Найти в Дзене
Правда ПФО

ФАС принуждает «Башкортостан» к конкуренции

«ГБУК РБ ГКЗ «Башкортостан» <…> в срок до 20.08.2024 прекратить нарушение ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся во включении в Положение о закупке случаев закупки у единственного поставщика на конкурентных рынках в нарушение требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Внести изменения в Положение о закупке товаров, работ и услуг для нужд ГБУК РБ ГКЗ «Башкортостан» с учётом решения от 09.07.2024 по делу № 002/01/17-328/2024», – говорится в предписании УФАС, имеющемся в распоряжении «Правды ПФО». В тексте решения по делу его обстоятельства рассматриваются подробно.

Антимонопольщиков в ходе изучения Положения о закупках ГКЗ особенно заинтересовал «Перечень оснований закупки у единственного поставщика», приложенный к документу. Первые пункты данного перечня, скорее всего, копировались с типовых списков подобного рода и касаются благородных дел по выполнению указов или распоряжений президента РФ, главы Башкортостана и прочих уважаемых лиц. Далее в перечне идут очевидные случаи вроде закупки электроэнергии у гарантирующего поставщика и прочие случаи взаимодействия ГКЗ с государственными органами и естественными монополиями.

Но начиная с пункта 8 перечня его составители пошли вразнос. Этим пунктом ГКЗ разрешил сам себе любые закупки стоимостью до 600 тысяч рублей проводить без конкурса. «При этом предельная (максимальная) сумма таких договоров должна составлять не более тридцати миллионов рублей», – размыто заканчивался пункт.

Поначалу в УФАС уточнили, тридцать миллионов – это за какое время? «Указанная предельная максимальная сумма не содержит временного интервала, в рамках которого установлен указанный предел, что приводит к множественности толкования и может привести к ограничению конкуренции, так как ГБУК РБ ГКЗ «Башкортостан» имеет возможность осуществлять закупки на конкурентных рынках без проведения конкурентных процедур», – говорится в решении. Ответным письмом ГБУК указало, что 30 миллионов – это за год.

И после этого все стало еще интереснее. В УФАС проанализировали все закупки ГКЗ по годам и пришли к выводу, что одним этим пунктом бюджетное учреждение разрешило себе проводить через единого поставщика вообще все закупки. «Исходя из представленной информации комиссией установлено, что с 2021 по 2023 год, а также за прошедший период 2024 года ГБУК РБ ГКЗ «Башкортостан» годовой объем закупок учреждения был следующим: в 2021 – 13 874 238,02 руб., в 2022 – 25 119 540,77 руб., в 2023 – 27 209 264,96 руб. Таким образом, установленный пунктом 8 Положения о закупках ГБУК РБ ГКЗ «Башкортостан» лимит в сумме 30 млн. руб. превышает годовой объем закупок ГБУК РБ ГКЗ «Башкортостан» в период с 2021 по 2023 годы за каждый год, это, в свою очередь, свидетельствует о том, что пункт 8 Положения о закупках позволяет ГБУК РБ ГКЗ «Башкортостан» не проводить конкурентные процедуры в принципе», – цитируются эти выводы в решении УФАС по РБ. И действительно, анализ закупок учреждения показал комиссии антимонопольного ведомства, что конкурентный способ выбора поставщика с 2021 по 2023 годы, а также за прошедший период 2024 года ГБУК РБ ГКЗ «Башкортостан» не применялся вовсе.

Также в УФАС отметили, что дальнейшие пункты «Перечня» содержат разрешение учреждения самому себе проводить закупки без конкурса даже на высококонкурентных рынках – таких, как транспортный или туристический. В решении, в частности содержится информация, что на рынке аренды и лизинга автотранспортных средств в Башкортостане работают 102 организации, а на рынке грузоперевозок – 46.

«На основании изложенного, Комиссия, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о том, что установленные ГБУК РБ ГКЗ «Башкортостан» в Положении о закупке товаров, работ, услуг (в редакции от 02.10.2023) основания для осуществления закупки у единственного поставщика, то есть основания для осуществления закупок без конкурентных процедур, не соответствуют принципам Закона о закупках и в нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции привели или могли привести к ограничению конкуренции», – завершает обоснование собственного решения УФАС по РБ. Гендиректору ГКЗ Вильдану Яруллину выдано предписание нарушения прекратить.

«Правда ПФО» уже писала, что Яруллин регулярно попадает в различного рода скандалы. Известный в первую очередь как солист популярного коллектива «Караван-Сарай», практически сразу после своего назначения в 2019 году он восстановил против себя коллектив ГКЗ и удостоился коллективной жалобы. В 2020 году Яруллин очень не к месту поучаствовал в конфликте вокруг сырьевой разработки шихана Куштау «Башкирской содовой компанией»: на выступлении в поддержку офшорных акционеров БСК популярную башкирскую песню «любизар-молодис» он превратил в «эх, Хабиров, молодис», чего защитники Куштау не могут ему простить до сих пор. В том же году Яруллин не смог расплатиться по долгам и был признан банкротом как физическое лицо.

-2

Фото gkzbashkortostan.ru

Дальше – больше. В 2021 году Яруллина уличили во владении компанией «Иремельбашресурс», которая подверглась жесткой критике со стороны главы Башкортостана Радия Хабирова за варварскую разработку золотых месторождений в башкирском Зауралье. А в начале 2022 года гендиректор ГКЗ «Башкортостан» насмешил общественность, окунувшись в прорубь на Крещение под возглас «бисмиллях!», породив немало мемов со своим участием, обыгрывающих известную фразу про трусы и крестик. Теперь и в родном ГКЗ Яруллину придется делать то же самое – финансовой вольнице бюджетного учреждения пришел конец.

«Правда ПФО» следит за развитием событий.

Фото превью: yandex.ru/maps