Обращение супруга бизнесвумен к Рамзану Кадырову произвело эффект разорвавшейся бомбы. Крупнейшие аналитики рассуждают на тему «отжима» маркетплейса, но, по словам главы компании, вся история – это просто семейная разборка.
Основательница маркетплейса Wildberries Татьяна Бакальчук оказалась в центре грандиозного скандала, в котором одновременно фигурируют и миллиарды рублей, и пересуды о семейных отношениях. Супруг бизнесвумен Владислав поразил всех разговорами о рейдерском захвате их детища, в рамках которого его жену чуть ли не в заложниках держат. Бакальчук сделала ответное заявление – всё это фантазии мужчины, потихоньку приобретающего статус «разведёнки».
Сказка о Кадырове и 33 «разбойниках»
Впрочем, первым и главным, кого впечатлил рассказ Владислава Бакальчук, стал Рамзан Кадыров, который бизнесмена назвал другом, с которым они общаются десять лет. Скандал начался с заявления главы республики Чечни, в котором он потребовал защитить компанию от «наглого рейдерского захвата».
– Ещё с марта этого года у семьи Бакальчука серьёзные проблемы как внутри семьи, так и с основанным семейным бизнесом. Жену Владислава Сергеевича Татьяну рейдеры оградили от мужа и семерых детей. <…> Оставаться в стороне от крупной по масштабам страны махинации не могу, поэтому сделаю всё возможное, чтобы помочь вернуть в семью Татьяну Владимировну и защитить законный бизнес, – сообщил Кадыров.
«Рейдерским захватом» Владислав, а за ним и Кадыров окрестили сделку по объединению компаний Russ Outdor (работает на рынке наружной рекламы) и Wildberries. Слухи об этом слиянии с целью создать конкурента Amazon и Alibaba поползли ещё с июня, чуть позже о них сообщили и официально.
В июле была создана единая фирма, в которой WB получил 65%. Кадыров подчеркнул, что условия несправедливые, ведь обороты маркетплейса в десятки раз превышают партнёрские, и в связи с ситуацией дал поручение разобраться депутату Госдумы от Чечни Адаму Делимханову.
– Без всяких сомнений, все поручения дорогого брата, главы Чеченской Республики, героя России Рамзана Ахматовича Кадырова будут выполнены быстро и на 100%. Мы доведём всё до конца! – отчитался Делимханов о том, что приступил к работе, в соцсетях.
Сделка на миллиарды и самая богатая женщина России чуть ли не в заложниках – стоит ли удивляться, что комментировать ситуацию пришлось в итоге на «кремлёвском уровне»?
Интересная компания
Сам Владислав Бакальчук на приложенном Кадыровым видео говорит, что его жена «ушла из дома и связалась с непонятной компанией». Имена «непонятных» тоже не секрет:
– Я знаю, что рычаги этого рейдерского процесса находятся в руках братьев Левана и Роберта Мирзоян, а также нескольких известных кавказцев, – заявил Кадыров.
Здесь стоит подробнее остановиться на структуре единой компании «РВБ». Её главным директором стал Роберт Мирзоян, его брата Левана Владислав Бакальчук напрямую обвинил в том, что он чуть ли не под гипнозом держит его супругу.
– Генеральным директором [новой компании] стал Роберт Мирзоян, фактически Russ Outdor. Туда были переведены все дочки Wildberries – это компании, на которых склады висят и другое, я думаю, там миллиардов на 50 активов. Сейчас хотят туда уже всё перевести. <…> [Татьяна] меня заблокировала. Как я считаю, это решение Левана Мирзояна, который подчинил её и манипулирует ей. Их цель – заработок, - прокомментировал РБК Бакальчук факт того, что супруга полностью отрезала его от управления компанией.
Братья Мирзояны, как можно догадаться, управляют группой компаний Russ и в бизнесе уже давно и даже «высоко». Роберт стартовал с рекламной фирмы «Вера-Олимп» в «нулевые». Директором Russ Outdoor он стал в 2019-м после объединения с другой его компанией – «Лайса». Его брат Леван предпочитает оставаться в тени, наиболее подробно известна его «кредитная история»: в 2014 банк «Универсальные финансы» пытался взыскать с него долг в 8 млн евро, а в 2019-м, когда его брат становился директором Russ Outdoor, был объявлен банкротом.
Дела у братьев всё же явно шли хорошо. Так, например, Роберт в 2023-м получил возможность напрямую обратиться к президенту: на обсуждении с членами «Деловой России» в формате ВКС Мирзоян просил у главы государства ввести субсидированные кредиты для наружной рекламы по льготным тарифам.
Сделка на миллиарды об объединении Russ Outdoor и Wildberries ожидаемо привлекла внимание федеральных властей. Как сообщили РБК и Forbes, её одобрили в правительстве, курирует всё экс-министр экономического развития Максим Орешкин, ныне замглавы администрации президента.
При этом на вопрос о скандале вокруг «захвата» Wildberries пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков лишь ответил:
– Нет. Не видели.
Первоапрельская нешутка
В пресс-службе Wildberries захват почти сразу же опровергли, а под вечер на связь вышла и Татьяна Бакальчук с подробным объяснением ситуации. С её слов получается, что вся история об «угоне» бизнеса – не более чем последствие их с Владиславом бракоразводного процесса. Предпринимательница подчеркнула, что причины поведения пока ещё супруга для неё остаются загадкой.
– У меня всё хорошо, я жива, здорова. Как вы видите, я не являюсь заложницей как кавказская пленница, я ни от кого не прячусь и ничего не скрываю. Младшие дети находятся на отдыхе с моей мамой, а старших я лично проводила на поезд в другой город. Я сейчас нахожусь в Москве, где работаю. У Владислава действительно 1% акций, и он не принимает участие в управлении компанией. 20 лет назад я создала компанию, и сейчас это одна из лучших платформ для наших клиентов, продавцов и других партнёров. Недавно мы с командой приняли решение о том, что нам необходимо трансформироваться для того, чтобы сохранять темпы роста, развиваться и придумывать новые интересные истории для партнёров и клиентов. Сделка полностью одобрена и поддержана. Спасать меня ни от кого не нужно, – обратилась бизнесвумен в соцсетях к подписчикам, которые успели её уже в подвал Мирзоянов «отправить».
Бакальчук добавила, что у них с Владиславом начался бракоразводный процесс. В связи с этим иначе начинают выглядеть и рассказы мужа бизнесвумен. Так, например, описание того, как Татьяна договаривалась о сделке за спиной супруга из-за слов о разводе начинают отдавать не «корпоративной драмой», а вообще адюльтером с комичным элементом: Бакальчук ушла от мужа в День дурака.
– Когда Татьяна ушла из дома, я видел, что она общается с Леваном Мирзояном. [Ушла она] 1 апреля. Я просто увидел, что она общается с ними, почему общается не понимал. Догадывался, что намерения у них недобрые, – говорил Владислав Бакальчук.
Предприниматель добавил, что в переговорах о слиянии он поначалу участвовал, но, опять же с его слов, в какой-то момент Владислава отодвинули, когда поняли, что мужчина не согласится «на мошеннические условия» – по 10% им с Татьяной, остальное Мирзоянам. Именно такие озвучивались на ранних стадиях переговоров, как заявил Бакальчук.
Он, кстати, подтвердил, что сейчас и правда ничем не управляет в WB, но так было не всегда. Владислав вполне официально является учредителем фирм ООО «ВБ Девелопмент», ООО «Вайлдберриз» и ООО «ВБ Восток». Нельзя сказать, что он просто рядом с успешной женой стоял. Так, даже самый первый сайт Wildberries был создан веб-студией его компании UTech: учреждена Владиславом и его другом в 2002-м, продана – в 2007-м. Как заявил мужчина, никакого брачного договора с Татьяной у них нет, и всё имущество делить в случае развода будут 50 на 50.
Адвокат Сергей Жорин, кстати, предположил, что делёжка имущества и стала поводом для обращения к главе Чечни.
– Вполне возможно, супруги Бакальчук уже вели какие-то переговоры по вопросу раздела имущества, и вероятнее всего, судя по тому, что её супруг обратился к главе Чечни, супруга не устроили те предложения, которые ему были сделаны в досудебном переговорном процессе. <...> Если же брачного договора не было, то 50% компании он точно забрать не сможет, поскольку в большинстве уставов прописаны так называемые антирейдерские пункты, – ответил адвокат на вопрос «РИА Новости».
Пока не понятно, найдётся ли по поручению Кадырова в истории криминальный след или всё останется в рамках громких заявлений при разводе – в будущее заглядывать идея неблагодарная. Зато можно в прошлое, и тогда начинает казаться, что в данном случае бизнес просто слишком переплёлся с личным. Даже UTech – показательный пример, ведь, как известно, в итоге с веб-дизайном Wildberries работала студия Артемия Лебедева. Может статься, что и в данном случае супругу, который, как рассказывала сама Татьяна, занимался финансовыми и операционными вопросами в компании, просто нашли замену в лице всё тех же Мирзоянов.
Вопрос о том, как Бакальчук решение об этой «замене» принимала – сначала произошёл разлад, а потом и ценность как партнёра потерялась, или наоборот – конечно, интересный, но по факту на ситуацию не влияет.