В фильме операция по пересадке гипофиза показана красиво. Всё грамотно, чинно и благородно. В книге Булгаков даёт такие убийственные характеристики хирургам, что вы и сами начинаете понимать на чьей стороне его симпатии. Причём, писатель специально утрирует. Операции обычно так не проходят.
"Зубы Филиппа Филипповича сжались, глазки приобрели остренький, колючий блеск и, взмахнув ножичком, он протянул по животу Шарика рану. Кожа тотчас разошлась и из неё брызнула кровь в разные стороны. Борменталь набросился хищно, стал комьями марли давить Шарикову рану. Тело Шарика вдвоём начали разрывать крючьями, ножницами, какими-то скобками. Выскочили розовые и жёлтые плачущие кровавой росой ткани".
Короче говоря, Булгаков описывает преступление и прямо указывает на это. "Они были насторожены, фальшивы и в глубине души их таилось нехорошее, пакостное дело, если не целое преступление".
Шарик стал человеком, одним из тех мерзавцев, которые издевались над ним. Что поделаешь? Одни мерзавцы ходят в лайковых перчатках, другие - с кистенём в руках. Люди! Да!
В квартире и в жизни Преображенского начался адище. Профессор рассуждал о том, что было бы, если б в собачий мозг вживили гипофиз не Клима Чугункина, а Спинозы. Да ничего бы не было. Спинозой нужно родиться свыше, а искусственно можно создать гомункула. Только зачем? "Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно".
Повесть М.А.Булгакова называется "Собачье сердце". Собачье - значит преданное, благодарное. Получается, что собаку врачи погубили, а Клима Чугункина воскресили на свою голову.
Операция была произведена 24 декабря 1924 года. К 17 января 1925 года (из дневника Борменталя) человеческий облик подопытного окончательно сложился. Нет смысла пересказывать, что за "личность" образовалась. Все знают
"Преступление созрело: упало, как камень, как это обычно и бывает. С сосущим нехорошим сердцем вернулся в грузовике Полиграф Полиграфович". Чуйку собачьего сердца ничем не перебить (или уже человечьего?). Ну, что ж "гибель уже караулила. Шариков сам пригласил свою смерть". Добро пожаловать снова на операционный стол.
Вот так все испытания для собаки Шарика и закончились. Это было нелёгкое путешествие. Будет ли он об этом помнить? Вряд ли. Пёс прошёл трудный путь познания добра и зла. В одной своей жизни он был и жертвой и палачом.
Собачку жалко? Да, жалко! А ведь раньше я за них такой боли не испытывала. Значит, стареть начала. На первом курсе велели оперировать беременную крысу. Никто не решился кроме беспощадной Наташки. Приглушила животное ваткой с эфиром и пошла кромсать, вырезая зародышей. По территории больницы бегали собаки, на которых проводили опыты кардиохирурги. Фармацевты лекарства испытывают. Да что там? Доктор Менгеле внёс значительный вклад в развитие науки и не благодаря собачкам.
Булгаков как врач жёстко описал реалии этой жизни, а как писатель и человек добавил света и теплоты, оставив Шарика в квартире рядом с любящими его людьми. Вот бы всё в жизни так благополучно заканчивалось