Собственный Его Императорского Величества Конвой (СЕИВК)- уникальное подразделение Русской Императорской Армии в составе Российской гвардии, ведущее свою официальную историю с 1811 года. В битве при Лейпциге Казачий полк спас императора Александра 1 от плена. Этот подвиг положил начало СЕИВК. Первые сведения о Конвое в Российской военной истории встречаются в 1775 году.Первоначально в Конвое Его Величества служили представители древних родов кавказских народов, а в 1828 году в его составе появилось новое подразделение- Команда кавказских линейных казаков.
Казачество-исторически сложившаяся социокультурная общность людей, в формировании которой участвовали представители разных народностей, но преобладали славяне. На Руси казаками первоначально называли вольных людей, которые порвали со своей социальной средой, а также наёмных работников, батрачивших по крестьянским дворам. Однако чаще всего в древних исторических документах говорится о казаках «воинского чину».
В официальных документах Российской империи конца 18-начала 20 веков казачество рассматривается как особое военно-служилое сословие, имевшее привилегии за несение обязательной службы.
В период 16 века агрессивная внешняя политика Турции и Персии создавала напряжённое положение на Северном Кавказе, и его народы стали искать защиту у русского государства.
...победив в войне с Турцией, России необходимо было создать укреплённую границу. Авангардом в этом нелёгком деле выступали казаки.
На самом Кавказе в этот период разгоралось зарево войны, и это усиливало роль казачества в противостоянии с «немирными» горцами. На повестку дня встал вопрос об объединении всех казачьих сил под единым управлением.
Государь Николай 1 принял решение привлечь горские народы на службу в свой конвой. Таким образом он показал горцам, что доверяет им свою жизнь и жизнь своих близких. Привлечение горцев к службе сыграло свою роль в успешном завершении Кавказской войны.
Конвой обеспечивал личную охрану Императоров России и членов их семей. Такую ответственную обязанность несли люди безупречной нравственной чистоты, высоких боевых качеств и безукоризненно преданные Государю.
В Императорском Конвое мечтали служить многие, но довелось лишь избранным. Среди тех, кто нёс службу при Высочайших особах, были и представители маленькой Осетии. Все они с честью исполнили возложенные на них обязанности, ни в коей мере не посрамив своего народа. Увы, большинство этих достойных имён на долгие годы остались забыты. В силу известных обстоятельств в советское время тема Императорского Конвоя если и затрагивалась, то лишь в негативном ключе. Не могло быть речи об изучении биографий людей, проходивших службу при царствующих особах.
За более чем 100-летнее существование Императорского Конвоя в эскадронах и командах Конвоя разновременно проходили службу осетины, черкесы, кумыки, грузины, горцы-мусульмане Кавказа и другие народности Российской Империи. После всех изменений в структуре Конвоя, начиная со второй половины 19 века и до 1917 г, он формировался только из кубанских и терских казаков. В числе последних были осетины-казаки, уроженцы станиц Черноярской и Ново-Осетинской.
Станица Ново-Осетинская
Станица Ново-Осетинская в Терском казачьем войске была известна боевыми и трудовыми традициями, героическими подвигами её уроженцев во славу Отечества. Казаки-осетины станицы верой и правдой служили в рядах как царской, так и Советской армии. Станица была основана в 1811 г. на левом берегу Терека, в 22 км от Моздока.
Новоосетинцы вместе с черноярцами выполняли важные задачи по защите Моздока от нападений отрядов Шамиля, участвовали в походах русских войск в горные районы Кавказа. В 1824 г. по распоряжению генерала Ермолова сёла Ново-Осетинское и Черноярское были удостоены высокой чести называться станицами и войти в состав казачьих поселений кавказской линии, а затем Кавказского линейного казачьего войска.
3 марта 1843 г. большой отряд мюридов напал на Моздок и станицу Луковскую. Сотня новоосетинцев и черноярцев под командованием есаула Гокинаева немедленно выступила на защиту, а затем стала преследовать врага.
В 20 вёрстах от Моздока, в ущелье Терского хребта, противник устроил засаду. Сотня каз аков попала в окружение почти 1000 вражеских всадников. Завязался кровавый бой.
Этот бой описал Хаджи-Мурат Магометович Мугуев, крупнейший представитель осетинской русскоязычной литературы, в романе « Буйный Терек»(иллюстратор Заур-Бек Абоев).
За мужество и храбрость в Кавказской войне многие новоосетинцы были награждены орденами и медалями.
Большинство населения станиц Ново-Осетинской и Черноярской были потомками переселенцев-дигорцев и других народностей .
Казаки станицы Ново-Осетинской активно участвовали и в русско-турецкой(1828-1829), Крымской (1853-1856), Балканской(1877-1878) войнах.
Новоосетинцы служили в основном в Горском (позднее Горско-Моздокском) казачьем полку, некоторые удостаивались чести служить в собственном Е.И.В. Конвое.
Высокое мужество и отвагу показали казаки Ново-Осетинской и в русско-японской(1904-1905), и в Первой мировой войнах.
ДОМ ГУРЖИБЕКОВА
Всей Осетии известно имя выдающегося офицера-конвойца, Подъесаула 1 Сунженско-Владикавказского полка Терского казачьего войска Блашки(Власия) Майрансаувича (Ивановича) Гуржибекова- поэта, драматурга(01.03 1868-18.06.1905). Уроженец ст. Ново-Осетинской, сын казака-горца, он получил воинское воспитание и стремился стать офицером.
После реставрации открыли дом-музей, в котором жил Гуржибеков. А во дворе был установлен памятник поэту.
В 1886 г. был зачислен в Кизляро-Гребенской полк рядовым казаком. За успехи в боевой службе ему было присвоено звание урядник, и Гуржибеков был направлен в Ставропольскую школу юнкеров.
В 1893 г. успешно окончил школу, получил чин подхорунжего и был направлен в Первый Сунжеиско-Владикавказский полк. Молодой офицер дорожил честью казачьего командира, добросовестно и умело выполнял свои нелегкие служебные обязанности. В 1896 г. ему было присвоено очередное офицерское звание — хорунжий (лейтенант), в 1900 г. он стал сотником.
В 1904 г. в чине штабс-капитана Б. Гуржибеков ушел добровольцем на Русско-японскую войну.18 июня 1905 года Блашка был убит четырьмя пулями в живот при штурме японского фортификационного сооружения. Тело было отправлено на родину, в ст. Ново-Осетинскую, его похоронили рядом с отцом и братом.
После смерти Гуржибекова в газете «Терские ведомости» была опубликована статья Н. Баратова (будущего генерал-лейтенанта, командира Кавказского конного корпуса) под названием «Памяти подъесаула Власия Ивановича Гуржибекова», в которой говорилось, что поэт «пал смертью героя» и что он был представлен к награде орденом Святого Владимира IV степени с мечом и бантом. Из литературного наследия Б. Гуржибекова до нас дошли только произведения, опубликованные при его жизни. В 1903 г. вышел сборник его стихотворений под названием «Дигорские произведения» («Дигорон уаджимистæ») и комедия «Дурачок» («Æдули»), а в 1904 г. — поэма «Очаровательная красавица» («Сахи рæсугъд»).
В сборник «Дигорские произведения» вошли девятнадцать стихотворений, различных по содержанию и качеству.
Блашка Гуржибеков занимался и переводом произведений русских поэтов на осетинский язык.
Через все творчество Блашка Гуржибекова проходит тема гуманизма и великой любви к Отечеству. Он сыграл важную роль в укреплении дружбы и боевого содружества русского и осетинского народов.
В 2006 г. во Владикавказе, во дворе Национальной научной библиотеки РСО—Алания, установлен бюст писателя (скульптор Н. Дзукаев). Именем поэта названы улицы в городе Моздоке и в станице Ново-Осетинской.
Предлагаю возложить цветы к памятнику воина и поэта, а также почтить память о нём минутой молчания.
Храм Николая Чудотворца в станице Ново-Осетинской
Напротив дома Гуржибекова находится церковь Николая Чудотворца, которую строили сами казаки-конвойцы, щедро жертвовавшие на её сооружение. Это самое позднее по времени восьмиугольное здание в регионе известно всей Северной Осетии. Построено оно по проекту владикавказского епархиального архитектора Ивана Ивановича Богданова и освящено 10 мая 1918 года в канун праздника перенесения мощей Николая Чудотворца.
Известна эта величественная церковь ещё и тем, что в ней находится кипарисовая икона Иверской Божией Матери, которую пожертвовал есаул Николай Татонов в 1895 году.
В 1920-е годы церковь была закрыта, церковная утварь вывезена. В советский период здание храма использовалось как зернохранилище. Макушка колокольни и верхняя часть купола претерпели разрушения в годы Великой Отечественной войны. Возрождение храма и прихода произошло по инициативе жителей станицы.
Храм построен в традициях византийской архитектуры. Онявляется примером поздней эклектики. Во внешнем декоре использованы элементы древнерусской, византийской и классической архитектуры.
К византийской архитектуре восходят такие важные черты, как восьмигранная форма основного объема, детали оформления боковых фасадов нижнего яруса и, наконец, оригинальное завершение храма, в интерьере создающее эффект «парения» купола. Храм во имя Святителя Николая Чудотворца является важным объектом культурного наследия РСО-Алания.
В 20-30-е годы новоосетинцы в полной мере испытали трагедию расказачивания, тяжелые годы жизни в эмиграции, раскулачивания, голод и репрессии.
Во время Великой Отечественной войны кааки вновь показали свою преданность, высокое мужество и отвагу. На фронт из ст. Новоосетинской ушли 163 человека, из которых 82 не вернулись.
Как пример продолжения боевых традиций, верности Отечеству и воинскому долгу можно привести семью Жидаевых. Урядник 3-го Горско-Моздокского полка Георгий Жидаев сражался на турецком фронте в 1914-1918 годах, был награждён Георгиевским крестом.
Его сын Александр воевал против фашистских захватчиков. А.Г. Жидаев участвовал в боях под Новороссийском, Керчью, Севастополем. За боевые подвиги награждён орденом Отечественной войны 1 степени и 14 медалями. Его сын Таймураз окончил Орджоникидзевское общевойсковое командное училище и участвовал в боях на земле Афганистана. Лейтенант Жидаев отличился в боях под Кандагаром и погиб героической смертью. Посмертно награждён орденом Красного Знамени.
Нельзя не назвать и сына бывшего председателя здешнего колхоза, бизнесмена Сергея Жидаева, немало потрудившегося в деле благоустройства станицы, восстановления станичного храма.
Хотя население Ново-Осетинской ныне небольшое, у неё богатое прошлое и, думается, слава предков продолжится и в будущем. Все станичники на это надеются.
Цагъди мартта
Между станицами Ново-Осетинской и Черноярской находится памяник - курган «цагъди мартта», который переводится как «Павшим во Славу». Он напоминает об одной из самых трагических и героических страниц в жизни этих станиц. В бою с тысячной партией мюридов имама Шамиля, напавшей на моздокские хутора, погибла половина сотни конвойцев.
Осетины-казаки этих станиц под командованием есаула Гокинаева немедленно выступили на защиту, а затем сталипреследовать мюридов. В 20 км от Моздока, в ущелье Терского хребта, мюриды устроили засаду. Завязался кровавый бой. Писатель Х.-М. Мугуев в романе «Буйный Терек» так описал этот реальный бой, в котором приняли участие и женщины-осетинки: «Всегда находившееся в положении боевой тревоги, казаки этих станиц приготовились к отражению горцев. Первый удар мюридов пришёлся на станицу Ново-Осетинскую и Черноярскую... Казаки вместе с солдатами открыли огонь по пехоте и коннице горцев. Мюриды, не ожидавшие встретить здесь русскую пехоту, остановились, затем попятились, видя, как из леса на них пошли в атаку конные казаки. Это черноярцы во главе с хорунжими Тускаевым и Бучкиевым на галопе вовремя подоспели к бою...»
Бесстрашно воевали казаки, но, не заметив засаду, оказались в тисках неприятеля. Пришлось выбирать: или сдаться живыми, или умереть с оружием в руках. Казаки выбрали последнее. Много казачьей крови пролилось на том месте, но ни один не отдался живым. Они приняли славную смерть, оставив потомкам пример того, как должно жертвовать собой для защиты знамени и долга. Эта битва известна под названием «Цагъди мартта». Народ прославил казаков, сложив песню, в которой прославляется геройская смерть павших. Слова песни говорят и о том, что павших воинов горько оплакивали их бедные матери и красивые жёны. Имена погибших высечены на гранитном столбике, поставленном на земляной насыпи, находящейся в поле между станицами. Памятник этот сооружён в 1903г. к 60-летию павших казаков станичными обществами во главе с есаулом Б. Гурджибековым.
СТАНИЦА ЧЕРНОЯРСКАЯ
В течение двух веков служат государству как на военном поприще, так и в гражданских сферах уроженцы станицы Черноярской.
Первоначально это было обычное поселение, но в 1825 году по инициативе генерала Ермолова Черноярское поселение было преобразовано в станицу, а всех жителей зачислили в казачье сословие.
Первыми переселенцами из Дигории, основавшими в 1804г. в 25 км от Моздока поселение Черноярское, стали братья Кургосовы, капитан русской службы Тавсаруко и священник Алексей, со своими семьями. Вслед за Кургосовыми в Черноярское быстрыми темпами стали переселяться другие семьи из Дигорского ущелья.
Храм Петра и Павла
Одним из первых казаков-осетин, кто нёс службу в 1-м лейб-гвардии казачьем эскадроне в Собственном Его императорского величия Конвое, был житель станицы Черноярской Пётр (Слан) Васильевич Валаев, кавалер орденов св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом; св. Анны 2-й и 3-й ст. с мечами и бантом; св. Станислава 2-й ст. с мечами. Награждён медалями: серебряной - в память войны 1877-1878 гг., серебряной на Георгиевской ленте - за Ахалтекинскую экспедицию, серебряной - в память войны в Средней Азии. Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Валаев был начальником сводного охотничьего отряда 1-го Волгского и 2-го Кизляро-Гребенского казачьих полков. За отличия в делах с турками в 1877 г. произведен в сотники, а в 1879-м - в есаулы, участвовал во многих поездках с императорами. Хорошо знал императора Александра III. Командовал сотнями в разных полках и самими полками. Был членом военного суда в Пятигорске. Последняя запись в послужном списке - 31 октября 1898 г.
Доблестный воин был женат на Дарье (Дарицка) Николаевне Гокинаевой, дочери не менее знаменитого черноярца, осетина-казака, подполковника Николая Степановича Гокинаева.
В семье Петра Васильевича и Дарьи Николаевны Валаевых было семеро детей . После смерти супруга (дата нам точно не известна – между 1898 и 1903 гг.),в 1805 году вдова на собственные средства профинансировала строительство церкви на кладбище станицы с усыпальницей фамилии Валаевых, которая устроена под самой церковью. А помогали строить церковь православные осетины-дигорцы и переселенцы из других мест Осетии.
В 1920-е гг. церковь и фамильная усыпальница Валаевых, устроенная в ее цокольном этаже, неоднократно подвергались разорению. В 1999 г. началось поэтапное восстановление храма.Новый храм был освящён во имя св. апостолов Петра и Павла.
Небольшая краснокирпичная церковь( раннее деревянная)расположена в центре кладбища.
Выразительный декор церкви решен в формах эклектики с использованием русско-византийских мотивов. Весь объем церкви опоясывает карниз, проходящий на уровне окон и визуально отделяющий цокольную часть от основной части фасадов. Арочные окна с широкими подоконниками обрамлены вертикальными выступами.
Внутри храм декорирован многочисленными архитектурными украшениями.
В цокольной части в стенах устроены 8 погребальных ниш.
Заканчивая рассказ о станице, необходимо вспомнить, что казаки-черноярцы были на особом счету у Государей Императоров. Неизменно из их числа набирали лучших казаков для службы в Императорский Конвой. За время существования Конвоя в его рядах служило около 60 черноярцев.
В годы Первой мировой войны погибло 19 черноярцев. Из них 8 офицеров.
Октябрьскую революцию 1917г. черноярцы встретили крайне отрицательно. Они, как и все казаки, защищали свой жизненный уклад, свой образ жизни, оставались верными присяге и выступали за единую и неделимую Великую Россию.
Большинство черноярцев приняло самое активное участие в Белом движении. Десятки станичников погибли в 1918-1920гг., сражаясь против красноармейцев. Такова трагедия Гражданской войны.
Советская власть не могла простить черноярцам активное участие в Белом движении. В 20-е годы были расстреляны явные белогвардейцы. Затем началась коллективизация, в результате которой пострадали самые трудолюбивые станичники. Черноярцы были раскулачены, многие умерли от голода, подверглись репсрессии.
После всех репрессий и раскулачивания станица Черноярская опустела, появились целые кварталы с нежилыми домами. Некогда богатая станица пришла в упадок. В 1921г. в станице было 400 дворов, а к 1941 г. их стало 170. Многие фамилии совсем исчезли. Более того, даже могилы тех, кем когда-то гордилась станица были уничтожены.
Несмотря на все гонения и репрессии, и в советское время казаки-осетины смогли отличиться на военном поприще. Более 260 уроженцев станицы Черноярской мужественно сражались с врагами в годы ВОВ.
Всего в советское время офицерами стали около 70 черноярцев. Некоторые служат и сейчас, и не только в России, но и странах СНГ. Так, в Узбекистане служил заместителем министра обороны генерал-майор Алан Сеоев.
И хотя сейчас нет былого сильного Терского казачества, в уроженцах станиц Черноярской и Ново-Осетинской до сих пор чувствуется казачий дух, они придерживаются верности своему Отечеству, своей Родине-России.
Терские казаки, осетины-конвойцы продолжают жить в картинах осетинского художника Игоря Лотиева. За 33 годаим было создано 125 портретов конкретных людей. Вдохновил на этот проект художника его отец, много рассказывавший ему об этих двух казачьих станицах, Ново-Осетинской и Черноярской.
Можете ознакомиться с иллюстрациями этих картин.
Вензель Конвоя Его Императорского Величества
Эта деталь формы- специальный отличительный знак конвойца.
Дзодцоев Георгий
Казак-осетин ст. Ново-Осетинская. Служба в СЕИВ конвое, 1980-е годы. Терская сотня, урядник. Полный кавалер Знака отличия Военного Ордена. Изображен в повседневной форме.
Туганов Асланбек (Игнатий) Михайлович
Генерал-майор
Абисалов Элькон
Обер-офицер Л.-Гв. ыКавказского Горского полуэскадрона. Изображён в парадной форме.
Загиев Василий
Осетин-казак ТКВ ст. Черноярской. Служба в СЕИВ конвое.