Найти тему

Мудрость древней цивилизации в рассказе Эдгара Аллана По “Разговор с мумией”

Несмотря на постоянные усилия историков и археологов, древние цивилизации по-прежнему окутаны ореолом тайны. Величественные пирамиды Египта, монументальные античные сооружения Греции и потрясающие храмы Китая подчеркивают, что народы прошлого обладали знаниями и технологиями, которые до сих пор недоступны современному человеку. Эти размышления, по всей видимости, вдохновили американского писателя Эдгара Аллана По на создание своего рассказа "Разговор с мумией" в 1845 году.

В этом произведении По рассказывает о докторе Йейбогусе, учёном с говоряще фамилией, который получает долгожданное разрешение на исследование и вскрытие древнеегипетской мумии, ранее никогда не тронутой современными руками. Вскоре после того, как мумия извлечена из саркофага и развернута, учёные обнаруживают, что её мышцы реагируют на электрическое напряжение. Более того, вскоре археологический артефакт приходит в себя и начинает говорить, используя безупречный египетский язык.

Сначала шокированные исследователи задаются вопросом о том, как мумия могла выжить после столь долгого времени в саркофаге. Граф Бестолковео (именно так зовут нашего героя), как выясняется, был жив и на момент захоронения ему было "немногим больше семисот лет". Он объясняет также, что в древнем Египте бвло достаточно распространена практика погребения заживо, позволяющая "возвращаться" из мертвых для жизни “по частям”.

С каждым новым вопросом, который задают учёные, раскрывается более глубокое понимание о том, насколько развита была древнеегипетская цивилизация. Однако, они сохраняют наивное убеждение, что современный человек достиг большего прогресса по сравнению с его предками. Как же они ошибаются!

Граф Бестолковео выступает с утверждением о том, что по сравнению с египтянами, современные учёные "совершенно дети в гальванизме". Он весьма критично отзывается о научных достижениях современности: "фокусы" Месмера, основоположника теории животного магнетизма (которая сегодня признана лженаучной, но во времена Эдгара Аллана По считалась настоящим прорывом), он считает лишь жалкими уловками по сравнению с “подлинными чудодействиями фиванских мудрецов которые умели сотворять вшей и прочих им подобных существ”.

Заглядывая в глубину египетской архитектуры, граф также раскрывает, что даже самые внушительные достижения современности меркнут в сравнении с древними сооружениями, обладающими "порталами из ста сорока четырех колонн". Он указывает, что такие постройки превосходят любое современное архитектурное достижение и что, возможно, на их площади можно втиснуть двести или триста современных Капитолиев.

Оказавшись в неудобном положении, исследователи понимают, что не могут найти весомых аргументов для отстаивания современных достижений. Лишь на рассказы друзей о современной одежде, а также об авторских лекарствах доктора Йейбогуса (которые, очевидно, представляют собой “путсышки”, “египтянин покраснел и опустил голову”, что было воспринято друзьями как победа. Очевидно, граф просто не имел желания даже пытаться оспаривать данное абсурдное утверждение и поспешил удалить себя из столь деградировавшей по его меркам реальности.

Рассказ завершается тем, что автор признается в своём желании быть забальзамированным заживо, как и граф Бестолковео, на "лет двести". Он осознает примитивность своего существования в XIX веке и недовольство современным состоянием дел в мире: “Мне давно поперек горла встала эта жизнь и наш девятнадцатый век. Убежден, что все идет как-то не так. К тому же мне очень хочется узнать, кто будет президентом в 2025 году.” - заявляет он. По всей видимости, до выхода главного героя из длительного сна остаётся совсем недолго. Как думаете, разочарует ли его новое настоящее так же, как египтянина?

Эдгар Аллан По сумел мастерски комбинировать элементы фантастики и мрачного юмора, освещая вечный вопрос о превосходстве одной эпохи над другой. Призыв к пересмотру представлений о развитии цивилизаций был и остаётся актуальным.

Спасибо за внимание к этой статье! Подписывайтесь на мой блог, и давайте вместе исследовать удивительные литературные миры.

Ваш Давыдов.