Найти в Дзене
Литрес

Трагедия «маленького человека»: подборка лучших афоризмов и цитат из книги «Шинель» Николая Васильевича Гоголя

«Как много в человеке бесчеловечья» – эта фраза, пожалуй, главный лейтмотив повести Н. В. Гоголя «Шинель», в которой писатель продолжает размышлять над жизнью «маленького человека». Его герой – Акакий Акакиевич Башмачкин – скромный титулярный советник, ничем не примечательная и незначительная личность. Его духовный мир очень скуден, в нем – только работа, нет ни друзей, ни книг, ни природы. Но однажды в его бессмысленном существовании появляется цель – покупка новой шинели. В петербургских повестях, как и во многих произведениях Гоголя, автор предлагает проследить за жизнью героя, дает нам подробную характеристику Акакия Акакиевича. Мы видим, как простая вещь помогла человеку обрести чувство собственного достоинства: в новой шинели впервые он почувствовал себя не последним в обществе. Однако счастье длится недолго, этим же вечером грабители срывают с него столь желанное приобретение. Жизненную катастрофу Башмачкина довершает его поход к «значительному лицу». Проблемы «маленького челове
Оглавление

«Как много в человеке бесчеловечья» – эта фраза, пожалуй, главный лейтмотив повести Н. В. Гоголя «Шинель», в которой писатель продолжает размышлять над жизнью «маленького человека». Его герой – Акакий Акакиевич Башмачкин – скромный титулярный советник, ничем не примечательная и незначительная личность. Его духовный мир очень скуден, в нем – только работа, нет ни друзей, ни книг, ни природы. Но однажды в его бессмысленном существовании появляется цель – покупка новой шинели. В петербургских повестях, как и во многих произведениях Гоголя, автор предлагает проследить за жизнью героя, дает нам подробную характеристику Акакия Акакиевича. Мы видим, как простая вещь помогла человеку обрести чувство собственного достоинства: в новой шинели впервые он почувствовал себя не последним в обществе. Однако счастье длится недолго, этим же вечером грабители срывают с него столь желанное приобретение.

Жизненную катастрофу Башмачкина довершает его поход к «значительному лицу». Проблемы «маленького человека» никого не интересуют. Да и кого он может обвинить в грабеже шинели? У героя повести больше нет смысла жизни. Вскоре он умирает, но появляется на улицах города в образе призрака, срывающего шинели с прохожих.

Гоголь рассуждает о судьбе Акакия Акакиевича. Имеет ли он право на счастье? Подборка лучших афоризмов и цитат из книги «Шинель» Николая Васильевича Гоголя позволит вспомнить великое произведение, а размышления автора помогут найти ответы на актуальные вопросы о судьбе и предназначении человека.

«Шинель»: цитаты из повести Николая Гоголя

  • «Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами».
  • «Существо, переносившее покорно канцелярские насмешки и без всякого чрезвычайного дела сошедшее в могилу, но для которого всё же таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь, и на которое так же потом нестерпимо обрушилось несчастие, как обрушивалось на царей и повелителей мира».
  • «Сострадание было ему не чуждо; его сердцу были доступны многие добрые движения, несмотря на то что чин весьма часто мешал им обнаруживаться».
  • «Акакий Акакиевич хотя было отчасти и сконфузился, но, будучи человеком чистосердечным, не мог не порадоваться, видя, как все похвалили шинель».
  • «Даже в те часы, когда совершенно потухает петербургское серое небо и весь чиновный народ наелся и отобедал, кто как мог, сообразно с получаемым жалованьем и собственной прихотью, – когда все уже отдохнуло после департаментского скрыпенья перьями, беготни, своих и чужих необходимых занятий и всего того, что задает себе добровольно, больше даже, чем нужно, неугомонный человек, — когда чиновники спешат предать наслаждению оставшееся время: кто побойчее, несется в театр; кто на улицу, определяя его на рассматриванье кое-каких шляпенок; кто на вечер – истратить его в комплиментах какой-нибудь смазливой девушке, звезде небольшого чиновного круга; кто, и это случается чаще всего, идет просто к своему брату в четвертый или третий этаж, в две небольшие комнаты с передней или кухней и кое-какими модными претензиями, лампой или иной вещицей, стоившей многих пожертвований, отказов от обедов, гуляний, – словом, даже в то время, когда все чиновники рассеиваются по маленьким квартиркам своих приятелей поиграть в штурмовой вист, прихлебывая чай из стаканов с копеечными сухарями, затягиваясь дымом из длинных чубуков, рассказывая во время сдачи какую-нибудь сплетню, занесшуюся из высшего общества, от которого никогда и ни в каком состоянии не может отказаться русский человек, или даже, когда не о чем говорить, пересказывая вечный анекдот о коменданте, которому пришли сказать, что подрублен хвост у лошади Фальконетова монумента, – словом, даже тогда, когда все стремится развлечься, – Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению».
  • «Обыкновенный разговор его с низшими отзывался строгостью и состоял почти из трех фраз: “Как вы смеете? Знаете ли вы, с кем говорите? Понимаете ли, кто стоит перед вами?”».
  • «Чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным».
  • «Что касается до чина (ибо у нас прежде всего нужно объявить чин), то он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут кусаться».
  • «Изъяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения».
  • «Всегда найдется такой круг людей, для которых незначительное в глазах прочих есть уже значительное».
  • «Так уж на святой Руси всё заражено подражанием, всякий дразнит и корчит своего начальника».
  • «За ужином выпил он стакана два шампанского – средство, как известно, недурно действующее в рассуждении веселости. Шампанское сообщило ему расположение к разным экстренностям».
  • «Оставался в том приятном положении, лучше которого и не выдумаешь для русского человека, то есть когда сам ни о чем не думаешь, а между тем мысли сами лезут в голову, одна другой приятнее, не давая даже труда гоняться за ними и искать их».
  • «Он, подобно весьма многим имеющим богатырскую наружность, почувствовал такой страх, что не без причины даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка».
  • «А значительное лицо, довольный тем, что эффект превзошел даже ожидание, и совершенно упоенный мыслью, что слово его может лишить даже чувств человека, искоса взглянул на приятеля, чтобы узнать, как он на это смотрит, и не без удовольствия увидел, что приятель его находился в самом неопределенном состоянии и начинал даже с своей стороны сам чувствовать страх».
  • «К тому же он имел особенное искусство, ходя по улице, поспевать под окно именно в то самое время, когда из него выбрасывали всякую дрянь, и оттого вечно уносил на своей шляпе арбузные и дынные корки».
  • «Он служил с любовью. Там, в этом переписываньи, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир».
  • «Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его».
  • «Благодаря великодушному вспомоществованию петербургского климата болезнь пошла быстрее, чем можно было ожидать, и когда явился доктор, то он, пощупавши пульс, ничего не нашелся сделать, как только прописать припарку, единственно уже для того, чтобы больной не остался без благодетельной помощи медицины».
  • «А вы, матушка, и времени даром не теряйте, закажите ему теперь же сосновый гроб, потому что дубовый будет для него дорог».
  • «Ну нет, – сказал Акакий Акакиевич, – теперь с Петровичем нельзя толковать: он теперь того… жена, видно, как-нибудь поколотила его».
  • «В полиции сделано было распоряжение поймать мертвеца во что бы то ни стало, живого или мертвого, и наказать его, в пример другим, жесточайшим образом, и в том едва было даже не успели».
  • «Выслужил он, как выражались остряки, его товарищи, пряжку в петлицу да нажил геморрой в поясницу».
  • «Нечего делать, Акакий Акакиевич решился идти к значительному лицу. Какая именно и в чем состояла должность значительного лица, это осталось до сих пор неизвестным. Нужно знать, что одно значительное лицо недавно сделался значительным лицом, а до того времени он был незначительным лицом».
  • «Откуда вы набрались такого духу? откуда вы мыслей таких набрались?».
  • «Много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости».

Короткие цитаты «Шинель» Гоголь

  • «Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности».
  • «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете».
  • «Исчезло и скрылось существо никем не защищенное».
  • «Он не делал ни одной ошибки в письме».
  • «Ведь нельзя же залезть в душу человеку и узнать всё, что он ни думает».

Акакий Акакиевич: цитаты персонажа из повести «Шинель»

  • «Родился Акакий Акакиевич против ночи, если только не изменяет память, на 23 марта».
  • «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» – и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой».
  • «Как же новую? Ведь у меня и денег на это нет».
  • «Нужно будет уменьшить обыкновенные издержки, хотя по крайней мере в продолжение одного года: изгнать употребление чаю по вечерам, не зажигать по вечерам свечи, ходя по улицам, ступать как можно легче и осторожнее по камням и плитам, почти на цыпочках, чтобы таким образом не истереть скоровременно подметок; как можно реже отдавать прачке мыть белье».

«Шинель»: цитаты для ЕГЭ

  • «Да нет, это выйдет: и работу убивать и деньги попусту тратить».
  • «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».
  • «Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных, светских людей».
  • «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное».
  • «Ребенка окрестили, причем он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник».
  • «В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения».
  • «Хлебал наскоро свои щи и ел кусок говядины с луком, вовсе не замечая их вкуса, ел всё это с мухами».
  • «Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия».
  • «И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было».
  • «Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра?».

Еще больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!

-2