Найти в Дзене
Журнал «Луч»

10 песен атомных городов: как любимые хиты объединили более 1000 музыкантов из ЗАТО и людей по всей России

Оглавление

Один музыкальный проект заставил людей по всей стране петь вместе с атомными городами

Многие привыкли, что звёзды — это знаменитые певцы и музыканты. Именно их песни мы слышим по радио, следим за их жизнью и творчеством в соцсетях и с нетерпением ждём их приезда в наш город с концертом. Но проект #10песенатомныхгородов смог перевернуть это представление. В статье разобрались, почему десятки тысяч человек по всей России с нетерпением ждут новые клипы, в которых главными звёздами стали музыканты из ЗАТО.

#10песенатомныхгородов: идея проекта

Всё началось с музыканта и продюсера Тимура Ведерникова. Однажды он увидел ролик, в котором несколько музыкантов исполняли одну песню, при этом находились они в разных городах и даже странах. Это оказался один из множества клипов Playing for change — американского мультимедийного проекта, который объединил музыкантов со всего мира. Идея очень понравилась Тимуру, и ему захотелось создать что-то подобное в России. Так в 2016 году родился проект #МУЗЫКАВМЕСТЕ.

«Идея проста: небольшая команда ездит по стране с мобильным комплектом съёмочного оборудования, находит талантливых музыкантов и записывает их в различных локациях. Так собирается необычная аранжировка, сотканная из музыкальных фрагментов. И каждый участник этого совместного виртуального музицирования привносит в общую композицию свою манеру и неповторимый колорит».

Тимур Ведерников, музыкант, идейный вдохновитель и продюсер проекта #10песенатомныхгородов

Вместе с командой Тимур снял и выпустил первый клип на песню «Как прекрасен этот мир». Снимали его в Еврейской автономной области. Делали всё своими силами и на свои деньги: искали музыкантов, договаривались о съёмках, снимали, сводили и монтировали.

В этом клипе можно увидеть Тимура Ведерникова и Леонида Розина, исполнительного директора проекта #10песенатомныхгородов. Источник — YouTube-канал Тимура Ведерникова

Ролик посмотрели более 300 000 человек — и среди них был Андрей Полосин, директор департамента по взаимодействию с регионами Госкорпорации «Росатом». Он как раз пытался решить одну сложную задачу. В декабре 2017 года «Росатому» исполнялось 10 лет. И к этой дате хотелось сделать что-то особенное. Можно было организовать большой концерт с приезжими звёздами или даже тур по атомным городам, но этого было недостаточно.

Закрытый город открыт для творчества: как житель ЗАТО организовал музыкальный фестиваль и привёз в город своих кумиров

-2

«Главная ценность „Росатома“ — это прежде всего люди, которые живут и работают в ЗАТО и других городах атомной отрасли. Андрею откликнулась идея моего проекта, и он предложил объединить атомграды. Не привезти известных артистов, а показать, что здесь уже живут очень талантливые и красивые люди».

Тимур Ведерников, музыкант, идейный вдохновитель и продюсер проекта #10песенатомныхгородов

Андрей Полосин стал сопродюсером и идеологическим спонсором проекта, который получил название «10 песен атомных городов». Все финансовые вопросы были на нём. И не только они: Андрей активно интересовался всеми процессами и даже сам снялся в нескольких клипах.

Поиск и отбор участников

Музыкальный проект невозможно представить без музыкантов. При этом человек или коллектив должен не только хорошо петь или играть, но и спокойно вести себя перед камерой, не нервничать, быть харизматичным, уметь приковывать к себе внимание даже на те пару секунд, что он в кадре. А это, по мнению Тимура, можно было получить, только если участники были искренними. Любую фальшь, любое «не то» настроение почувствовали бы зрители по ту сторону экрана.

Участников искали тремя путями.

  • Приём заявок на сайте. Любой желающий мог записать видеоролик и прислать его команде Тимура. Рассматривали каждую заявку, оценивали и исполнение, и поведение в кадре.
  • Договорённости в городах. В каждом городе были ДК, клубы, концертные площадки и другие культурные объединения, которые могли посоветовать талантливых музыкантов. Их команда Тимура отслушивала уже на месте.
  • Личные рекомендации. Уже во время съёмок Тимур продолжал поиск новых участников. Спрашивал совета у знакомых и у тех участников, которых уже отобрали на предыдущих этапах. Иногда брали прямо с улицы, прослушивали в студии — были случаи, когда человек подавал заявку, но она не понравилась, а вживую он проявил себя ярче, спел или сыграл круче.
В каждом клипе было около 20 участников — и это если считать коллективы, а не каждого человека отдельно. Возраст участников — от 4 до 90+ лет. Источник — сайт проекта #10песенатомныхгородов
В каждом клипе было около 20 участников — и это если считать коллективы, а не каждого человека отдельно. Возраст участников — от 4 до 90+ лет. Источник — сайт проекта #10песенатомныхгородов

Можно сказать, «с улицы» попала в проект София Борзова из ЗАТО Заречный. Девочка гуляла с родителями по парку и услышала знакомый голос. Оказалось, что рядом как раз снимали клип на песню «Лизавета», в котором пела и подруга Сони, Настя Горюткина. София с папой сели на лавочку позади Насти и стали снимать на телефон — их можно увидеть в клипе. А потом сама Соня сказала папе, что тоже хочет сняться в проекте. Папа переговорил с преподавателем дочери, она связалась с командой проекта, Соню прослушали и взяли. Её можно увидеть в клипах на песни «В горнице моей светло» и «Марш веселых ребят».

Как выбирали 10 песен

Команда попросила жителей рассказать, какие песни любят в их городе. Получился очень большой список. Затем выбрали из него самые популярные, которые были знакомы и маленьким детям, и пенсионерам.

«Все песни, которые мы отобрали, — это наш генетический культурный код. А ещё песня — это способ сказать о важных вещах, не затевая серьёзный разговор. С её помощью закладываются мировоззренческие ценности. И нам хотелось актуализировать советские песни с этими важными смыслами, чтобы молодёжь знала и пела не только „За деньги да“».

Тимур Ведерников, музыкант, идейный вдохновитель и продюсер проекта #10песенатомныхгородов

Чтобы не нарушать авторские права, для каждой песни запрашивали разрешение на исполнение. Где-то просто покупали права, а в некоторых случаях удавалось договариваться с авторами напрямую. Так произошло во втором сезоне с песней «Оранжевое настроение» группы «Чайф». Владимир Шахрин и Владимир Бегунов не только дали разрешение, но и сами снялись в клипе.

«Мы получили огромное удовольствие. Мы все временны, музыка вечна. Давайте заниматься музыкой!» — делился впечатлениями о проекте лидер группы «Чайф» Владимир Шахрин. Источник — YouTube-канал Территория Культуры Росатома

Съёмки и монтаж

В первом сезоне команде проекта пришлось за три месяца объехать 19 городов. За это время они отсняли и записали около 400 участников.

Процесс это был непростой, ведь важно было не просто заставить человека спеть или сыграть определённую строчку из песни. Нужно было найти ту самую строчку, создать нужное настроение. В этих поисках Тимур проводил с каждым участником по несколько часов на студии, а потом на съёмках. Его можно увидеть в кадре почти во всех клипах проекта.

«Было много проектов, которые пытались нас повторить. Но у них ничего не вышло, потому что не получилось создать нужное настроение. У нас не было ни одного лишнего слова, ни одной вымученной улыбки. Мы работали без чёткого плана: вот эту строчку поёт этот человек, а вот эту — другой. Мы создавали проект вместе с участниками, поэтому он получился такой искренний и живой».

Тимур Ведерников, музыкант, идейный вдохновитель и продюсер проекта #10песенатомныхгородов

Для каждого участника команда искала свою локацию: были съёмки на природе, в городе, в студиях и ДК. Источник — сайт проекта #10песенатомныхгородов
Для каждого участника команда искала свою локацию: были съёмки на природе, в городе, в студиях и ДК. Источник — сайт проекта #10песенатомныхгородов

Для некоторых музыкантов даже придумывали свои музыкальные рисунки, которых изначально в произведении не было. Так произошло, например, с Антоном Пригаревым, тромбонистом из ЗАТО Заречный. Он так сильно выделялся на фоне остального оркестра, что Тимур отдельно прописал партию тромбона специально для него.

Чёрный-чёрный метал: как рок-группа из Балакова нашла своих слушателей в Америке и Японии

-5

В первом сезоне команда отсняла более 100 часов материала, которые нужно было превратить в 10 роликов. Для каждой песни сводили вместе 280 дорожек — обычно на трек нужно 10–15 дорожек. Кажется, что для такой работы нужна большая команда, но на деле в ней было всего пять человек, включая самого Тимура. Эти люди объединяли в себе таланты режиссёра, видеомонтажёра, звукорежиссёра, администратора, оператора. Чёткого разделения обязанностей внутри команды не было, все друг другу помогали, каждый мог делать всё.

Команда проекта: администратор и технический специалист Евгений Моталин, режиссёр, оператор и режиссёр монтажа Дмитрий Бурлаков, певица и участница 1-го и 2-го сезонов Анастасия Павлова, Тимур Ведерников, оператор-постановщик Евгений Горячкин. Источник — сайт проекта #10песенатомныхгородов
Команда проекта: администратор и технический специалист Евгений Моталин, режиссёр, оператор и режиссёр монтажа Дмитрий Бурлаков, певица и участница 1-го и 2-го сезонов Анастасия Павлова, Тимур Ведерников, оператор-постановщик Евгений Горячкин. Источник — сайт проекта #10песенатомныхгородов

Тур по городам и второй сезон

Первый ролик первого сезона опубликовали на YouTube-канале и в группе VK 1 декабря 2017 года. За два дня он собрал более 10 000 просмотров. Не менее тепло встретили и другие девять клипов, которые выходили 1–2 раза в месяц.

В начале декабря 2017 года состоялся и концерт-презентация в честь юбилея «Росатома». Для него Тимур Ведерников объединил более 20 участников проекта и пригласил московских музыкантов.

«Всё прошло настолько здорово, вызвало такой восторг у зрителей, участников и организаторов, что родилась идея проехать с этой концертной программой по разным городам», — вспоминает Тимур Ведерников. Источник — личный архив Тимура Ведерникова
«Всё прошло настолько здорово, вызвало такой восторг у зрителей, участников и организаторов, что родилась идея проехать с этой концертной программой по разным городам», — вспоминает Тимур Ведерников. Источник — личный архив Тимура Ведерникова

Первый сезон оказался настолько успешным, что «Росатом» дал добро на второй сезон #еще10песенатомныхгородов. Проект стал масштабнее: количество городов увеличилось до 21, а количество участников — почти до 500.

В этот раз всё было и проще, и сложнее одновременно. С одной стороны, поиск участников и съёмки были отлажены. Многие музыканты из первого сезона с радостью откликнулись на предложение сняться во втором. Навыки команды тоже выросли с начала работы над первым клипом: картинка стала более яркой, звук стал ещё профессиональнее.

С другой стороны, одновременно со съёмками второго сезона проходил гастрольный тур с песнями первого, и было трудно всё совмещать. Тур включал в себя 11 атомградов, где снимали участников нового сезона. Это были бесплатные концерты, чаще всего на открытом воздухе, на стадионах.

Большую рекламную кампанию делать не стали, но на каждый концерт всё равно приходило много людей — всего выступления посетили более 50 000 человек. Источник — личный архив Тимура Ведерникова
Большую рекламную кампанию делать не стали, но на каждый концерт всё равно приходило много людей — всего выступления посетили более 50 000 человек. Источник — личный архив Тимура Ведерникова

Каждый концерт был уникален. Музыканты всегда пели и играли вживую, а ещё их состав постоянно менялся. Помимо основных участников тура, выступали участники второго сезона, которые снимались в этом городе.

Ситуации бывали разные. Например, перед очередным концертом заболела Анастасия Павлова, участница двух сезонов из города Полярные Зори. В первых двух песнях голос срывался, но потом девушка собралась и смогла допеть оставшийся концерт без срывов. В этом ей очень помогла поддержка других участников, которые подхватывали сложные для неё моменты. И никто ни разу не обвинил её в том, что она где-то спела плохо.

Третий сезон — #10песенПобеды

2018 и 2019 годы прошли в съёмках, монтаже и выпуске песен второго сезона. Команда подготовила несколько сюрпризов. Так, между пятым и шестым клипом от музыкантов ЗАТО вышел клип-сюрприз, в котором пели и играли сотрудники «Росатома». А после завершения сезона вышла серия видеоинтервью с участниками и командой двух сезонов.

У проекта появилась отдельная группа и даже сайт. Клипы продолжали набирать зрителей, некоторые к тому времени уже преодолели планку в миллион просмотров. За три года возле #10песен сформировалось комьюнити, которое ждало новых песен, новых концертов и новых сезонов.

Но в 2020 году в связи с коронавирусом о съёмках и концертах, казалось, можно было забыть. Однако в мае команда провела онлайн-концерт #10песенПобеды, посвящённый 75-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Во время трансляции участники первых двух проектов и звёзды российской эстрады исполнили 10 песен. Также были прямые включения из атомградов и поздравления от и для ветеранов.

Параллельно с этим Тимур с командой подготовили ещё один сюрприз: они всё-таки отсняли новый сезон, который посвятили военным песням. #10песенПобеды были созданы в рамках программы «Территория культуры Росатома». География проекта стала ещё шире: съёмки проходили не только в атомградах, ЗАТО, Москве, Питере, но даже и в других странах — Азербайджане и Казахстане. Среди участников были не только местные исполнители, но и именитые музыканты, композиторы, телеведущие, актёры театра и кино.

Второй ролик проекта, в котором можно увидеть Игоря Бутмана, Валерия Сюткина, Оскара Кучеру, Максима Леонидова, Льва Лещенко, Ларису Долину, Ирину Апексимову, Алексея Кортнева, Евгения Маргулиса и создателей проекта Тимура Ведерникова и Андрея Полосина. Источник — YouTube-канал «Территория культуры Росатома»

С конца августа до середины сентября 2020 года команде проекта удалось ещё раз совершить практически невозможное — устроить несколько живых концертов, которые приурочили к 75-летию атомной промышленности. Выступали участники первых двух сезонов, плюс в каждом городе присоединялись местные солисты и коллективы.

Для концертов выбирали стадионы и другие большие открытые площадки, чтобы соблюсти все ограничения. Источник — сайт проекта #10песенатомныхгородов
Для концертов выбирали стадионы и другие большие открытые площадки, чтобы соблюсти все ограничения. Источник — сайт проекта #10песенатомныхгородов

Этот тур получился менее масштабным по количеству городов: действовал запрет на проведение массовых мероприятий. Но всё равно это стало большим событием и для участников, и для зрителей.

Как АЭС заряжает рокеров: 3 группы из атомных городов

-10

В конце сентября поклонников проекта ждал ещё один сюрприз. К юбилею атомной промышленности Андрей Полосин и Тимур Ведерников создали «Гимн атомных городов».

Андрей написал текст, Тимур — музыку, а исполнили её в лучших традициях проекта те, кто живёт и работает в атомградах. Источник — YouTube-канал «Территория культуры Росатома»

Как развивается проект сегодня

Проект уже давно вырос из территории атомных городов — это чувствовалось уже в третьем сезоне. Он действительно стал той объединяющей силой, вокруг которой собирались талантливые люди со всей страны, как об этом мечтали Тимур и Андрей.

В рамках программы «Территория культуры Росатома» и при поддержке Президентского фонда культурных инициатив Тимур с командой работают уже над новым социокультурным проектом «Песни великой страны», который стал продолжением «10 песен». Уже вышло несколько сезонов: «10 песен чемпионов» снимали к Олимпийским играм в Токио в 2021 году, а «Шедевры русской культуры» переосмыслили великие произведения русских композиторов.

Также продолжаются съёмки клипов, где участники исполняют советские и современные песни. Прямо сейчас Тимур с командой снимает «Песни великой страны. Дети» в федеральных детских центрах страны: «Артек», «Орлёнок», «Смена» и «Океан».

Клипы проектов «10 песен атомных городов» и «Песни великой страны» продолжают собирать миллионы просмотров, на них снимают реакции, ими делятся в соцсетях и лично рассказывают друзьям. Участники первых сезонов выступают на концертах уже не только в атомградах, но и по всей стране. Сегодня стать участником может каждый — достаточно заполнить заявку на сайте проекта.

Еще больше интересных материалов в журнале «Луч».