп.
В 1914 году он выпустил пропагандистский текст «Что тюрки могут получить от этой войны», где указывал, что единения тюркских народов под главенством Оттоманской империи можно достичь с помощью разрушения «Московского врага».
Еще одним известным и почитаемым в современной Турции пантюркистом был Зия Гёкальп (настоящее имя Мехмед Зия, некоторые исследователи утверждают, что он был из семьи курдов) - философ, журналист, писатель и деятель младотурецкого движения.
Гёкальп был убежден, что концепции «сверхчеловека» Фридриха Ницше лучше всего соответствует носитель тюркской идентичности. Он же участвовал в разработке военно-политического проекта «Туран Йолу» (Дорога в Туран) и интерпретировал пантюркизм и туранизм в националистическом буржуазном модернистском ключе, поэтому его идеи были использованы в реформах Кемаля Ататюрка.
В своих трудах Гёкальп активно использовал образ красного яблока – в тюркской государственнической традиции «красное яблоко» символизировало тюркский протекторат над другими народами и государствами. Гёкальп также сформулировал понятие «турецкого идеала», или «мефкуре», которое используется до настоящего момента турецкими политиками и националистами.
Уже в современной Турции при светском режиме активным идеологом пантюркизма стал создатель партии Националистического движения и радикального националистического движения «Серые волки» Алпаслан Тюркеш. Он был кадровым военным и участвовал в перевороте 1960 года, отвечал за контакты с НАТО и фактически играл роль куратора операции НАТО «Гладио» в Турции, организуя политический террор против левых активистов в стране.
Текин Альп говорил о необходимости развала Российской Империи, а Тюркеш утверждал то же самое в отношении Советского Союза.
После распада СССР пантюркисты в Турции перешли к политике экспансионизма в страны Центральной Азии, они использовали возможность для Турции наполнить образовавшийся политический вакуум. В публикации редактора газеты Milliyet Сами Коэна в сентябре 1992 года упоминается, что националистический писатель Ченгиз Чандар фактически ставит знак равенства между пантюркизмом и неоосманизмом. Он пишет, что историческая миссия Турции – в развиватии имперского видения, которое, однако, не имеет ничего общего с экспансионизмом и авантюризмом: «это просто свободное перемещение людей, идей и товаров...» Таха Акйол при этом утверждал, что «Турция сейчас в центре вдохновения для всех тюркских народов, поэтому необходимо установить турецкое содружество».
Показательно, что и здесь не обошлось без Запада. Хотя Оттоманская империя сама стала жертвой западного экспансионизма, в 90-е годы именно с помощью США турецкие политики и бизнесмены осваивали пространство Евразии.
В статье Сами Коэна говорится, что объединенная турецко-американская бизнес группа посетила все тюркские республики, где обсуждалось развитие проектов в сфере телекоммуникаций и легкой промышленности. И что американские компании, стремящиеся инвестировать в эти страны, видят блестящие перспективы в установлении партнерских отношений с турецкими фирмами. Он сообщает, что в странах постсоветского пространства организован прием десяти тысяч студентов из Центральноазиатских стран, выполнен запуск спутникового канала «Евразия», открыты рейсы турецких авиалиний в Узбекистан и Туркменистан, а также идет активное вовлечение турецкого бизнеса в Казахстане (на тот момент - контракт на 11,7 миллиардов долларов США в нефтяной промышленности).
Эти действия продолжались и в последующие годы. Можно также упомянуть и концепцию «Стратегической глубины» Ахмета Давутоглу, который был министром иностранных дел, лидером правящей Партии справедливости и развития с 2014 по 2016 годы, и в этот же период занимал пост премьер-министра. Хотя рассматриваемая доктрина не ограничивалась пан-тюркизмом и включала в себя еще и идеи неоосманизма (то есть доминирование над историческими территориями Османской империи).
Надо понимать, что даже если нынешние идеологи Организации тюркских государств открыто и не заявляют о своих интересах в Центральной Азии и далее, где проживают тюркские народы, они бессознательно держат в уме тот багаж пантюркизма, который достался им в наследство от идеологов предыдущих эпох, как Османской Империи, так и Турецкой Республики эпохи Холодной войны.
Амбиции турецких националистов никуда не делись, они приобрели новые формы и обличия. Однако, пантюркисты глубоко ошибаются, рассматривая Россию как некую периферию для реализации своих интересов. Не только по причине военной и политической мощи нашей страны. Родиной тюркских народов (так считают и в самой Турции) является легендарной ущелье Эргенекон на Алтае. По этой логике именно Россия является колыбелью тюркского мира, а Турция с ее историческим смешением различных народов в османском плавильном котле вряд ли может считать себя эталоном тюркской идентичности.
В этом контексте активная позиция России в отношении Организации тюркских государств и тюркского мира в целом может являться хорошим геополитическим козырем. Важно использовать его мудро, постоянно и активно, напоминая турецкой стороне о своей роли и статусе, а тюркским государствам на территории бывшего СССР – об общем наследии и свершениях, о вкладе наших соотечественников в становление современных среднеазиатских обществ, науки и культуры.
Подписывайтесь на Телеграм-каналы Института РУССТРАТ и его директора Елены Паниной!