Найти тему
Анжелика Астрова

Лавкрафтовщина: как до сих пор паразитируют на авторе. Разбор на примере игры Call of Cthulhu⁠⁠

Дагон (2001)
Дагон (2001)

Так как юный джентльмен Говард, он же Гоша, он же Жора, мною всецело обожаем, как бы попсово это не звучало, я всегда пытаюсь найти фильмы и игры, соответствующие тематике его книг.
К сожалению, большинство из продуктов, эксплуатирующих имя автора, совершенно пресные и вульгарные.
Одно из действительно неплохих детищ на моей памяти — старый добрый шутан Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth 2005 года, в котором город Иннсмут и всё в нем происходящее, было описано в оригинальной книге, и приукрашено весьма добротными мелочами.
В игре чувствовалась любовь, душа и атмосфера. Уважение к прототипу.
Кстати, фильмы я посмотрела вообще все, начиная с чёрно-белых, и смотрибельных лишь парочка.

Ктулху (2007)
Ктулху (2007)

Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth (2005)
Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth (2005)

Возвращаясь в тему игр: вечно играть в старое невозможно (хоть местами я и пытаюсь), поэтому я попробовала относительно новую игру про Неописуемого Спящего Владыку.

-4

Call of Cthulhu (2018)

Игра была выпущена Cyanide Studio, и в основу сюжета какую-то конкретную книгу не берёт. Вместо этого, разработчики решают выдумать что-то такое, «что будет в духе, но не совсем».
Главный герой игры, детектив Пирс (ха!), расследует загадочную смерть знаменитой художницы, которая на удивление своих фанатов, вышла замуж за таинственного мужчину и с ним уехала жить на бедный рыбацкий остров, с названием Даркуотер (ха![2]).
Она начинает рисовать жуткие картины, последняя из которых очень взволновала ее отца, ведь перед своей смертью, девушка отправила странную картину именно ему. А затем, по мнению полицейских, подожгла себя, мужа и ребенка в собственном доме.
Отец обращается к Пирсу с просьбой во всём разобраться, и с этого начинается основная игра.

-5

Повествование у игры очень медленное и совершенно лишено простейшей логики.
Пример: детектив заходит в дом и находит в гостиной одну бутылку алкоголя. Сразу делает вывод, что муж семейства был тираном и постоянно избивал жену (мож, он садился на неё, почему сразу жену бил?). Затем находит туфлю жены на полу, и рассуждает как она отбрасывала своего сына, чтобы и он не попал под горячую руку отца (может она Золушка, причём тут сын вообще).
Все это в режиме «ведьмачьего чутья» главного героя, где он заявляет объективно нелогичные вещи, как истина в последней инстанции. Одно дело, будь у него сверхспособности, чуйка какая-то, но ведь игра всё преподносит как чисто шерлоковскую дедукцию. Мол, ну да, логично приплёл.

Однако подобное составляет лишь 30% общего геймлпея.

-6

Больше всего, игроку придется совершать пиксельхантинг и искать разнообразные предметы. Например, одна комната не выпускает из себя, пока мы не найдем ломик (само собой, который неактивен до появления квеста). Ломик в игре нам не пригодился ни разу, даже когда мы встречали хлипкие деревянные двери, выбить их с помощью лома и ноги мы не могли. Как и перелезть через упавшее дерево, шкаф или забор ниже колена, прыжки в игре также отсутствуют.
Кроме пиксельхантинга и нелогичных детективных выводов, игра изобилует двумя крайне надоедливыми вещами: всюду нужно крутить вентили в нужном порядке и переключать рычаги. Вы будете делать это снова, снова и снова. Вентель, пиксельхантинг, нелогичный вывод. Вентель, пиксельхантинг, нелогичный вывод. Снова и снова. Прямо как в квестах 90-х, мусоля одну и ту же локацию и забывая, что мы вообще тут делаем.

-7

В игре присутствует лишь иллюзия выбора.
По факту, все ответвления диалогов приводят к одним и тем же местам и персонажам. И лишь пара конкретных вещей выводит на одну из четырёх концовок, все из которых являются полным провалом, так как не раскрывают начатое, да и приятной недосказанности не несут. Игра просто на полуслове заканчивается. Ни ответов, ни приятной тайны, ни минимального чувства завершённости или причастности.

-8

Сюжет достаточно прост: на берегу синего-синего моря стали дохнуть киты и остров начал голодать. Однажды, китобои выловили левиафана то ли из Subnautica, то ли из Dishonored, которого еле довезли до земли, и всем островом его съели. После этого у всех начались жуткие сны. Наша художница начинает рисовать странные картины. Один сумасшедший доктор начинает ставить эксперименты на больных людях. Это завязка, однако по ходу игры, сюжет не двигается никуда. Даже в финалах. Будущего у острова, и даже у человечества, мы не знаем даже примерно. Наш дорогой детектив не приоткрывает и настоящего толком, просто ходит и делает выводы бабки со скамейки. Почему у острова отсутствует связь с окружающими странами, почему банально не свалили всё на отравление и почему не опубличили это дело вместе с врачами — загадка дыры.

-9

Единственный момент, что почти сразу мы узнаём о сектантах, которые к чему-то на острове готовятся. Всё. Ни их тайн, ни мотивацию, ни просто какого-то загадочного вайба мы не получаем. Сектанты и сектанты, чо бухтеть.

-10

Буду честна, после 3 часов в игре, начался достаточно бодренький геймплейчик: побег из одной и той же локации под разными фильтрами, но при этом достаточно динамично и насыщено.
Фаново, драйвово, двумя словами.
Однако... еще через пару часов, мы вновь проходим вентели, пиксельхантинг и делаем нелогичные выводы растягивая часы.

-11

Многие сетовали на графику и анимацию, но здесь я скорее поставлю плюс, так как визуальный ряд, в целом, выглядит норм.
***
Так что же в целом не так с произведениями по Лавкрафту и конкретно с этой игрой?

-12

Совершенно не хватает той странной пьянящей атмосферы, размытых граней между сном и явью, притягательной тьмы — именно то, что за что мы ценим и любим Лавкрафта.
Недостаточно использовать зелёный цветокор, добавить щупальца повсюду и включить Ктулху в название.
Я понимаю, что визуализировать
неописуемое сложно, но можно было бы оперировать такими же авторскими полусмыслами, дергать за ниточки, подстёгивать игрока создавать в голове больше, чем можно показать по техническим причинам.
У нас есть культ. Вот просто культ и всё. Почему-то детектив не удивляется и впервые встречая культистов, не даёт никаких комментариев.

И что? А у нас вон, Орифлейм ходили ко квартирам, тоже своеобразный культ! Каждый день вижу как книжки со свечами летают!Стоковый детектив

Допустим, это так, но тогда пусть это будет как-то развёрнуто, обосновано. В конце концов, применимо как чеховское ружьё в духе автора, когда гг обнаруживает у себя жабры и поэтому мозайка складывается!

-13

Где же пробирающий до мурашек ужас, и меланхоличные мотивы прибрежья, так живописно демонстрируемые в книге? Где пустота, непонимание, одиночество, тайна, загадка под сенью солёного бриза?
Остров, детектив, культ: сколько возможностей для реализации, даже просто через диалоги! Лавкрафт это ведь не банальное использование рыболюдской тематики (да и не только про своих мерменов он писал же), это про жгучее ощущение глобального, непреодолимого и подступающего ужаса, который шаг за шагом всё больше нагнетает читателя. За каждой страницей скрывается новый сюжетный виток, переворачивающий мир героев.
***
Вайб — вот что создаёт Лавкрафт текстом, и делает это очень плотно и своеобразно. Но разработчикам, постановщикам фильмов и т.д., проще сделать банальную формулу сюжета без идеи и покрасить визуал зелёным.
Героям не сопереживаешь, они всегда выживают и не меняются, хотя трансформация красной линией идёт через все произведения автора.
Часто от продуктов, якобы в духе Лавкрафта, кроме паразитирования действительно нет ничего, т.к. идея первостепенна, а не их исключительно визуальное воплощение (оно должно быть лишь частью общей атмосферы).
Я бы согласилась на дурацковатую графику, крошечные локации, узнавание мира через записки, и в целом очень примитивную техническую составляющую, если бы авторы доносили те ощущения, которые испытываешь при прочтении. Без зелёного цвета, тентаклей и злых злодеев, которые делают свои злые дела, потому что злые.

-14

Буду ли я рекомендовать кому-то эту игру, и перепроходить ее снова? — однозначно, нет.

А есть ли у вас примеры контента по автору, которые вам понравились и были близки духу произведений?

Подписывайтесь на мой ютуб и твич для ежедневного контента!
https://www.youtube.com/@anzhelika_astrova
https://www.twitch.tv/astromeridian