Найти в Дзене
Александр Сушков

Петровск Саратовский. Петровск театральный (Мастера театральных афиш и декораций).

Петровск Саратовский. Петровск театральный (Мастера театральных афиш и декораций). Что ни говори, а давненько уже не было подобной рекламы в нашем городе: яркой, привлекающей внимание и вызывающей к себе интерес. Как будто, чего-то вдруг стало не хватать нашей современности, как будто, что-то утратили мы со временем… Интересно, что вызывает во мне подобные воспоминания и заставляет проводить сравнение настоящего с прошлым? Может быть, это просто обычная ностальгия и старческое брюзжание? И, тем не менее, сегодня я опять продолжаю свою очередную городскую историю, а слушать её или пропустить – решение только за вами. Старые городские афиши… как много они значили когда-то в нашей повседневной жизни, и как с нетерпением мы ждали её обновления. Конечно же, самым доступным искусством нашего детства и юности было кино, и большинство моих воспоминаний связано именно с афишами трех основных городских кинотеатров, хотя, как, оказывается, существовала в нашем городе ещё и особая театральная жизн

Петровск Саратовский. Петровск театральный (Мастера театральных афиш и декораций).

Что ни говори, а давненько уже не было подобной рекламы в нашем городе: яркой, привлекающей внимание и вызывающей к себе интерес. Как будто, чего-то вдруг стало не хватать нашей современности, как будто, что-то утратили мы со временем…

Интересно, что вызывает во мне подобные воспоминания и заставляет проводить сравнение настоящего с прошлым? Может быть, это просто обычная ностальгия и старческое брюзжание? И, тем не менее, сегодня я опять продолжаю свою очередную городскую историю, а слушать её или пропустить – решение только за вами.

-2

Старые городские афиши… как много они значили когда-то в нашей повседневной жизни, и как с нетерпением мы ждали её обновления.

Конечно же, самым доступным искусством нашего детства и юности было кино, и большинство моих воспоминаний связано именно с афишами трех основных городских кинотеатров, хотя, как, оказывается, существовала в нашем городе ещё и особая театральная жизнь.

-3

Гораздо позже, в какой-то определенный момент, телевизор и домашнее видео практически полностью заменили нам городское народное творчество и общественные кинотеатры, и теперь вот мы опять пытаемся вернуться к прошлому, как доброму и положительному примеру для нашего настоящего.

-4

Очень своевременная подсказка от Виктора Шеенкова: «Ретро-Круиз»…

Довольно точная, ёмкая и достаточно понятная, по крайней мере, мне формулировка.

-5

Предлагаю и нам с вами тоже сегодня устроить что-то вроде ретро-круиза в прошлое наших творческих мастерских, и в первую очередь, мне бы хотелось поговорить о наших мастерах плаката, афиш и декораций – наших театральных художниках-оформителях.

-6

И главным нашим экскурсоводом в мир истории Петровского театра сегодня будет Светлана Садомова и именно ей принадлежит главная заслуга всех предыдущих наших экскурсий по театральным городским тропам.

-7
-8

Ну вот, наконец-то, подходящая афиша, где можно увидеть фамилии тех, кого постоянно скрывают от нас театральные кулисы, а ведь их работа не только присутствует в театральных декорациях, но и прекрасно дополняет работу актеров. И не важно, наверное, спектакль это, театрализованное представление или концертная программа.

Итак, я снова возвращаюсь к страницам книги «Петровск театральный»…

-9

Театральная наука утверждает, что художественное оформление спектакля – это безмолвный персонаж, это игра вместе с актером, как органически неотъемлемый компонент его исполнительского искусства. Наверное, и в этом повезло нашему театру. За 60 лет его сценической жизни скромную должность заведующего постановочно частью театра занимали только два художника.

Из 70 с лишним спектаклей в театре А.А.Пальчикова, 60 – Владимира Алексеевича Фролова. Это был чудесный ансамбль Пальчиков – Фролов, в котором живописец Фролов, оформляя картинку за картинкой, словно нанизывая бусинку за бусинкой, создавал яркое, запоминающееся сценическое ожерелье.

Делегаты областного съезда работников культуры: А.И.Яуров, Ю.И.Ключникова, П.Ф.Власов, Э.И.Бушина, В.А.Фролов и др.
Делегаты областного съезда работников культуры: А.И.Яуров, Ю.И.Ключникова, П.Ф.Власов, Э.И.Бушина, В.А.Фролов и др.

Оригинальный почерк, любовь к делу видны в любой работе В.А.Фролова, будь то небольшой плакат или сложные декорации к спектаклю.

В декорациях Фролова никогда ничего лишнего, ни одной отвлекающей детали. Владимир Александрович ненавидел приблизительность, расчет на глазок. У него все рассчитано до сантиметра. Сценография для него – размышление, конструирование и игра. Он просто играл мотивами пьесы и пространством сцены, а порой даже казалось, что ему тесно в рамках оформления тех или иных конкретных мест действий, он стремился вырваться за пределы комнат, кабинетов, в которых живут и работают герои спектакля.

Зритель, однажды побывавший на спектаклях того времени, конечно помнит этого замечательного самобытного живописца, строгие критики из Саратова, а иногда и из Москвы, высоко оценивали работу художника Фролова. И даже не имея специального образования, он был аттестован художником высшей категории.

Валерий Владимирович Садомов.
Валерий Владимирович Садомов.

С небольшим запасом художественных навыков, опыта самодеятельного художника, но зато с большим стремлением начал в 1975 году трудиться Валерий Владимирович Садомов.

С основами изобразительного искусства он знакомился в практической работе со своими режиссерами. Азбуку оформления спектаклей он познавал у талантливого режиссера А.А.Пальчикова. Чуть больше десяти лет в театре Пальчикова – это хорошая школа. За этот период были представлены спектакли Б.Рабкина «Подмосковный городок», М.Шатрова «Мои надежды», особенно успешными были «Голубые олени» А.Коломийца, «Земной поклон» М.Сторожевой, М.Варфаламеева «Святой и грешный».

А.Коломиец, «Голубые олени».
А.Коломиец, «Голубые олени».

«Спектакль «Голубые олени» рождался в творческих муках. За два месяца следовало разрешить много вопросов. Уже шли репетиции, а режиссер и художник продолжали искать сценические формы подачи спектакля. Была пьеса, были слова действующих лиц. Для них нужно было создать соответствующую обстановку. Все это было найдено. Много работал над спектаклем художник В.Садомов, а над техническим обеспечением М.А.Теслин».

Ю.Сумбаев, газ. «Ленинец». 1975 год.

В.В.Садомов за работой. Подготовка к очередному спектаклю. Фото из семейного альбома Светланы Садомовой.
В.В.Садомов за работой. Подготовка к очередному спектаклю. Фото из семейного альбома Светланы Садомовой.

А затем восемь полных лет рядом с молодым режиссером Игорем Портновым – 3 спектакля, и более десяти лет с опытным режиссером В.И.Вихаревой – 15 спектаклей…

Фото из семейного альбома Светланы Садомовой.
Фото из семейного альбома Светланы Садомовой.

Разные режиссерские стили, их разные характеры, манера работы с коллективом, очень разный репертуар, совсем неодинаковые зрители, конечно, все это требует новых подходов к оформлению спектаклей, и Валерий Владимирович эти подходы находит.

Фото из семейного альбома Светланы Садомовой.
Фото из семейного альбома Светланы Садомовой.

К сожалению, очень мало, что знаем мы о своих кумирах…

Об их жизни и творчестве не пишут книг и не ставят фильмов…

Они, как герои второго плана – отыграли на сцене, вышли к публике на поклон – и на этом всё…

Нет, с такой формулировкой я не могу согласиться.

Предлагаю вызвать всех наших театральных работников ещё раз на нашу импровизированную сцену и поблагодарить их за прекрасную работу!

-16
-17
-18

Выражаю слова благодарности Садомовой Светлане Валерьевне за предоставленный материал о Петровском Народном театре и уникальную подборку старых театральных и концертных афиш города Петровска.