Найти тему

Почему мы любим музыку? Цикличность искусства, "хорошая" музыка и как достигнуть катарсиса

Введение

Новые исследования показывают, что музыка в жизни людей появилась намного раньше появления флейты из Дивье Бабе: древние люди вокализировали ещё до появления речи. С момента записи клинописных "нот" для арфы музыка прожила множество жанров, сопровождая каждую эпоху и культуру своим особенным звучанием. Многолетний труд позволил человечеству накопить множество песен, мелодий и звучаний, но ответы на вопросы "почему нам нравится музыка?", "есть ли хорошая и плохая музыка?", "как развиваются музыкальные предпочтения?" остаются предметами дебатов. В этой статье я рассмотрю разные взгляды, теории и эксперименты, связанные с этими вопросами и попробую дать свои ответы.

Цикличность искусства

Музыка, как и остальные виды искусства, имеет свои циклы и эпохи. Каждый период истории характеризуется не только своим уникальным видом, но и звучанием, которое отражает культурные особенности и дух местности и эпохи.

Например, "саундтреком" к римским колоннам и амфитеатрам вы, наверное, выберете лиру с её модальностью, возможно гимны, причём эту же модальную музыку будут слушать и в эпоху классицизма, когда становятся популярными сонатные формы. Средневековье с его готическими соборами у многих будет ассоциироваться с григорианским хором и полифонией (которая, стоит заметить, снова стала популярна в 20 веке, много где у Шостаковича). Во дворце в стиле барокко, по вашему мнению, скорее всего будут слушать барочную или же классическую музыку с гармоническими структурами и оркестрами, а в это же время были довольно популярны и "танцевальные" произведения для балов. В общем, несложно заметить, что со временем музыка постоянно то усложняется, то упрощается, а мода на некоторые её виды то пропадает, то появляется вновь.

Современная же музыка, как и в принципе современное искусство, использует блага предыдущего опыта, вносит новые техники и становится всё более сложной для классификации.

"Хорошая" музыка - это какая?

Про какой жанр музыки общепринято говорить, что он - "хороший"? Думаю, большинство сойдутся на классической (что бы люди не вкладывали в это). Если же перейти к "песням" и определённому периоду времени, то здесь (на 2024 год) будут говорить, что хорошую музыку писали в 70-80-х годах. Так или иначе, люди выбирают что-то, что уже проверено временем, что прошло испытания многими прослушиваниями. Будьте уверены, когда в 1750-х начался период классицизма в музыке, это произошло от того, что предыдущий барочный период многим казался слишком уж причудливым, а последующий после классицизма романтизм у кого-то точно вызывал тошноту своей чрезмерной чувственностью. Но пока что это всё говорит лишь о непостоянстве человеческих предпочтений, так какую музыку мы считаем хорошей?

По сути, получается, что в головах людей "хорошая музыка" — это та, которая пройдёт проверку временем и будет возноситься как эталон в будущем. Частым аргументом против музыки 21 века является высказывание "это вообще не музыка, это набор звуков", но здесь можно обратиться к тому, что феномен "музыка" не определён до конца. Скажем, у музыки должна быть мелодия и ритм. Тогда племена, играющие исключительно на барабанах, свои танцы уже производят не под музыку, а под ритм? Или горловое народное пение, не имеющее явной структуры — это просто мелодия, но никак не музыка? Скорее всего, музыка — это то, что отдельный человек может назвать музыкой, что-то преднамеренно создаваемое для удовольствия "через уши".

Здесь исследования и наука заканчиваются, на вопрос "что такое хорошая музыка?" каждый должен отвечать сам для себя. Мой ответ такой: хорошая музыка — это та, которая позволяет почувствовать без сомнений тот контекст, который в неё вкладывал автор; та музыка, которая заставляет ощутить эмоции, которые ты от неё и ждёшь. Но почему мы вообще чувствуем что-то, прослушивая музыку?

Мозг и музыка

Исследования показали, что прослушивание любимой (читай — "хорошей для меня") музыки способствует выделению дофамина в мозге (ровно такого же, как при потреблении пищи). По большей части это странный механизм, поскольку от непрослушивания музыки мы не погибнем. Тем не менее, реакция организма иногда настолько бурная, что на коже могут проступить мурашки. Это явление пока изучено лишь частично, но среди учёных есть косвенное объяснение: например, в рок- или металл-музыке, когда вы слышите крик, изначально это считывается как сигнал опасности, но дальше рациональная часть сознания понимает, что это всего лишь музыка, и позволяет расслабиться, отчего и происходит ощущение удовольствия.

Кроме того, у мозга есть свойство больше доверять информации, которую он уже слышал (дальше — немного притянуто за уши, но такое мнение также есть среди исследователей). Как следствие от того, что первый звук, который слышит ребёнок, будучи ещё в утробе, — это звук сердца матери, приверженность к наличию баса в произведениях также кажется логичной. И стоит заметить, что использование "баса" — это не новые веяния, даже в академической музыке структура и акцентность достигались именно басовым ключом. Таким образом, любые упрёки в сторону "басов" становятся нелогичными, ведь именно на бас накладываются остальные элементы композиции, что уже вызывает ощущение завершённости и гармонии. Так что здесь недовольство вызывается уже не мозгом, а социальным контекстом музыки.

Музыка с социальной точки зрения

С. Митен в книге "Поющие неандертальцы" рассматривает переход груминга (грубо говоря, "ты поможешь мне, а я тебе") как средства общения и взаимодействия приматов (ранних людей) к вокализации и общению "тоном" голоса. Такое тонкое ощущение тональностей у нынешнего человека по сути является рудиментом, поскольку с появлением речи диагностировать эмоциональные оттенки в голосе других людей стало уже не так полезно. В любом случае, изначально (опять же, предположительно, поскольку вопрос ещё изучается) музыка была средством коммуникации.

Музыка до сих пор очень сильно объединяет людей (вспомните хотя бы, как иногда хочется присоединиться к пению остальных); танец, как продолжение музыки, тоже довольно сильно сближает людей и снижает допустимую социальную дистанцию.

Также у нас есть стереотипы (думаю, небезосновательные), связанные с определёнными социальными группами и их музыкальными предпочтениями. Здесь музыка становится не только отражением социума, но и ориентиром для других людей (условно говоря, отделяет "своих" от "не своих").

Психология музыкальных предпочтений

Музыкальные предпочтения формируются в основном до взрослого возраста, то есть до состояния "сформированной личности". При этом поиск идентичности у подростков зачастую сопровождается и поиском предпочитаемой музыки, и эти два поиска очень тесно связаны. Как уже выяснилось ранее, музыка всегда несёт некий "контекст", и часто музыка выбирается как продолжение своей личности. В дальнейшем, при смене моды могут меняться и музыкальные предпочтения, но основные вкусы, сформированные в юности, обычно остаются стабильными.

Например, исследования Кембриджского университета и Университета Бар-Илан показали, что музыкальные предпочтения подростков тесно связаны с их самооценкой и эмоциональным состоянием. Музыка в данном случае становится способом выражения эмоций и формирования поддерживающей среды вокруг себя. Это объясняет, почему музыкальные предпочтения всё же могут изменяться при разном настроении.

Феномен меломанов

Рассмотрим меломана не только как человека, который испытывает глубокую эмоциональную привязанность к музыке и очень легко погружается в её мир, но и как того, кто "не определился" с любимым жанром.

"Какую музыку ты слушаешь?" — вопрос, который некоторых может поставить в тупик, особенно сейчас, когда многие слушают почти всё. Тем не менее, совсем недавно у большинства людей было несколько любимых жанров, и те, кто слушал поп, не понимали тех, кто слушает рэп, а те, кто слушает рэп, не понимали тех, кто слушает рок, а последние вообще никого не понимали. С развитием современного искусства и глобализацией рамки между культурами и жанрами постепенно стираются, появляется множество поджанров, люди становятся более принимающими, более меломанами. Музыка как средство самоидентификации всё ещё остаётся актуальной, но здесь привязка к жанру становится уже меньше и появляется привязка к образу исполнителя и его целевой аудитории.

Заключение

Музыка — это не просто набор звуков, а важная часть социального взаимодействия, позволяющая пережить разнообразные эмоциональные состояния и получить дофамин. "Хорошая" музыка должна определяться отдельно каждым человеком в моменте, а коллективом может оцениться лишь по прошествии времени. Музыка циклично развивается вместе с обществом, отражая его изменения и культурные тенденции, не переставая выполнять свои главные функции — объединение людей и предоставление возможности пережить катарсис и испытать чувство безопасности, просто послушав пару созвучий.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц