30 августа – это международный день пропавших без вести людей. В современной России ежегодно исчезает около 70 000 человек. При этом в течение первых месяцев находятся до 80% взрослых и 90% детей. Однако в период с 1996 по 2011 год пропали и не были найдены свыше 100 000 человек, что сравнимо с населением крупного города. Конечно, с появлением современных технологий проследить маршрут конкретного человека не составляет труда, но в период, когда такие новшества (как камеры видеонаблюдения) не были распространены повсеместно, сделать это было гораздо сложнее. Отчасти по этой причине многие семьи пропавших до сих пор не могут спокойно жить, находясь в неизвестности десятилетиями.
В ночь на 3 мая 2004 года компания друзей собралась в дачном поселке Язвище Волоколамского района Подмосковья. Людей пришло много: ребята жарили шашлыки, общались у костра, выпивали. Было уже за полночь, когда спиртные напитки закончились. Расходиться не хотелось и было решено, что несколько человек съездят в ближайший магазин, что находился около церкви. До него было не больше километра, но идти по ночному поселку никто не решился. Поэтому, несколько друзей решили доехать на «шестерке», ведь так было гораздо быстрее. Юноши общались с детства, в поселке их знали все дачники. Они были обычными ребятами и на учете в милиции не состояли, с бандитами не общались.
За руль сел Олег Коршунов. Прав у него не было, так как ему только исполнилось восемнадцать лет. Парень хорошо умел управлять автомобилем. Сергей Сторожеев и Сергей Ефимов решили составить ему компанию. Несмотря на то, что каждый из них после окончания школы пошел своей дорогой, друзья по-прежнему оставались очень близкими друг другу людьми. Только Саша Кербабаев, студент-медик, приехал впервые. Он был знакомым Коршунова из Москвы и принял приглашение погулять на майские праздники. Отец Саши изначально был против этой поездки, но парень настоял на своем. Составить компанию в недолгой дороге парням хотела и шестнадцатилетняя Мария Панкратова, но один из ребят отговорил её ехать, и она покинула автомобиль в последний момент. Назад юноши так и не вернулись. Друзья подождали их до четырех утра, а потом разошлись по домам.
« - 2 мая 2004 года мы сидели вместе на даче в беседке, у нас была беседка. Мальчики решили съездить в магазин. Я села с ними в машину. Сказала, что поеду с ними. Они сказали, мол давай тут останешься, быстро приедем. Сначала я упиралась, потом все-таки послушала Сергея Сторожева и вышла. Они уехали, мы прождали их долго. Сходили даже к Олегу домой проверили, вдруг они домой приехали, а нам не сказали. Не нашли их и сами разошлись по домам в итоге. » - рассказала девушка.
Рано утром друзья забили тревогу и позвонили в милицию. Отец Олега Коршунова был полковником ФСБ в отставке, поэтому уже на следующий день для поиска пропавших из Балашихи прибыли солдаты и несколько охотников с собаками. Они прочесали всю округу. Сотрудники МЧС на вертолете и дельтаплане трое суток кружили над районом. Водолазы обследовали дно ближайшего песчаного карьера, но так никого и не обнаружили. Родственники парней даже ходили к местным бандитам и экстрасенсам. Волоколамские следователи выдвинули версию о том, что к исчезновению «шестерки» были причастны сотрудники ГИБДД: якобы после заезда в магазин машина, за рулем которой находился Коршунов, свернула в сторону поселка Сычево. На развилке дорог автомобиль попытался остановить дежуривший там экипаж. Коршунов не отреагировал, тогда инспекторы ГИБДД устроили погоню за нарушителями и применили табельное оружие. Предполагалось, что уходя от погони, подстреленная машина упала в один из затопленных карьеров, но гильз от табельного оружия обнаружено не было.
« - Сотрудник ДПС себя очень странно вел и ясно было, что он очень растерян и нервничает. Когда у него спрашивали, гонял ли он "шестерку" с такими вот номерами, такого цвета как наша, он отвечал, что нет. Было явно, что он обманывает. Он сказал, что гоняли машину в ту ночь, но не шестерку, а семерку другого цвета. После этого он достал телефон из кармана, набрал номер Зайцева (который дежурил на переезде в ту ночь на Волоколамской железнодорожной станции) и стал ему говорить, что "родители тут приехали разбираться, подтверди, что семерку мы гоняли, а не шестерку". Все это было очень странно и навязчиво, что-то он точно скрывал. » - поделился отец одного из пропавших парней.
Те самые инспекторы были допрошены с применением детектора лжи, но ничего подозрительного выявлено не было. Сразу после изнурительных проверок и допросов подозреваемые отправили несколько жалоб на имя министра внутренних дел, но родное ведомство не поддержало коллег. Сейчас в ГИБДД служит только один из них.
« - Сотрудники на полиграфе, когда их допрашивали с помощью детектора лжи, все отрицали. Когда им задавали вопросы по типу "касались ли вы машины?", когда фигурировали слова "карьер", "пески", "закопать", было видно по результатам, что они обманывают. Мы думаем, что они случайно могли подстрелить кого-то из ребят. »
Эта версия трагедии казалась следователям несостоятельной и потому, что водолазы обследовали все водоемы в Язвищево и Сычево, но ничего так и не нашли. Трогать не стали только канализационный пруд, ведь подъезда к нему практически не было (только гаражи рядом), а следы шин отсутствовали. На дне всевозможный мусор, а видимость для водолазов нулевая, поэтому тщательно обыскали только берег. Родители и близкие друзья снова и снова переживали события тех дней и уже не надеялись пролить свет на загадочное исчезновение четырех молодых парней. К сентябрю 2013 года пруд, находившийся среди сараев и гаражей, совсем обмелел. Много лет в него сбрасывали мусор и продукты жизнедеятельности скота. В какой-то момент показалась и часть кузова «шестерки», в которой девять лет назад ехали парни.
4 сентября к месту обнаружения автомобиля выехала бригада под руководством начальника следственного отдела Волоколамска, машину подцепили за заднюю раму и вытащили на берег. При этом большая часть улик и кости погибших упали обратно на дно. Впоследствии полиция неохотно реагировала на просьбы осушить пруд, поэтому друзья и родственники сами принялись за дело. Была проведена огромная работа: все они с утра и до позднего вечера находились на месте трагедии. В пластиковые ведра собирали донную грязь, с помощью самодельного сита промывали мусор и доставали останки и фрагменты одежды.
После осушения работа строилась так: добровольцы «намывали» кости, вечером приезжал следователь, переписывал обнаруженное и забирал с собой. Полиция и эксперты начали работать на месте обнаружения машины только 28 сентября 2013 года. За три недели добровольцы собрали примерно пятьсот костей и три черепа. Нежелание стражей порядка расследовать это дело тоже вызывало много вопросов, а теории произошедшего постоянно обсуждали в интернете.
К водоему ведут две дороги. Первая - прямая, та, на которой раньше стоял гараж. Вторая - в объезд, она выходит на противоположный берег. Машина в пруду лежала днищем вверх. Передний бампер обращен к прямой дороге, задний - к объездной. То есть упасть «шестерка» могла, кувыркнувшись либо с прямой дороги передом, либо с объездной - задом. Но если на прямой дороге было препятствие - гараж, остается только второй вариант. Возможно, в ту ночь, уходя от погони, парни поехали по объездной дороге и уткнувшись в заросли, решили развернуться и сорвались с берега задними колесами. В перевернутом автомобиле, идущем на дно, с нулевой видимостью в воде, ночью ребята могли не сориентироваться в пространстве и моментально утонуть. Вопрос о причастности к этой трагедии сотрудников ГИБДД после проведения новых соответствующих проверок и допросов так и остался открытым, ведь спустя такое количество времени никакие экспертизы не смогли помочь в обнаружении правды.