Найти тему

Критик Юрий Козлов о «Полярности» Александра Шашкова

 Илья Глазунов «Вечная Россия» («Сто веков»), 1988
Илья Глазунов «Вечная Россия» («Сто веков»), 1988

Прежде всего, следует отметить, что представленная автором рукопись не является завершённым (с точки зрения жанровой принадлежности) произведением. Скорее, это набор эссе, философско-просветительских заметок, исторических фантазий, экспериментальных, написанных на заданную тему рассказов. В начале повествования появляется лирический, преисполненный добрых чувств и надежд герой. Он получил хорошее образование, но предпочёл работать водителем троллейбуса, чтобы быть свободным от разного рода идеологических ограничений и ни от кого не зависеть. Этот (из интеллигентной семьи, отец изъясняется гекзаметрами Гомера) герой собирается жениться, о чём трепетно сообщает читателям, описывая физические и моральные достоинства своей избранницы, но затем… бесследно исчезает из рукописи, оставляя настроившегося на дальнейшее развитие сюжета читателя в недоумении.

Дальше начинается свободное интеллектуальное путешествие автора по мировой истории, великим людям, оставившим след в культуре. Автор увлечённо рассуждает о том, как следует пить качественный коньяк, размышляет (довольно интересно) о скрытых смыслах в знаменитой иконе «Троица» Андрея Рублёва, потом легко переключается на музыку и композиторов – Баха, Бетховена, Чайковского. Излагает своё понимание такого литературного жанра, как мемуары, делится с читателями подробностями визита Царицы Савской к мудрому библейскому царю Соломону, попутно вспоминает великого русского поэта Пушкина, разъясняет, почему Пушкин «наше всё» в литературе, а Чайковский (в силу известных причин) вряд ли может быть «нашим всем» в музыке.

Автор, безусловно, хорошо образован, начитан и наделён литературным талантом. Наиболее полно его талант реализуется в философско-публицистическом (в духе литературы эпохи Просвещения) жанре. Автор, подобно Вергилию, ведёт читателя по кругам мировой истории, смело открывает нелицеприятные подробности жизни великих людей, свободно рассуждает о таких вечных понятиях, как добро и зло, рай и ад, душа и совесть, гений и злодейство. Читать всё это достаточно интересно и познавательно. Чувствуется, что автор много размышлял над основами бытия и условиями человеческого существования и сумел выстроить убедительную систему объяснений своей позиции по разным спорным моментам истории и культуры.

Иногда его повествование, как в случае рассуждений об идеальной семье, начинает напоминать проповедь. Иногда, как в заметках о революции и личности Ленина – яркий политический памфлет. «И вот появился маленький, рыжий, картавый человек, который приехал из-за границы, где был 17 лет. Его звали не Танин и не Светин, а Ленин. Он приехал в дипломатически неприкосновенном вагоне врага, с которым продолжалась война. Он быстро залез на броневик и удивительно просто разрулил все доселе неразрешимые вопросы. Мол «Долой войну! Землю – крестьянам! Фабрики – рабочим! И концы в воду!». Ему поверили. И всё исполнилось, как в любимой песенке большевиков, только две буквочки поменяли: «Весь мир насильем мы разрушим до основанья, а затем». С разрушеньем хорошо получилось, и «никем» стал «всем». А вот с «затем» начались ужасные сложности. Наверно в этом опломбированном вагоне Ленин привез бациллы безумия, которые быстро распространились по всей земле. И началась Гражданская война, и пошел брат на брата, и убил сын отца. Погибло 10 миллионов, более миллиона бежали за границу, спасая свою шкуру» (стр. 67). Здесь с автором трудно спорить, как и с его аргументами относительно того – был ли Ленин (в современной трактовке этого термина) иноагентом (брал ли у немцев, с которыми в то время воевала Россия, деньги), и – отдавал или не отдавал приказ о расстреле царской семьи?

Любопытны фантазии автора о загробной жизни известных исторических персонажей – того же Ленина, Гитлера, Чайковского, Пушкина и других. Здесь всё, как в поговорке: «Друзьям – всё, врагам – закон». Естественно, имеются в виду друзья и враги рода человеческого. Эту тему недавно осмыслил в фильме «Сказка» режиссёр Александр Сокуров. «Положение Гитлера ужасно. Процедуры следуют с немецкой пунктуальностью, строго по расписанию, без отдыха и перерыва. Сперва – расстрел, затем повешение, следом – отравление в газовой камере. Далее по порядку – сжигание в танке, падение на подбитом самолете, подрыв на пехотной мине, утопление в подводной лодке и все виды смертей: для военных и гражданских, взрослых и детей, погибших на войне, в которой он виновник. А погибших 70 миллионов. Эта жуткая песня бесконечна. Не будет ему прощения» (стр. 72).

Одним словом, философская просветительская публицистика автора нацелена на пробуждение у читателя не только добрых чувств и критического мышления, но и праведного гнева. Она содержит много интересных мыслей, точных наблюдений, открывает историю и культуру России с неожиданного ракурса, помогающего читателю лучше понять самого себя и страну, в которой он живёт. Мне кажется, что если бы автор (А. Шашков, он же А. Овсянников), сосредочился на своих «заметках о вечном», выстроил их в развитии «от простого к сложному», нанизал на стержень главной (она у автора вполне позитивна и рациональна) идеи о божественном праве человека на счастье, у него бы получилась достойная в духе философско-воспитательного фэнтези книга, благотворно влияющая на молодые, ищущие правду и справедливость, умы.

Полная рецензия

Автор статьи: Юрий Козлов – прозаик, публицист, главный редактор журналов «Роман-газета» и «Детская Роман-газета», член ряда редакционных советов, жюри премий.