Найти тему

Брассай или не Брассай?

Ночь не показывает вещи, она намекает на них. Она тревожит и удивляет нас своей странностью. Она освобождает силы внутри нас, которые в дневное время подчинены нашему разуму.
Брассай

Брассай (настоящее имя Дьюла Халас) — выдающийся французский фотограф венгерского происхождения, признанный одним из наиболее влиятельных мастеров фотоискусства XX века. Его знаменитые снимки ночного Парижа 1930-х годов стали новаторскими в жанре ночной фотографии.

Брассай
Брассай

В наиболее знаковых работах фотографа главной темой стал ночной облик французской столицы. Брассай виртуозно демонстрировал, как обыденные городские декорации могут преобразиться под покровом ночи, обретая совершенно новые, завораживающие черты и формы. Он фотографировал буквально все подряд: не только архитектурные памятники Парижа, но и различные элементы городской среды. Он снимал парки, мосты, кафе и книжные киоски, общественные туалеты, граффити на стенах зданий, красочные городские ярмарки и даже публичные дома.

Работа Брассая
Работа Брассая

В работах Брассая меня привлекает его способность запечатлеть романтику ночного города, его таинственность и некий сюрреализм. Это вдохновило меня попробовать свои силы в ночной съемке. Несмотря на то, что за сто лет фотография успела шагнуть достаточно далеко в техническом плане, я попытался передать подобное ощущение таинственности и загадочности в своих снимках, применив некоторые приемы.

Во-первых, выбор пал на пленочную фотографию как наиболее доступный способ получить винтажную стилистику. Брассай использовал камеру Voigtlander Bergheit 6.5x9 с объективом Heliar, поначалу на стеклянные пластины, но потом приспособил камеру под пленку. Я же использую Canon A1, 35мм, гораздо удобней таскать, чем стеклянные пластины, также есть возможность двойной экспозиции кадра при помощи специального рычажка, что довольно интересно само по себе и открывает еще больше простора для творчества.

-3

Идея передать дух фотографий Брассая также пришла мне в голову, когда я нашел в местном фотомагазине катушку Foma Retropan 320. Эта черно-белая пленка с «богатыми полутонами, легким софт-эффектом, невысокой контрастностью и довольно крупным зерном» подошла под мои цели.

-4

Брассай фотографировал Париж в период перехода от Belle Époque к современности, когда на смену газовым фонарям пришли электрические. Поэтому одним из условий своей работы я отметил наличие городских фонарей в кадре, а также красивых старинных улиц Москвы, что заставило меня поисследовать город за пределами своих ежедневных маршрутов.

-5

Брассай обнаружил, что лучшим способом рассеять свет является съемка в тумане или во время дождя. Именно поэтому его ночные фотографии Парижа погружены в атмосферу романтики и ностальгии. «Туман, — говорил он, — косметика города».

Я же не мог ждать наступления холодов и появления тумана, мне хотелось экспериментировать «здесь и сейчас», поэтому в качестве «тумана» у меня выступил диффузный фильтр на объектив.

-7

Ночная съемка требует длительной экспозиции. Движущийся транспорт размывается, на фотографии проявляются световые следы от фар, фонариков, светоотражающих поверхностей.

-8

Воссоздание стиля Брассая стало довольно интересным опытом для меня, учитывая, что это была одна из моих первых катушек. Такой эксперимент, случившийся довольно спонтанно, тем не менее позволил мне лучше узнать механику ночной фотографии на пленку, а также осознанно подходить к выбору объекта фотографирования, построению композиции.

Бонус для дочитавших до конца, ведь мы любим своих подписчиков:

На ретропленке оставался кадр, который надо было «срочно дощелкать». Живописный электрический столб в местном парке, а также зачастившая летающая тарелка вдохновили на ремейк знаменитой фотографии 1952 года из секретных архивов ЦРУ.

-9

Автор статьи: фотограф-любитель Максим Дунин