Найти в Дзене
Истории прошлого

Последняя оборона Кремля в истории России. Как большевики брали Москву и чуть не уничтожили Московский Кремль?

В то время, как Петроград был почти в руках большевиков, а с крейсера “Аврора” уже прозвучал знаменитый выстрел, символизирующий конец старой России, в Москве, колыбели русской культуры, новой власти не удалось так легко закрепиться. Московские кадеты и юнкера, офицеры и преподаватели вузов, рыли окопы, строили баррикады, отбивали штурмы Московского Кремля. Последние штурмы Кремля в истории России. В октябре 1917-го в Москву пришло известие о начале Революции в Петрограде. Московские большевики сразу же собрали Советы и “красную гвардию” в размере около 15000 человек. В то же время, руководство Москвы собрало свои силы для противодействия большевистскому восстанию и организовало Комитет общественной безопасности. Им удалось собрать “под ружье” около 12000 человек. Это были юнкера, студенты, офицеры и ополчение. Они стали называть себя “белая гвардия”, в противовес красным. Дальше все зависело от скорости, с которой будут действовать стороны. Большевики сразу же разослали воззвание к в

В то время, как Петроград был почти в руках большевиков, а с крейсера “Аврора” уже прозвучал знаменитый выстрел, символизирующий конец старой России, в Москве, колыбели русской культуры, новой власти не удалось так легко закрепиться.

Московские кадеты и юнкера, офицеры и преподаватели вузов, рыли окопы, строили баррикады, отбивали штурмы Московского Кремля. Последние штурмы Кремля в истории России.

В октябре 1917-го в Москву пришло известие о начале Революции в Петрограде. Московские большевики сразу же собрали Советы и “красную гвардию” в размере около 15000 человек.

В то же время, руководство Москвы собрало свои силы для противодействия большевистскому восстанию и организовало Комитет общественной безопасности. Им удалось собрать “под ружье” около 12000 человек. Это были юнкера, студенты, офицеры и ополчение. Они стали называть себя “белая гвардия”, в противовес красным.

"Силы обороны Москвы"
"Силы обороны Москвы"

Дальше все зависело от скорости, с которой будут действовать стороны. Большевики сразу же разослали воззвание к военным и гражданским с призывом перейти на сторону большевиков.

Белые же стали вооружаться и направлялись охранять склады с боеприпасами и вооружением, а также здание городской Думы.

Обе стороны понимали ценность Кремля и необходимость заполучить то вооружение, которое там располагалось в здании Арсенала. Красные и Белые выдвинулись к Кремлю.

"Белая гвардия" выдвигается к Кремлю
"Белая гвардия" выдвигается к Кремлю

Большевики успели первыми и стали разбирать оружие, но они не смогли его вывезти и оказались заблокированы в Кремле. Подоспели силы юнкером и офицерства, завязался бой.

Белые обстреливали Кремль, в котором засели Красные, но им не позволялось использовать артиллерию, чтобы не повредить ценные исторический памятник культуры России.

Что примечательно, то основная масса жителей Москвы вообще не знала о том, что происходить, они занимались своими делами, ходили по городу и лишь изредка спрашивали у блокпостов: “А что происходит?”

"Зеваки" во время события в Москве
"Зеваки" во время события в Москве

В то же время к обороне готовились студенты и преподаватели Алексеевского юнкерского училища в Лефортово, где также находились склады с вооружением.

Патовая ситуация длилась несколько дней. Ни одна из сторон не могла достичь перевеса в силе и обе ждали подкрепления.

После известия о том, что с фронта к силам белых идет подкрепление, они воодушевились и пошли в наступление. Комитету удалось отбросить большевиков за Садовое кольцо и взять пленных. На предложение Комитета сдаться, красные ответили отказом и тогда юнкеры пошли на штурм Кремля.

"Белая гвардия" на марше в Москве
"Белая гвардия" на марше в Москве

Кремль был взят, большевики сдались. Победа Комитета была близка и руководство Советов уже готовилось капитулировать. Комитет снова предложил переговоры и Советы согласились. Они тянули время, ожидая прихода новых сил.

И эти силы вскоре подошли. Они оттеснили белых к центру Москвы, где они оказались заблокированы со всех сторон. Многие из белой гвардии перебрались в Кремль и готовились его оборонять.

Внезапно раздались артиллерийские выстрелы. Это большевики били по Креплю тяжелой артиллерией. Они, в отличие от белых, не собирались беречь культурные ценности, их задача была победить любой ценой.

Одно из орудий, ведет огонь по стенам Кремля
Одно из орудий, ведет огонь по стенам Кремля

Постепенно, все ключевые позиции белых в городе занимали большевики. Оставшиеся защитники пробирались к Кремлю. Как и Красные, которые готовились к финальному штурму.

Представители офицерства, юнкеров и ополчения обороны Москвы
Представители офицерства, юнкеров и ополчения обороны Москвы

Через несколько дней интенсивных обстрелов из тяжелой артиллерии, Комитет и Белая гвардия была вынуждена сдаться. Это был не бой, а односторонний обстрел, при котором невозможно было оказывать сопротивление, не имея артиллерии. Также представители Комитета и духовенства не могли больше терпеть разрушение Кремля, которые к тому моменту были довольно серьезными. Они надеялись сдаться и договориться с большевиками.

Разрушения Кремля после обстрелов большевиков
Разрушения Кремля после обстрелов большевиков
Разрушения Кремля после обстрелов большевиков Добавьте описание
Разрушения Кремля после обстрелов большевиков Добавьте описание
Общий вид на Кремль после обстрелов
Общий вид на Кремль после обстрелов

Но большевики, взял Кремль, убили большую часть защитников, остальные успели бежать и позже примкнули к Белой Армии.

Обе стороны следующие несколько дней занимались захоронением погибших. Процессия с захоронением представителей белой гвардии прошла от Никитских ворот до военного кладбища на Петроградском шоссе. В процессии участвовало несколько тысяч гражданских, которые пришли проститься с ними.

Процессия захоронения защитников Москвы и Кремля
Процессия захоронения защитников Москвы и Кремля

Большевики же оказали своим погибшим товарищам намного большие почести и на правах победителей похоронили всех в братской могиле у стен Кремля.

Так закончилась последняя оборона Кремля и Москвы. Большевики имели преимущество как в живой силе, так и в силе воззваний. Они любыми средствами пытались перевести на свою сторону людей.

Чего не сделали Белые, которые также могли призвать ополчение, но вместо этого большинство горожан даже не подозревало, что происходит. Комитет обороны и Белая гвардия были ограничены в силах и вооружении, а также им было важно сохранить культурные ценности в виде стен Кремля как памятник истории России.

Большевики действовали без каких либо моральных ограничений, убивая пленных, расстреливая Кремль из артиллерии, хитростью тянули время до прихода подкреплений.

Юнкеры и офицеры, по старым канонам войны и с оглядкой на понятие офицерской чести, брали пленных, пытались сохранить культурные ценности и принять капитуляцию противника. В этом они ошиблись. Большевики не признавали каких-либо нравственных норм и норм морали. Для них победа была превыше всего.

В качестве послесловия, хочу добавить риторический вопрос, который можно было бы задать жителям Москвы октября 1917-го: “Где вы были, когда большевики брали власть? Стояли и смотрели, стояли и смотрели…”