Джейн Холл – художница по текстилю из Англии, автор нескольких книг по объемной вышивке, где она представляет свои работы и рассказывает о технике их выполнения.
В книге «Искусство вышитых бабочек» (Hall Jane E. The Art of Embroidered Butterflies, 2021) Джейн Холл делится своими приемами работы по созданию объемных композиций с бабочками.
Именно они принесли художнице известность, став основой многочисленных выставок в Англии и за ее пределами. Большинство вышитых бабочек Джейн Холл сегодня находятся в частных коллекциях.
Вышитые бабочки Джейн Холл
Особенность вышитых бабочек художницы – высокая реалистичность, очень мелкая проработка деталей, идеальная передача пропорций и облика каждого вида, который перед работой Джейн внимательно изучает, в том числе в естественных условиях обитания.
Являясь членом Британского общества охраны бабочек, она получила возможность не только посетить заповедники с редкими видами бабочек, но и лично вырастить несколько особей из подаренных куколок.
У Джейн в мастерской есть редкие энтомологические книги, по которым она сверяет пропорции. Например, Джейн делится, что очень важно измерять не только длину ножки бабочки и следить за ее изгибом, но и проверять ширину лодыжки! Любое нарушение пропорций в случае с бабочками сразу же лишает вышитую модель правдоподобия.
В детстве художница восхищалась особенным блеском крыльев бабочек и была уверена, что это волшебная пыль. Потом она узнала, что такой эффект дают крошечные чешуйки, образующие структуру крыла.
Чтобы повторить эти чешуйки в вышивке, Джейн использует очень мелкие стежки. Она работает ультратонкими японскими иглами под лупой. Вышивка выполняется шелковыми мулине, но перед вдеванием в иглу она разделяет одну нить на 10-12 частей.
Чтобы получить необычный переливающийся цвет, она красит шелковые нитки вручную красками для шелка. Шелк используется не только для вышивки, но и для изготовления основы крыльев.
В среднем на одну бабочку, помещенную в «среду» (для этого художница придумывает отдельные композиции), уходит около года работы.
Этапы и особенности вышивки бабочек
Этапы работы включают изготовление самих бабочек и цветочно-растительной композиции, в которую они будут помещены.
Этапы работы по созданию бабочки:
1) шелковая ткань закрепляется в пяльцы (у Джейн это станок с увеличительным стеклом и лампой дневного света для точной цветопередачи);
2) на ткань наносятся контуры крыльев;
3) крылья расписываются красками по шелку с нанесением базовых пятен, которые потом станут основой под стежки;
4) из глины для моделирования делаются глаза, тела бабочек, которые раскрашиваются и покрываются шелковыми нитками, закрепляемыми клеем;
5) из тонкой проволоки выполняются ножки, усики (проволока обматывается шелковой нитью, фиксируемой на клей);
6) на кончики усиков нанизываются маленькие шарики из глины для моделирования, которые тоже обматываются шелковой нитью (для блеска на них наносится немного акрилового лака);
7) ножки, усики вставляются в предварительно сделанные в теле отверстия, они тоже закрепляются на клей.
Самый важный этап работы над бабочками – вышивка расписанных крыльев. Для одного крыла может потребоваться до 40 оттенков нитей. Кончики нитей Джейн прячет под стежками на изнаночной стороне.
Для укрепления формы крыльев и последующего их закрепления на теле используется очень тонкая проволока. Она пришивается обметочным швом после вышивки крыльев по изнаночной стороне крыла с захватом стежков только по изнанке.
Край крыльев у большинства бабочек Джейн после срезания с шелковой основы остается необработанным. Геометрию края задают контурные стежки, за которыми видны обрезанные нитки шелковой основы.
Этот прием сохраняет хрупкость и легкость крыла, подчеркивает его натуральность, естественность, небрежность формы и природную «пушистость».
Сами стежки выполняются не вплотную друг к другу, а с небольшими пропусками, сквозь которые просвечивается раскрашенная шелковая ткань-основа. С помощью такого приема Джейн сумела повторить чешуйчатое строение крыльев бабочек и сделать их объемными.
Художница учла и разное направление чешуек на крыльях живых бабочек: стежки она укладывает в разном направлении, строго следуя рисунку, созданному природой.
Фон для бабочек – шелк с росписью, локальной вышивкой и объемными акцентами. Рельефные листья, стебли, цветы выполняются по аналогии с самими бабочками. Основой выступает тонкая проволока, шелк, органза.
Своими работами Джейн Холл призывает всех наслаждаться красотой бабочек в вышитом виде, а не создавать коллекции из мертвых насекомых, пригвожденных к холсту и помещенных под стекло. В крайнем случае, советует художница, можно просто сфотографировать понравившуюся бабочку в свободном полете, а не делать ее своей добычей.
Для вышивки бабочек, как и для любой другой вышивки, полезным и удобным инструментом станут органайзеры для рукоделия. У Джейн Холл системы хранения и систематизации выглядят вот так.